Завод, построивший заводы.
Наш город всегда славился предприятиями строительной
индустрии. Одно из них - Искитимский завод
строительных материалов,
ранее носивш
ий
название завод
Ж БИ-13. История этого коллектива
стала яркой страницей
и в истории
наш его Искитима. В этом
году предприятие отмечает большой юбилей - 55
лет со дня основания.
Богатство завода
- его люди:
рабочие, специалисты, инженеры.
Ведь от их
профессионализма, добросовестного отношения
к общему делу,
от их умелых
рук и накопленного
годами бесценного опыта
на самом деле и
зависит судьба предприятия.
И современный коллектив,
переняв эстафету прошлых
лет, сохраняет славные
трудовые традиции своего
завода. Сегодня на
заводе трудится коллектив
относительно небольшой, но очень
дружный, крепкий, слаженный,
профессиональный. Каждый заслуживает
слов благодарности. И сегодня, в
канун юбилея предприятия,
наш рассказ -
о людях предприятия.
ЗА ЭТО ВРЕМЯ коллектив прошел
длинный путь. Предприятие возникло,
когда развернулось строительство второй площадки цементного завода. О рождении
производства говорят документы: решение Новосибирского совнархоза и приказ №
156 Управления строительства от 20 сентября 1960г. Тогда на промышленной карте области появился завод ЖБИ-13 треста
"Востокцемстройреконструкция". Но возник он
не на голом месте.
Начало всему положил
небольшой цех сборного железобетона, основанный в Искитиме
еще в 1954 году.
Вот что
об этом рассказывает
памятный альбом, хранящийся на
предприятии с советских времен:
"В послевоенный период,
когда восстанавливались разрушенные города и села, развернулось крупным
планом строительство Западной Сибири
- региона, где
главным поставщиком цемента был Чернореченский
цементный завод. Возникла острая необходимость увеличить его мощность.
В те годы на базе местного СУ
треста "Черноречцемстрой" (впоследствии
"Востокцемстройреконструкция"), который
занимался строительством завода и др. объектов, был организован участок
с цехами: шлакоблочным, столярным,
арматурным, бетонно-растворным и только
что зарождавшимся цехом сборного железобетона. Согласно Приказу
№137к Треста от
1-го июля 1954 года на месте участка был создан на самостоятельном
балансе Комбинат подсобных предприятий, который и должен был обеспечивать трест стройматериалами.
КПП, так сокращенно
именовался комбинат, был расположен на левом берегу Берди
вблизи цементного завода. Он имел три
основ
ных цеха: шлакоблочный, бетонно-растворный и столярный с
лесопилкой. Все работы в них выполнялись в основном вручную или при помощи
примитивной техники. В связи
с расширением цемзавода встал
вопрос о полной перестройке действующих цехов Комбината. Строительному тре
сту нужна была прочная собственная база для обеспечения
крупнейшей стройки области. К двум бетоносмесительным установкам добавилась еще
одна, которая находилась непосредственно на стройплощадке цемзавода".
Так, одновременно со
строительством второй площадки цемзавода, которая в
1960 году была объявлена Всесоюзной
ударной комсомольской стройкой, началось бурное развитие завода ЖБИ-13.
"На остров, где строился цемзавод,
потребовалось несколько тысяч
кубометров товарного бетона, крупнопанельные
блоки. Встал вопрос о коренной перестройке всех цехов. Для подачи большого бетона на берегу Берди были установ
лены еще четыре смесительные
локальные установки, так как бетон на стройку подавался непрерывно".
А поскольку досрочно
запускались технологические линии цементного гиганта, то
соответственно росла и собственная база предприятия. "В ко
роткие сроки были построены заново цехи бетонно-растворный,
арматурный, металлоизделий, столярный, заводоуправление с бытовками. Нача
лось строительство
компрессорной для
механической подачи извести, было ликвидировано ручное гашение извести. Возрастало
производство
сборного железобетона. Были
построены дополнительные пропарочные камеры, подкрановые пути. Большая заслуга
в том, что предприятие стро
илось, реконструировалось, увеличивало мощности,
принадлежит бывшему директору завода
В.И. Кучкину. Благодаря его
заботам благоустраи
валась,
приобретала новый облик территория завода".
В старых альбомах бережно
хранится память о славных делах, о неутомимых людях, чьими
руками создавалась слава завода. Они были первыми, работая
в три смены,
когда многое делалось вручную, на примитивном оборудовании, в почти неотапливаемых помещениях - было очень трудно, но люди работали
с большим энтузиазмом. Невозможно не вспомнить в канун юбилея их имена. В бетонно-растворном
цехе первыми бригадирами были К.Н.Мищенко и А.Д.Герман. Мастерами своего дела
стали рабочие .П.Дмитриева, М.М.Ильинкова, Н.В.Шахматова, И.И.Афанасьева. Пример в работе показывали Г.Ф.Стахнев, Д.Д.Костылев, А.Л.Чечера, А.А.Веснин, М.А.Могилевцева,
А.И.Дубровина, М.И.Чураков, О.П.Горобцова
и др.
При КПП существовала
небольшая лаборатория, работу которой
возглавляла участница ВОВ А.И.Мымрина.
Бригадирами на выпуске крупных
шлакобетонных блоков на берегу Берди были И.Т.Кпишин и А.А.Веснин.
Поощрял рационализаторское движение главный механик П.М.Кожемякин.
Славились в то время арматурщики завода: цеху были присвоены титулы
"Коллектив коммунистического труда" и "Имени 50-летия Советской
власти". Всей стройке были известны имена арматурщиц А.Стрельцовой, М.Шумилиной, Л.Татарниковой, Л.Зевахиной. А за изготовление станков многоточечной сварки
начальник этого цеха В.А.Мотов был награжден пу
тевкой ВДНХ. Заводскими
энтузиастами и первопроходцами по
праву считались бывший директор завода А.П.Рупасов,
работники П.А.Слуцкий, А.Д.Герман, А.И.Дубровина, Г.Ф.Стахнев,
М.М.Ильинкова, Д.Д.Костылев,
К.Н.Мищенко, Л.П.Дмитриева, Л.М.Юферова, М.К.Шилеков, Л.А.Татарникова.
В это же время одна за другой
разворачивались стройки новых искитимских предприятий.
И опять завод поставлял туда свои изделия. За несколько лет с начала основания предприятия
в 3 раза вырос объем валовой продукции, в 4,5 раза возросла производительность
труда. Предприятие из убыточных к 1970 году перешло в
рентабельные.
Вплоть до конца 80-х завод
ежегодно работал с перевыполнением плана. В пик сезона у проходной завода
выстраивалась огромная очередь грузовых машин, прибывших за продукцией завода.
Но были и
печальные страницы истории в
жизни предприятия. Когда в
90-е экономика страны пришла
в бедственное положение, увлекая
за собой большие и
малые предприятия в
бездну, трудно выживал и завод ЖБИ-13. К 2000-му
году уже дошло до
банкротства. Но все
же завод удалось спасти от неминуемого разрения.
Виктор Иванович Иванов, заступив на пост директора завода, смог переломить ситуацию и
вывести предприятие из
этого смертельного пике. Он убедил
кредиторов вложить еще некоторые
средства в развитие предприятия
с тем, чтобы оно смогло снова начать работать и рассчитаться с долгами. К концу года ожившее производство смогло не
только полностью рассчитаться с кредиторами, но
и погасить долги
по зарплате. С тех пор
производство продукции ежегодно только росло. Минувшие 15
лет были благополучными для завода. Ситуация
на строительном рынке
и грамотная работа команды
позволяли наращивать
объемы производства.
Увеличивался выпуск железобетона, а также всех видов выпускаемой на заводе продукции.
Ее ассортимент постепенно возрос до 160 наименований, тогда как начинали
с 24.
Все это стало возможным
благодаря постоянному обновлению оборудования. В течение нескольких лет
было проведено серьезное перевооружение производства, произошла замена оборудования,
на площадках в дополнение к имеющимся поставили новые краны (башенный и
мостовой), поставили новые мешалки. Также была построена высоковольтная
линия, проведены работы по газификации завода. В прошлом году
в РБУ (раствор-
но-бетонный узел) была внедрена автоматика, благодаря чему бетон
на заводе теперь выпускается в автоматическом режиме - путем нажатия одной
кнопки. Опалубка заменена на новую. Все это самым положительным образом сказалось на
качестве продукции. За заводом
прочно закрепилась репутация крепкого и надежного предприятия. Которое, кстати, не забывает помогать другим. Все эти годы
завод оказывал многим организациям и учреждениям благотворительную помощь. К
примеру, на средства предприятия построены фундаменты искитимских
храмов - Свято-Никольского кафедрального собора, Храма в честь иконы Божией
Матери "Владимирской", Храма в честь Новомученников
и Исповедников Российских в Ложках, приобретены подборы колоколов для Свято- Никольского
собора и Храма в честь Новомученников и Исповедников
Российских по семь и шесть колоколов. Здесь большую помощь оказал Виктор Алексеевич Голубев - руководитель Производственного объединения
"Кристалл".
На протяжении ряда лет оказывается помощь Троицкому Собору Московской епархии
Московской Патриархии, воспитанникам приюта и детям инвалидов детского сада при
социальном Центре
"Надежда". Постоянно оказывается
всесторонняя помощь школе №6, школе-интернату №12, музыкальной школе, а также в
проведении всевозможных соревнований. Руководитель предприятия В.И.Иванов
является членом попечительских советов спортивного клуба "Кристалл" и
клуба единоборств "СИАМ". Солидный взнос был перечислен в московский благотворительный
фонд для лечения детей с
врожденными пороками.
Многогранная
благотворительная помощь не осталась незамеченной. Искитимский
завод строительных материалов вписан в историю меценатства России: отмечен во
втором томе "Золотой книги нации" и является лауреатом первой
национальной общественной премии "Добрый ангел", а также удостоен Большой
серебряной медали "Национальное достояние" за благородство помыслов и
дел.
Заботятся на
заводе и о
людях, которые здесь работают.
Кадры здесь умеют ценить. В цехах - бытовые помещения с душем, комнаты для приема
пищи. Действует своя столовая, стоимость
обеда в
которой для работников составляет
30 рублей, остальное доплачивает предприятие. Выдается
спецодежда, и такой термин как культура
производства здесь не пустой звук. Предприятие промышленное, но чистоту
стараются поддерживать на уровне, чтобы не стыдно было свое производство
показать.
Ведь все это и создает те
условия, в которые хочется возвращаться и трудиться с отдачей. Именно такие
детали создают особую атмосферу, которую и будут вспоминать потом люди, когда
будут вспоминать уже свою, родную и близкую, потому что прожита она лично -
историю завода.
Сохраняя традиции
прошлого, закладываем фундамент для будущего.
Алексей Владимирович НАМЕСТНИКОВ, электрогазосварщик
арматурного цеха Алексей Наместников - представитель рабочей молодежи на
заводе, но при этом уже сформировавшийся профессионал, о котором на предприятии
говорят: "Он свое дело крепко знает!"
На ИЗСМ Алексей работает
четвертый год. Вначале был арматурщиком, потом его перевели в
сварщики. На сварщиках,
можно сказать, вся работа арматурного цеха строится. Они сваривают
арматурные сетки для плит перекрытия. Дело это ответственное и трудоемкое,
требует мастерства и сноровки. В пиковый сезон арматурный цех в месяц, бывает,
"варит" по 70 с лишним тонн. Так что на таких специалистах, как
Алексей, все держится.
-У меня здесь знакомый
работал формовщиком, позвал и я пошел,
- рассказывает Алексей. -
Поначалу стержни обрезал, потом к бабуле перевели, - так с уважением вперемешку
с доброй улыбкой в цехе молодежь называет
Лидию Артемовну Зевахину, опытнейшего наставника
сварщиков, которая проработала на заводе порядка 40 лет и только недавно ушла
на пенсию. Очень
уважают здесь Лидию Артемовну.
- Она меня всему научила.
Учиться у такого наставника
большая удача, вот так из одних рук узнать все тонкости и особенности работы
сварщика именно по линии ЖБИ. В цехе об Алексее говорят только хорошее: "Он на всех станках в цехе работать
может, владеет всеми видами сварки, точечной
сваркой. Хорошие сварщики нам очень нужны,
сейчас это редкость".
Николай Дмитриевич
ЗАХАРОВ, тракторист
Есть такие люди -
немногословные, скромные, но при этом незаменимые. Это про нашего Николая
Дмитриевича. Работает он на тракторе,
с помощью которого
загружает инертные материалы - щебень, песок - в бункера, откуда они
далее поступают в технологический
цикл производства. Можно даже
сказать, что технологическая цепочка начинается с тракториста Николая Захарова.
А вообще тракторист на предприятии незаменимый
помощник: зимой снег на
территории почистит, всегда выручит, когда нужно что-то тяжелое подтащить или
увезти. Да мало ли нужд возникает на предприятии.
На ИЗСМ
Николай Дмитриевич работает уже
около 15 лет, отсюда пошел на пенсию, но и сегодня остается в рядах трудового
коллектива. Как такого человека
отпустить? А трудовой стаж у него уже очень большой: до завода работал и
в совхозе, и в "Печнике" (Шипуново), и в
стройтресте. Везде его вспоминают добрым словом - добросовестный, работает с
огоньком и с техникой обращается бережно, по-хозяйски. Так что такому че
ловеку не страшно в его опытные руки доверить современную
технику. На ИЗСМ трактор у него новый,
современный, импортный. "Он и в эксплуатации удобнее, и в управлении
легче, не говоря уже о том, что просто приятно работать. Зимой в одной рубашке езжу - в кабине
тепло", - хвалит технику Захаров. За добросовестный труд его неоднократно
награждали на предприятии. На заводе так заведено - лучших работников награждают
к Дню строителя, поздравляют на дни рождения и
юбилеи, отличившимся вручаются денежные премии от предприятия.
Сергей Владимирович ГРУНВАЛЬД,
слесарь
Сергей Владимирович - человек
немногословный, потому что привык не говорить, а дело делать. Работа всегда на
первом месте. Вот и интервью пришлось совместить с выполнением производственной задачи:
Сергей Владимирович занимался в этот момент установкой промышленного
сита - просеивать песок для раствора. Умелые руки крутят гайки, без суеты, без
спешки - крепко, основательно.
Наметанный глаз замечает каждую мелочь, правильно ли сделано или нужно
исправить. Шутка ли дело порядка 20 лет трудится на предприятии. За это время
оборудование изучено вдоль
и поперек, многое монтировалось на его глазах и при его
непосредственном участии. Он знает здесь все до винтика.
Сергей Владимирович приехал в
Искитим из Киргизии в 1990 году, да так здесь и остался.
Сразу устроился на ЖБИ-13. Начинал работать шофером, а сейчас трудится слесарем,
а также и электриком в случае необходимости. У него первое специальное образование
- электромонтажника. На заводе
его уважают как человека
ответственного и знающего. За трудовую жизнь он освоил много профессий и сейчас
на все руки мастер.
За минувшие
20 лет на предприятии многое изменилось, отмечает Сергей Владимирович. Было
установлено новое оборудование, в цехе РБУ все на автоматику переведено - в
монтаже и наладке Сергей Владимирович принимал непосредственное участие.
Ирина Тимофеевна
ХАЛЫГОВА,
транспортировщица на РБУ
Очень ценят на заводе Ирину
Тимофеевну Хапыгову - за ее долголетний и добросовестный
труд. Она один из ветеранов производства. Из глубины мерно гудящего цеха, в котором
ни на минуту не останавливается работа -
и одна за другой сюда подъезжают машины,
чтобы загрузиться свежим строительным раствором, к нам вышла приятная, улыбчивая
женщина. Немного смутилась тем, что у нее будут брать интервью для газеты, но
про работу рассказывает она с удовольствием, оживленно, и сразу становится заметно, что дело свое
Ирина Тимофеевна знает и любит. А трудится она на предприятии 26 лет!
Устроилась на завод ЖБИ -13 в
далеком 1989 году. "Я приехала
из Таджикистана, стала искать работу и устроилась сразу сюда. С тех пор ни разу не
пожалела о своем выборе. Коллектив у нас замечательный, как домой сюда уже идешь", - говорит
Ирина Тимофеевна. Начинала она на весовой, потом на извести
работала - известигасильщиком. Это работа с
вредными условиями труда,
"на вредности" Ирина Тимофеевна проработала девять лет. Потом
перешла на РБУ (растворно-бетонный узел), где и
трудится до сих пор транспортерщиком. По транспортерной ленте подаются песок и щебень, необходимые для
производства раствора и бетонной смеси.
Сама она женщина увлеченная,
любит создавать вокруг красоту, одно из ее хобби - вышивка бисером. Работа
кропотливая, требует сосредоточенности и выдержки. И, конечно, чувства
прекрасного. У Ирины Тимофеевны все это есть. Свободное время, как любая
женщина, любит посвящать семье и
домашнему хозяйству.
Татьяна Ивановна
САВАТЕЕВА,
В числе ветеранов завода и
Татьяна Ивановна Саватеева. Она знает
все производство от и до, умеет к каждому человеку найти подход, а главное -
она отличный организатор, у которого все звенья одной цепи работают в таком
слаженном единстве, что просто загляденье.
Татьяна Ивановна трудится на
заводе с 1991 года, вот уже почти 25 лет. Работала зав складом, мастером,
кладовщиком, и одновременно все эти обязанности исполняла... Ее замечательные профессиональные качества и умение
всегда все успевать, не остались незамеченными.
Татьяна Ивановна
была поставлена начальником цеха, а сейчас
зав производством. Дело ответственное, хлопотное. Нужно организовать все производство, что
бы все было
на месте, всего хватало, рабочие
работали, план выполнялся,
чтобы процессы были материалами
обеспечены, техникой, чтобы все подавалось вовремя. И
люди, самое главное, чтобы были обеспечены спецодеждой, питанием и всем
необходимым. Татьяна Ивановна с удовольствием рассказывает о коллективе
предприятия, для нее, как и для многих на заводе, кто проработал здесь долгое
время, он стал второй семьей.
"Коллектив у нас хороший,
с крепким костяком, на который можно опереться. Люди -
душа и сердце нашего предприятия".Авторитет
Татьяны Ивановны на заводе незыблем,
при том что
она всегда остается добрым и чутким человеком. Ее вклад
в общее дело неоднократно отмечался благодарностями от предприятия. А для
семьи она всегда остается прежде всего заботливой женой, мамой и уже дважды
бабушкой.
Юрий Витальевич
ПИЧУГИН,
заместитель директора
Одним из
ветеранов завода является
и Юрий Витальевич Пичугин, заместитель директора. На заводе он работает
без малого четверть века и внес в его развитие существенный вклад. Человек
высокого профессионализма.
Юрий Витальевич окончил
Новосибирский институт инженеров водного транспорта по специальности
"Гидротехническое строительство".
В начале трудовой деятельности работал
в Искитимском стройтесте, горкоме КПСС,
затем на строительных предприятиях.
На ЖБИ-13 пришел 5 августа
1991 года главным инженером.
-Это был тяжелый год, уже
серьезные наметки были к развалу всей промышленности. У нас стояла задача
только выживать, - с горечью вспоминает он то
время. -
Порой казалось, что завод просто не спасти. В 2000 году он уже был
признан банкротом. С приходом на пост директора Виктора Ивановича Иванова все
изменилось. Он восстанавливает разрушенные предприятия, ведь это уже второе
предприятие, в которое он вдохнул новую жизнь. Завод заработал. Мы
провели серьезное перевооружение производства, заменили оборудование, поставили
краны, поставили новые мешалки. В прошлом году внедрили автоматику. Бетон у нас
сейчас выпускается в
автоматическом режиме - путем нажатия одной кнопки. Заменили опалубку на новую. И сейчас мы работаем стабильно.
Во всех
этих проектах Юрий
Витальевич принимает самое непосредственное участие. В настоящее время
он является заместите
лем директора.
Интересно, что отец Юрия Михайловича
в свое время работал заместителем директора завода ЖБИ-5. А его сын закончил институт водного транспорта по специальности "Гидротехническое строительство" и сейчас работает главным
инженером Бердского строительного треста. Вот такая интересная
семейная традиция.
Бухгалтерская работа
- дело тонкое. В заводоуправлении этот отдел
является одним из самых важных. И
работают здесь четыре очаровательные женщины - настоящие профессионалы своего
дела, на которых держится вся бухгалтерская и кадровая работа завода.
Юлия Викторовна Куликова
-
главный бухгалтер. Работает
на ИЗСМ с 2010 года. "Очень исполнительная, умная, опытная,
доброжелательная - она сразу вошла в коллектив, и мы сразу ее полюбили", -
отзываются о ней коллеги. За кадровую
работу отвечает Ольга Александровна Саченко, она работает
на заводе вот уже восемь лет, и в кадрах на заводе полный порядок. Бухгалтер Екатерина
Александровна Плаксина работает два года,
но уже зарекомендовала себя как грамотный специалист и профессионал своего
дела. А вот бухгалтером расчетной группы Ольга Яковлевна Иванова
работает в отделе очень давно - больше 15 лет. Расчет зарплат
- дело ответственное и скрупулезное, но такой опытный специалист знает свое дело
отлично.