Сестры
милосердия, белые голубки.
Уже более десяти лет в Искитиме существует общественная организация - Сестричество во имя святого великомученика и целителя Пантелеймона. В своих классических одеждах, белых фартуках
и по-особому повязанных косынках, они появились в коридорах искитимской
больницы как что-то нереальное, пришедшее в наш мир из исторических книг и
фильмов. Сестры милосердия. Кто они? Что движет ими, заставляя дарить свое
время и силы нуждающимся? Об этом и о многом другом
наш разговор со старшей сестрой милосердия Натальей Александровной Шумбасовой. Наверное, символично, что встретились мы с
матушкой Натальей именно в те дни, когда Православная Уерковь
чтила память жён-мироносиц.
- Вы правильно заметили,
сестричество - это именно общественная организация,
в которую входят прихожанки из разных приходов: из Никольского храма, храмов Покрова
Пресвятой Богородицы из Завьялова и Линева, храма Владимирской иконы Божией
Матери, что в центре Искитима. Есть женщины, которые
приезжают к нам из Бердска. На сегодняшний день у нас восемь посвященных сестер
милосердия, трудятся - пять. Некоторые ушли по состоянию здоровья. И еще есть
помощницы сестер милосердия, в среднем общину составляют 10-13 человек.
Женщины из разных храмов, разных профессий: есть у нас бывшие медики, педагоги,
специалисты производственной сферы. Объединяет всех одно - желание и
стремление помочь людям. Наша организация многогранна, работает в разных
направлениях, и когда к нам приходят добровольцы, присматриваемся, есть ли у
них стремление служить, есть ли желание остаться в сестричестве.
Ведь звание сестры милосердия обязывает к особой ответственности, она
проповедовать должна не только словесно, но и своей жизнью, своим примером. И
если видим, что сестра действительно готова к этому, происходит специальный
чин посвящения, который совершает священнослужитель.
- Наталья Александровна, в Искитиме
сестричество образовалось 12 лет тому назад. Кто
стоял у истоков его создания? Чья это была инициатива?
- У истоков стояли три
человека: Надежда Михайловна Волкова, Татьяна Васильевна Долганова и Наталья
Александровна Шумбасова. Но идейным вдохновителем
начинания была Надежда Михайловна. Она тогда часто бывала в областной
больнице, при которой уже действовала такая община, и очень хотела, чтобы
подобная появилась в Искитиме. Игумен Николай Машин,
который сейчас является епископом Салехардским и Уренгойским, благословил её на это дело. В больнице в
неврологическом отделении под часовню выделили маленькое помещение, которое
прихожанки сами отремонтировали. И в октябре 2002 года у нас образовалось сестричество. Девять лет старшей сестрой милосердия была
Надежда Михайловна Волкова, человек очень активный и творческий. Многие
традиции нашей организации заложила именно она.
- В чем заключается основная миссия сестер милосердия?
- Как я уже сказала,
наша деятельность многогранна. В ней много направлений. Но самое главное,
когда к человеку приходит беда, он впадает в уныние, не видит выхода из
ситуации, ему нужно помочь укрепиться духовно. Поначалу, когда мы только
искали формы работы, было сложновато. Ездили в уже существующие
сестричества, знакомились с их опытом работы. Что-то
перенимали, что-то делали по-своему. Наша задача - наладить общение со всеми
больными, а не просто прийти в часовню, отдежурить в ожидании, что кто-то сам
сюда придет. Тем более, наш больничный городок расположен так, что не каждый
может прийти в часовню - есть и тяжелобольные, неходячие
люди. И мы сами отправляемся по палатам, интересуемся, есть ли желающие
причаститься, исповедоваться, собороваться. В больницу приходит батюшка,
совершает таинства.
- А санитаров приходится заменять?
- Да, бывает, что и
помыть, постричь, постель сменить кому-то нужно. Раньше чаще возникала такая
необходимость, сейчас уже меньше людей, за которыми никто не ухаживает.
Приносим продукты, вещи больным. У нас есть гардероб, где стоят шкафы с вещами.
Есть сестра, которая занимается этим вопросом. Люди приносят вещи, мы
разбираем, приводим в порядок, складируем и потом раздаем нуждающимся. Не
только пациентам больницы. Погорельцы обращаются, малоимущие. Это тоже одно
из направлений нашей работы. Но, возвращаясь к вопросу, когда мы только
образовывались, у нас были начальные медицинские курсы: терапевт учил нас
ухаживать за больными, оказывать какую-то помощь, пролежни обрабатывать.
Однажды с сестрой под вечер пошли по палатам. В одной мужчина лежал, совершенно
не прибранный. В палате запах неприятный, а рядом больные. Мы его помыли,
сменили белье и одежду. Он просил еще волосы подстричь, но было уже поздно,
мы не успели. Обещали сделать все в следующую смену. Пришли через день, а
кровать заправлена. Соседи говорят, только мы его помыли, привели в порядок, и
ночью человек отошел в мир иной. И это не единственный случай такой. Как-то
так Господь устраивает.
- Как медики относятся к вашей работе? Всегда ли бывает
взаимопонимание?
- Поначалу медики к нам
относились очень настороженно. Бывало, закрывали перед нами двери, не
общались, даже не здоровались. Человек так устроен, что ко всему новому
относится с определенной опаской. Надо присмотреться, понять - что это, зачем,
для чего. Это естественный процесс. Но сейчас абсолютно изменилась ситуация.
Теперь мы уже все знакомы. Нам помогают, если мы обращаемся за какой-то
помощью. Медицинские работники иногда сами приглашают нас в реанимацию, в
кардиологию отслужить молебен, где лежат тяжелобольные. И потом у нас есть
правило, каждый занимается своим делом. Мы здесь для того, чтобы помочь
человеку выздороветь, а не мешать лечебному процессу. Мы не устанавливаем
здесь свои порядки. То, что совершает священник - причащает, соборует, крестит
- происходит только по желанию больных. Мы никому не насаждаем такого решения.
Крестим здесь только тяжелобольных людей. Тем, кто в состоянии ходить, мы
предлагаем прийти после выписки в храм и креститься там. Сестричество
беспрепятственно работает во всех отделениях, и мы благодарны за это понимание
медицинским работникам. Ведь мы делаем общее дело: врачи лечат тело, а сестры
милосердия помогают людям укрепиться духовно.
- В жизни каждого православного человека хотя бы раз в
жизни происходят какие-то необъяснимые, божественные явления, которые
называют чудом. В деятельности сестричества бывали
такие?
- Когда вы сказали «хотя
бы раз в жизни», я удивилась. У нас это происходит каждый день. Я вполне серьезно
вам это говорю. И не одна я могу так сказать. Человека причащают, исповедуют -
и он выздоравливает. Разве это не чудо? Конкретный случай: мамочка пришла к
нам в часовню, плачет, сын лет шести разбился на велосипеде, лежит в
реанимации, просила пригласить священника, чтобы крестить ребенка. А как раз
праздник, все батюшки на службе, прийти не могут. Я звоню батюшке, спрашиваю
позволения хотя бы погрузить мальчика. Пришла в реанимацию, ребенок под
аппаратом, без сознания. По словам врачей, состояние стабильно тяжелое.
Сделали погружение. На следующий день звоню матери, она говорит, что сын
вскоре после "погружения открыл глазки и попросил
есть. Через несколько дней пошли к ним со священником. Мальчика из реанимации
уже перевели в «травму», он сидит, абсолютно светлые глазки, такой активный,
засыпал батюшку вопросами. Это Божья помощь. Это чудо, хотя для православного
человека такие вещи воспринимаются иначе - это как дышать. Эго норма. Эго
знаки, через которые Господь разговаривает с человеком.
- Есть ли люди, с которыми вы, познакомившись здесь,
поддерживаете связь и после их выписки из больницы?
- Людей за эти годы было
очень много, порой подходят на улице незнакомые,
здороваются, ты пытаешься восстановить их в памяти. Они с благодарностью
говорят, что мы помогли в тот или иной период, но я-то знаю - это не мы
помогли. Это Господь помог. А я стараюсь жить по принципу: сделал доброе дело и
забыл про это. Хотя да, есть люди, с которыми мы продолжаем поддерживать
связь, навещаем дома. Еще когда наша часовня находилась в неврологическом
отделении, там было очень тесно, мест не хватало, и кровати стояли даже в
коридоре. Привезли одного молодого человека и положили в коридоре прямо
напротив нашей часовни. Он лежал абсолютно недвижимый. К таким больным всегда
стараешься подойти, поговорить. Познакомились. Молодой человек потерял
возможность двигаться. Это ведь очень сложно пережить, тяжело бороться с
унынием. Предложили ему исповедаться, причаститься, он согласился. Стали ему
помогать, его маму поддерживать. До сих пор продолжаем общаться, помогаем, чем
можем. И, к удивлению врачей, он жив.
- Деятельность сестричества не
ограничивается больницей. Вы принимаете участие в общегородских и районных
мероприятиях. Это для популяризации вашего движения?
- И для этого тоже.
Чтобы люди видели, что мы есть. Организация состоит из прихожан, но ведь присоединиться
к тому, что мы делаем, могут любые добровольцы. В помощи нуждаются не только
больные. Пока был Детский дом в Искитиме и приют в п.
Керамкомбинат, мы посещали детей, возили им гостинцы.
Налаживаем совместную работу с районной соцзащитой. Хотим организовать помощь
беременным женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Мы живем в этом
же обществе, ни в коем случае не хотелось бы
отгородиться от него. Иногда в палаты приходим, а нам говорят: «Ну, вот вы ведь
живете по-другому, не так, как мы». Да как же по другому-то? Мы живем в этом
же государстве, в этих же реалиях, что и все остальные, у нас те же социальные
условия. Просто все зависит от внутреннего состояния человека. Если накачивать
себя проблемами, что денег нет, что все плохо, жить этим изо дня в день, то это
очень тяжело. Я иногда смотрю на православных: и денег порой нет, и скорби
какие-то бывают, но люди не унывают, движутся по жизни и еще умудряются
помогать другим. Потому что есть такой закон: когда тебе плохо, помоги тому,
кому хуже, чем тебе. Когда приходишь в больницу и видишь людей, которые лежат
после инсульта и не могут ни говорить, ни двигаться, понимаешь, что у тебя-то
все хорошо. И спасибо за это Господу.
Беседовала Наталья
Донец.
Из истории
Первые общественные
организации по уходу за больными были созданы в начале XIX века и тесно связаны
с деятельностью Русской Православной Церкви. Общины милосердия (Сердобольные
вдовы, Общество Красного Креста и т.д.) основывались на искреннем порыве женщин
ухаживать за детьми, больными, ранеными. Первый опыт сестричеств
пришелся, в основном, на военные годы. В 1854 году великая княгиня Елена
Павловна учредила первую в России и Европе специализированную общину сестер
милосердия, которые проходили подготовку для работы непосредственно в рядах
действующей армии. Община получила имя Крестовоздвиженской,
а сестры ее добровольно оправились на фронт для оказания помощи раненым во
время Крымской войны 1853-56 годов. Из 120 сестер Крестовоздвиженской
обители, которые работали в осажденном Севастополе, 17 погибли при исполнении
служебных обязанностей. Во время Первой Мировой войны
Императрица Александра Федоровна и четыре Великие Княжны стали сестрами
милосердия, а Зимний дворец превратился в госпиталь. По их примеру многие
представители Дома Романовых свои личные средства вкладывали в
благотворительность. Великая Княгиня Елизавета Федоровна основала Марфо-Мариинскую обитель, в которой помогали нищим и
больным.
Сестры милосердия Искитимского сестричества
Наталья Александровна Шумбасова, Надежда Михайловна Волкова. Татьяна Васильевна Долганина, Валентина Харитоновна Атаманова, Галина
Александровна Ступишина, Галина Михайловна Емельянова, Анна Прокопьевна
Созыкина, Фотиния Афанасьевна Колесникова.
ИГ 2014 № 19 Духовное
пространство № 5 С. 9