Депутаты заглянули на 50 лет вперед
Проект развития Новосибирской агломерации с центром в Новосибирске
и тремя точками ускоренного развития - Наукополисом, Аэрополисом и кластером строительных материалов в районе
Бердска - Искитима, рассмотрели депутаты комитета
Законодательного собрания по бюджетной, финансовоэкономической
политике и собственности.
Представляя на рассмотрение законодателей схему территориального
планирования Новосибирской агломерации, главный градостроитель СибНИИ градостроительства Сергей Заусаев
обратил внимание на длительность и серьезность проработки концепции. Над
проектом работал консорциум компаний, в состав которого вошли не только
представители российских организаций, но и британский консультант «Ove Arup & Partners International Ltd». По
мнению разработчиков, специфика формируемого объединения в том, что уже сегодня
Новосибирск и прилегающие к нему районы - города Обь, Бердск, Искитим, наукоград Кольцово -
де-факто являются агломераций. Тем не менее, под агломерацией проектировщики
понимают компактное скопление городских поселений в ареале 1,5-2-часовой
доступности. Фактически в нее войдет территория примерно в радиусе
«Состав и границы новосибирской агломерации предварительно
определены. В 2012 году все участники на уровне глав районов подписали
соответствующее соглашение, которое утвердил губернатор», - рассказал министр
строительства и ЖКХ Денис Вершинин.
Особенностью агломерации станет формирование узлов опережающего
развития, так называемых «драйверов роста». Концепцией определены четыре
территории перспективного развития: зона аэропорта Толмачево превратится в
полноценный город Аэрополис с промышленными,
коммерческими и резидентскими зонами, где будет работать около 50-60 тысяч
человек. На базе уже имеющихся научных центров Кольцово, поселка Краснообск и новосибирского Академгородка будет
сформирован Наукополис, который станет центром
развития инновационных технологий. На территориях в районе Искитима
и Бердска, где исторически сосредоточены предприятия по добыче и переработке
полезных ископаемых, уже сегодня складывается строительный кластер. Развитие
центральной части Новосибирска определено как место сосредоточения банков и
крупных компаний с наличием офисных и торговых площадей, многофункциональных
деловых центров, социальной и развлекательной инфраструктуры. Представленная
идея «экономического сжатия территорий», построения бизнеса на крупных развитых
площадях, эффективности скоординированного развития экономических зон сегодня
поддерживается и на федеральном уровне. Всего в России планируется создание
15-20 агломераций, одной из которых станет Новосибирская.
Первый заместитель председателя Законодательного собрания
Александр Морозов выразил обеспокоенность перспективами сельскохозяйственного
производства: «В трех районах, включенных в агломерацию - Искитимский,
Коченевский и Новосибирский производится 30% всей
продукции АПК в регионе. Не приведет ли образование агломерации к сокращению
земель сельхозназначения?» Как заверили авторы проекта,
проведен пространственный аудит территорий и те из них, которые перспективнее
оставить как сельскохозяйственные, не будут менять своего назначения.
Разработчики предусмотрели в проекте создание транспортной
инфраструктуры нового уровня. Предполагается организация трех транспортных
коридоров со скоростными пассажирскими маршрутами, формирование
железнодорожного обхода, по которому, минуя Новосибирск, пойдет транзитный
грузовой поток, вынос речного порта в район Колывани, а также завершение
автомобильного кольца вокруг Новосибирска, включающего не только Северный и
Восточный, но и Южный обходы.
Разработчики и авторы проекта не скрывали от депутатов, что проект
требует серьезных финансовых вложений, должной координирующей работы,
продвижения на федеральном уровне. В его реализации невозможно рассчитывать
только на средства областного бюджета, муниципалитетов, и даже федеральных
ведомств. Основной упор будет сделан на инвестиции. А власть примет участие в
проектах на условиях государственно-частного партнерства.
«Мы сегодня слушали концепцию будущего развития Новосибирской
области лет как минимум на пятьдесят, - высказал свое мнение заместитель
председателя комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и
собственности Сергей Канунников. Это была попытка
заглянуть в будущее. Все это требует десятков и сотен миллиардов, а то и
триллионов рублей. Без внесения таких сумм в планы федеральных министерств транспорта и дорожного хозяйства, промышленности,
ничего не получится. Для нашего поколения, думаю, особых иллюзий, связанных с
проектом, питать не стоит».
Председатель комитета Виктор Осин, подводя итоги обсуждения плана
создания Новосибирской агломерации, был настроен более оптимистично: «У меня
очень приятное впечатление от сегодняшнего заседания комитета. Да, программа
рассчитана лет на 50-100 вперед. Однако если иметь четкую профессионально
проработанную концепцию и работать по ней, то даже не добившись конечного
результата из-за нехватки средств, мы все равно получим хороший эффект
развития территорий, вовлеченных в проект».
Пресс-служба Законодательного собрания
Новосибирской области.