Депутаты заглянули на 50 лет вперед

Проект развития Новосибирской агломерации с центром в Новосибирске и тремя точками ускоренного развития - Наукополисом, Аэрополисом и кластером строительных материалов в районе Бердска - Искитима, рассмотрели депутаты комитета Законодательного собрания по бюджетной, финансово­экономической политике и собственности.

Представляя на рассмотрение законодателей схему территори­ального планирования Новосибирской агломерации, главный гра­достроитель СибНИИ градостроительства Сергей Заусаев обратил внимание на длительность и серьезность проработки концепции. Над проектом работал консорциум компаний, в состав которо­го вошли не только представители российских организаций, но и британский консультант «Ove Arup & Partners International Ltd». По мнению разработчиков, специфика формируемого объединения в том, что уже сегодня Новосибирск и прилегающие к нему райо­ны - города Обь, Бердск, Искитим, наукоград Кольцово - де-фак­то являются агломераций. Тем не менее, под агломерацией про­ектировщики понимают компактное скопление городских поселе­ний в ареале 1,5-2-часовой доступности. Фактически в нее войдет территория примерно в радиусе 50 километров от границ Новоси­бирска, включающая, кроме трех городов, семь районов области: Новосибирский, Искитимский, Колыванский, Коченевский, Мош- ковский, Ордынский, Тогучинский, а также Академгородок, Объ- гэс, Пашино и ругие, сопряженные с Новосибирском территории. Площадь агломерации составит порядка 18 тысяч квадратных ки­лометров, на которых будет проживать почти 2 миллиона чело­век. Новосибирская агломерация станет самой крупной в стране после московской и санкт-петербургской.

«Состав и границы новосибирской агломерации предварительно определены. В 2012 году все участники на уровне глав районов под­писали соответствующее соглашение, которое утвердил губерна­тор», - рассказал министр строительства и ЖКХ Денис Вершинин.

Особенностью агломерации станет формирование узлов опере­жающего развития, так называемых «драйверов роста». Концеп­цией определены четыре территории перспективного развития: зона аэропорта Толмачево превратится в полноценный город Аэ­рополис с промышленными, коммерческими и резидентскими зо­нами, где будет работать около 50-60 тысяч человек. На базе уже имеющихся научных центров Кольцово, поселка Краснообск и но­восибирского Академгородка будет сформирован Наукополис, который станет центром развития инновационных технологий. На территориях в районе Искитима и Бердска, где исторически сосредоточены предприятия по добыче и переработке полезных ископаемых, уже сегодня складывается строительный кластер. Развитие центральной части Новосибирска определено как место сосредоточения банков и крупных компаний с наличием офисных и торговых площадей, многофункциональных деловых центров, социальной и развлекательной инфраструктуры. Представленная идея «экономического сжатия территорий», построения бизнеса на крупных развитых площадях, эффективности скоординирован­ного развития экономических зон сегодня поддерживается и на федеральном уровне. Всего в России планируется создание 15-20 агломераций, одной из которых станет Новосибирская.

Первый заместитель председателя Законодательного собрания Александр Морозов выразил обеспокоенность перспективами сельскохозяйственного производства: «В трех районах, включен­ных в агломерацию - Искитимский, Коченевский и Новосибирский производится 30% всей продукции АПК в регионе. Не приведет ли образование агломерации к сокращению земель сельхозназначе­ния?» Как заверили авторы проекта, проведен пространственный аудит территорий и те из них, которые перспективнее оставить как сельскохозяйственные, не будут менять своего назначения.

Разработчики предусмотрели в проекте создание транспорт­ной инфраструктуры нового уровня. Предполагается организа­ция трех транспортных коридоров со скоростными пассажирски­ми маршрутами, формирование железнодорожного обхода, по которому, минуя Новосибирск, пойдет транзитный грузовой по­ток, вынос речного порта в район Колывани, а также заверше­ние автомобильного кольца вокруг Новосибирска, включающего не только Северный и Восточный, но и Южный обходы.

Разработчики и авторы проекта не скрывали от депутатов, что проект требует серьезных финансовых вложений, должной ко­ординирующей работы, продвижения на федеральном уровне. В его реализации невозможно рассчитывать только на средст­ва областного бюджета, муниципалитетов, и даже федеральных ведомств. Основной упор будет сделан на инвестиции. А власть примет участие в проектах на условиях государственно-частно­го партнерства.

«Мы сегодня слушали концепцию будущего развития Новосибир­ской области лет как минимум на пятьдесят, - высказал свое мне­ние заместитель председателя комитета по бюджетной, финансо­во-экономической политике и собственности Сергей Канунников. Это была попытка заглянуть в будущее. Все это требует десятков и сотен миллиардов, а то и триллионов рублей. Без внесения та­ких сумм в планы федеральных министерств транспорта и дорож­ного хозяйства, промышленности, ничего не получится. Для наше­го поколения, думаю, особых иллюзий, связанных с проектом, пи­тать не стоит».

Председатель комитета Виктор Осин, подводя итоги обсуждения плана создания Новосибирской агломерации, был настроен более оптимистично: «У меня очень приятное впечатление от сегодняш­него заседания комитета. Да, программа рассчитана лет на 50-100 вперед. Однако если иметь четкую профессионально проработан­ную концепцию и работать по ней, то даже не добившись конечно­го результата из-за нехватки средств, мы все равно получим хо­роший эффект развития территорий, вовлеченных в проект».

Пресс-служба Законодательного собрания Новосибирской области.