Сестры милосердия, белые голубки.

 

 

Уже более десяти лет в Искитиме существует общественная организация - Сестричество во имя святого великомученика и целителя Пантелеймона. В своих классических одеждах, белых фартуках и по-особому повязанных косынках, они появились в коридорах искитимской больницы как что-то нереальное, пришедшее в наш мир из исторических книг и фильмов. Сестры милосердия. Кто они? Что движет ими, заставляя дарить свое время и силы нуждающимся? Об этом и о многом другом наш разговор со старшей сестрой милосердия Натальей Александровной Шумбасовой. Наверное, символично, что встретились мы с матушкой Натальей именно в те дни, когда Православная Уерковь чтила память жён-мироносиц.

- Вы правильно заметили, сестри­чество - это именно обществен­ная организация, в которую входят прихожанки из разных приходов: из Никольского храма, храмов По­крова Пресвятой Богородицы из Завьялова и Линева, храма Влади­мирской иконы Божией Матери, что в центре Искитима. Есть жен­щины, которые приезжают к нам из Бердска. На сегодняшний день у нас восемь посвященных сестер ми­лосердия, трудятся - пять. Некото­рые ушли по состоянию здоровья. И еще есть помощницы сестер мило­сердия, в среднем общину состав­ляют 10-13 человек. Женщины из разных храмов, разных профессий: есть у нас бывшие медики, педаго­ги, специалисты производственной сферы. Объединяет всех одно - же­лание и стремление помочь людям. Наша организация многогранна, работает в разных направлениях, и когда к нам приходят доброволь­цы, присматриваемся, есть ли у них стремление служить, есть ли жела­ние остаться в сестричестве. Ведь звание сестры милосердия обязы­вает к особой ответственности, она проповедовать должна не только словесно, но и своей жизнью, сво­им примером. И если видим, что се­стра действительно готова к этому, происходит специальный чин по­священия, который совершает свя­щеннослужитель.

- Наталья Александровна, в Искитиме сестричество образова­лось 12 лет тому назад. Кто стоял у истоков его создания? Чья это была инициатива?

- У истоков стояли три человека: Надежда Михайловна Волкова, Та­тьяна Васильевна Долганова и На­талья Александровна Шумбасова. Но идейным вдохновителем начи­нания была Надежда Михайловна. Она тогда часто бывала в област­ной больнице, при которой уже действовала такая община, и очень хотела, чтобы подобная появилась в Искитиме. Игумен Николай Ма­шин, который сейчас является епи­скопом Салехардским и Уренгой­ским, благословил её на это дело. В больнице в неврологическом от­делении под часовню выделили ма­ленькое помещение, которое при­хожанки сами отремонтировали. И в октябре 2002 года у нас обра­зовалось сестричество. Девять лет старшей сестрой милосердия была Надежда Михайловна Волкова, че­ловек очень активный и творче­ский. Многие традиции нашей ор­ганизации заложила именно она.

- В чем заключается основная миссия сестер милосердия?

- Как я уже сказала, наша деятель­ность многогранна. В ней много на­правлений. Но самое главное, когда к человеку приходит беда, он впа­дает в уныние, не видит выхода из ситуации, ему нужно помочь укре­питься духовно. Поначалу, когда мы только искали формы работы, было сложновато. Ездили в уже су­ществующие сестричества, знако­мились с их опытом работы. Что-то перенимали, что-то делали по-своему. Наша задача - наладить обще­ние со всеми больными, а не просто прийти в часовню, отдежурить в ожидании, что кто-то сам сюда при­дет. Тем более, наш больничный го­родок расположен так, что не каж­дый может прийти в часовню - есть и тяжелобольные, неходячие люди. И мы сами отправляемся по пала­там, интересуемся, есть ли желаю­щие причаститься, исповедоваться, собороваться. В больницу приходит батюшка, совершает таинства.

- А санитаров приходится за­менять?

- Да, бывает, что и помыть, по­стричь, постель сменить кому-то нужно. Раньше чаще возникала та­кая необходимость, сейчас уже меньше людей, за которыми никто не ухаживает. Приносим продукты, вещи больным. У нас есть гардероб, где стоят шкафы с вещами. Есть сестра, которая занимается этим вопросом. Люди приносят вещи, мы разбираем, приводим в поря­док, складируем и потом раздаем нуждающимся. Не только пациен­там больницы. Погорельцы обраща­ются, малоимущие. Это тоже одно из направлений нашей работы. Но, возвращаясь к вопросу, когда мы только образовывались, у нас были начальные медицинские курсы: те­рапевт учил нас ухаживать за боль­ными, оказывать какую-то помощь, пролежни обрабатывать. Однажды с сестрой под вечер пошли по па­латам. В одной мужчина лежал, со­вершенно не прибранный. В палате запах неприятный, а рядом боль­ные. Мы его помыли, сменили бе­лье и одежду. Он просил еще воло­сы подстричь, но было уже поздно, мы не успели. Обещали сделать все в следующую смену. Пришли через день, а кровать заправлена. Сосе­ди говорят, только мы его помыли, привели в порядок, и ночью чело­век отошел в мир иной. И это не единственный случай такой. Как-то так Господь устраивает.

- Как медики относятся к вашей работе? Всегда ли бывает взаимо­понимание?

- Поначалу медики к нам относи­лись очень настороженно. Быва­ло, закрывали перед нами двери, не общались, даже не здоровались. Человек так устроен, что ко всему новому относится с определенной опаской. Надо присмотреться, по­нять - что это, зачем, для чего. Это естественный процесс. Но сейчас абсолютно изменилась ситуация. Теперь мы уже все знакомы. Нам помогают, если мы обращаемся за какой-то помощью. Медицинские работники иногда сами приглаша­ют нас в реанимацию, в кардио­логию отслужить молебен, где ле­жат тяжелобольные. И потом у нас есть правило, каждый занимается своим делом. Мы здесь для того, чтобы помочь человеку выздоро­веть, а не мешать лечебному про­цессу. Мы не устанавливаем здесь свои порядки. То, что совершает священник - причащает, собору­ет, крестит - происходит только по желанию больных. Мы никому не насаждаем такого решения. Кре­стим здесь только тяжелобольных людей. Тем, кто в состоянии хо­дить, мы предлагаем прийти после выписки в храм и креститься там. Сестричество беспрепятственно работает во всех отделениях, и мы благодарны за это понимание ме­дицинским работникам. Ведь мы делаем общее дело: врачи лечат тело, а сестры милосердия помога­ют людям укрепиться духовно.

- В жизни каждого православно­го человека хотя бы раз в жизни происходят какие-то необъясни­мые, божественные явления, ко­торые называют чудом. В деятель­ности сестричества бывали такие?

- Когда вы сказали «хотя бы раз в жизни», я удивилась. У нас это про­исходит каждый день. Я вполне се­рьезно вам это говорю. И не одна я могу так сказать. Человека при­чащают, исповедуют - и он выздо­равливает. Разве это не чудо? Кон­кретный случай: мамочка пришла к нам в часовню, плачет, сын лет ше­сти разбился на велосипеде, лежит в реанимации, просила пригласить священника, чтобы крестить ре­бенка. А как раз праздник, все ба­тюшки на службе, прийти не могут. Я звоню батюшке, спрашиваю по­зволения хотя бы погрузить маль­чика. Пришла в реанимацию, ребе­нок под аппаратом, без сознания. По словам врачей, состояние ста­бильно тяжелое. Сделали погруже­ние. На следующий день звоню ма­тери, она говорит, что сын вскоре после "погружения открыл глазки и попросил есть. Через несколько дней пошли к ним со священником. Мальчика из реанимации уже пе­ревели в «травму», он сидит, абсо­лютно светлые глазки, такой актив­ный, засыпал батюшку вопросами. Это Божья помощь. Это чудо, хотя для православного человека такие вещи воспринимаются иначе - это как дышать. Эго норма. Эго знаки, через которые Господь разговари­вает с человеком.

- Есть ли люди, с которыми вы, познакомившись здесь, поддержи­ваете связь и после их выписки из больницы?

- Людей за эти годы было очень много, порой подходят на улице незнакомые, здороваются, ты пы­таешься восстановить их в памяти. Они с благодарностью говорят, что мы помогли в тот или иной период, но я-то знаю - это не мы помогли. Это Господь помог. А я стараюсь жить по принципу: сделал доброе дело и забыл про это. Хотя да, есть люди, с которыми мы продолжа­ем поддерживать связь, навеща­ем дома. Еще когда наша часов­ня находилась в неврологическом отделении, там было очень тесно, мест не хватало, и кровати стояли даже в коридоре. Привезли одно­го молодого человека и положи­ли в коридоре прямо напротив на­шей часовни. Он лежал абсолютно недвижимый. К таким больным всегда стараешься подойти, пого­ворить. Познакомились. Молодой человек потерял возможность дви­гаться. Это ведь очень сложно пе­режить, тяжело бороться с уныни­ем. Предложили ему исповедаться, причаститься, он согласился. Ста­ли ему помогать, его маму поддер­живать. До сих пор продолжаем общаться, помогаем, чем можем. И, к удивлению врачей, он жив.

- Деятельность сестричества не ограничивается больницей. Вы при­нимаете участие в общегородских и районных мероприятиях. Это для популяризации вашего движения?

- И для этого тоже. Чтобы люди видели, что мы есть. Организация состоит из прихожан, но ведь при­соединиться к тому, что мы делаем, могут любые добровольцы. В помо­щи нуждаются не только больные. Пока был Детский дом в Искитиме и приют в п. Керамкомбинат, мы посещали детей, возили им гостин­цы. Налаживаем совместную рабо­ту с районной соцзащитой. Хотим организовать помощь беременным женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Мы живем в этом же обществе, ни в коем слу­чае не хотелось бы отгородиться от него. Иногда в палаты приходим, а нам говорят: «Ну, вот вы ведь живе­те по-другому, не так, как мы». Да как же по другому-то? Мы живем в этом же государстве, в этих же ре­алиях, что и все остальные, у нас те же социальные условия. Просто все зависит от внутреннего состоя­ния человека. Если накачивать себя проблемами, что денег нет, что все плохо, жить этим изо дня в день, то это очень тяжело. Я иногда смо­трю на православных: и денег по­рой нет, и скорби какие-то бывают, но люди не унывают, движутся по жизни и еще умудряются помогать другим. Потому что есть такой за­кон: когда тебе плохо, помоги тому, кому хуже, чем тебе. Когда прихо­дишь в больницу и видишь людей, которые лежат после инсульта и не могут ни говорить, ни двигаться, понимаешь, что у тебя-то все хоро­шо. И спасибо за это Господу.

Беседовала Наталья Донец.

 

Из истории

Первые общественные организации по уходу за больными были созданы в начале XIX века и тесно связаны с деятельностью Русской Православной Цер­кви. Общины милосердия (Сердобольные вдовы, Общество Красного Креста и т.д.) основывались на искреннем порыве женщин ухаживать за детьми, больными, ранеными. Первый опыт сестричеств пришелся, в основном, на военные годы. В 1854 году великая княгиня Елена Павловна учредила первую в России и Европе специализированную общину сестер милосердия, которые проходили подготовку для работы непосредственно в рядах действующей ар­мии. Община получила имя Крестовоздвиженской, а сестры ее добровольно оправились на фронт для оказания помощи раненым во время Крымской войны 1853-56 годов. Из 120 сестер Крестовоздвиженской обители, которые работали в осажденном Севастополе, 17 погибли при исполнении служебных обязанностей. Во время Первой Мировой войны Императрица Александра Федоровна и четыре Великие Княжны стали сестрами милосердия, а Зимний дворец превратился в госпиталь. По их примеру многие представители Дома Романовых свои личные средства вкладывали в благотворительность. Вели­кая Княгиня Елизавета Федоровна основала Марфо-Мариинскую обитель, в которой помогали нищим и больным.

 

Сестры милосердия Искитимского сестричества

Наталья Александровна Шумбасова, Надежда Михайловна Волкова. Татьяна Васильевна Долганина, Валентина Харитоновна Атаманова, Галина Александровна Ступишина, Галина Михайловна Емельянова, Анна Прокопьевна Созыкина, Фотиния Афанасьевна Колесникова.

 

 

 

 

ИГ 2014 № 19 Духовное пространство № 5 С. 9