«Быть священником нужно круглые сутки»

В центральном округе Искитимской епархии с недавних пор новый благочинный и настоятель храма в честь иконы Божьей матери «Живоносный Источник» иерей Сергий Гашенко. Батюшка охотно согласился встретиться с журналистами «Духовного пространства». Наша беседа - это своеобразное интервью-знакомство, возможность больше узнать о новом искитимском священнослужителе.

                Отец Сергий, нашим читателям инте­ресно, откуда Вы родом? Как пришли к вере?

                Родился я в Красноярске, в семье во­еннослужащих. Поскольку родители были военными, нам пришлось много ездить по стране, пока не обосновались в Крыму, в Евпатории. Еще обучаясь в школе, в под­ростковом возрасте начал ходить в храм, пономарил. После службы в армии совер­шил паломническую поездку по святым местам, побывал в Греции, в московских монастырях. А потом поступил в Белго­родскую духовную миссионерскую семи­нарию. По окончании получил приглаше­ние от митрополита Новосибирского и Бердского Тихона. Приехал, посмотрел, душа расположилась, и с тех пор я в Но­восибирской митрополии.

Я всегда задумывался над вопроса­ми духовного плана, размышлял. В роду у нас не было верующих, кто бы ходил в Церковь, молился. Родители в храм при­шли уже вслед за мной. Все по-разному приходят к Богу. К сожалению, у многих этот путь лежит через какие-то скорби и беды. Но есть и такие, кто обращается к вере и в радости.

Священство - это избранничество, образ жизни, а не просто работа с вось­ми до пяти. Нельзя его выбрать просто как любую профессию. Человек должен чувствовать в себе позыв. Быть священ­ником нужно круглые сутки. И Господь в этом помогает.

                Семинария, в которой Вы учились, миссионерская. Чем она отличается от обычной духовной?

                Ее особенность в миссионерской на­правленности. Одна из главных задач миссионеров - это несение слова Божь­его в какие-либо отдаленные населенные пункты. Еще обучаясь в семинарии мы ездили с духовными поездами и на Чукот­ку, и в Якутию. Побывали практически во всех отдаленных районах нашей Рос­сии. Другое немало важное направление

                просвещение людей в плане понимания сути сектантства. Необходимо учить лю­дей видеть опасность сектантсткой дея­тельности, которая сейчас существует в каждом городе. Еще одно из приоритет­ных направлений миссионерской дея­тельности - это работа с молодежью.

                Где Вы служили до того как стать на­стоятелем храма «Живоносный источник» и благочинным центрального округа? И каким Вы увидели для себя Искитим?

                До этого я также служил в Искитим­ской епархии, но это был п. Горный Тогучинского района, который тоже связан со строительством. У жителей этого по­селка много общего с искитимцами. Од­нако жизнь в Искитиме более динамична, поэтому для священника поле деятель­ности здесь намного шире. В Северном благочинии мы, как настоящие северяне, жили более размеренной жизнью. Искитимцы меня приятно удивили своей рас­положенностью к общению с Церковью. Люди сами заинтересованы в том, чтобы где-то прошла служба, где-то священник выступил с беседой. И это взаимодейст­вие организовано на уровне администра­ций, школ, общественных организаций. Священники здесь активно задействова­ны в социальной жизни города и района. Заметно даже простое желание людей по­беседовать с батюшкой. Радует, что при­хожане чувствуют такую потребность.

                Отец Сергий, кроме непосредствен­ной службы в храме, какие еще вопросы и проблемы считаете важными, первосте­пенными, которыми нужно заниматься?

                В первую очередь я как священник дол­жен быть пастырем, духовно окормлять своих прихожан. Конечно, очень много обязанностей, за которые я как благочин­ный несу ответственность. Но это, скажем так, административная должность. К сло­ву, хотелось бы отметить изменения, про­изошедшие в епархии по приходам. Сей­час искитимские приходы в честь иконы Владимирской Божьей матери, Николь­ский кафедральный собор и Живоносный источник являются архиерейскими подво­рьями. Фактически их настоятелем являет­ся владыка. Я же являюсь его помощником. Это сделано для удобства, чтобы епископу было легче вникать в деятельность храмов. Это очень значимые перемены.

Еще один из главных моментов дея­тельности - строительство храма на свя­том источнике микрорайона Ложок. Даст Бог, в следующем году мы уже будем со­вершать там службы. Источник в Лож­ке постепенно превращается в паломни­ческий центр, комплекс. В дальнейшем,

если Господь сподобит, появится и го­стиница для паломников. Ведь это место знают не только в нашей области. Для ве­рующих из соседних регионов оно также является святым. Отмечу и другие строй­ки, которые ведутся в центральном окру­ге. В частности от нашего прихода сейчас возводится храм в деревне Бердь. Ско­ро купол будем ставить. Благодаря бла­годетелям и инициативным гражданам его строительство осуществляется очень быстро. Также новый храм планируется возвести и в Мичуринском сельсовете.

                Православная Церковь, в отличие от других, никогда не «охотилась» за своей паствой. Тем не менее, что делается для того, чтобы прирастать прихожанами? Какова на Ваш взгляд роль Церкви в об­щественной жизни?

                Само понятие «охотиться» предполага­ет завлекать помимо воли людей. Очень часто этим занимаются сектанты. Право­славная вера существует уже третье ты­сячелетие. И русские люди, даже не по­сещая Церковь, зачастую считают себя православными. Ведь это наши истоки, наша традиция. У большинства людей вну­тренняя потребность крестить детей, вен­чаться, отпеть усопших. Как сказал один философ, душа у человека - христианка. Что бы в его жизни не происходило, он все равно ощущает необходимость в вере.

Что касается внешней деятельности православной Церкви, она, конечно, при­сутствует и, слава Богу, сейчас у нас есть возможность работать и за оградой хра­ма. В школах ведется преподавание основ православной культуры, проводятся раз­личные массовые мероприятия культур­ной, спортивной направленности. Благо­даря сотрудничеству с администрациями, общественными структурами люди видят, что церковная жизнь состоит не толь­ко из молитв и поклонов в храме, но и в просвещенческой деятельности.

                Не могу не задать этот вопрос. Многие в Сибири с волнением следили за тем, что происходило в Крыму. Как Ваши родные, проживающие там, восприняли известные перемены? И не принесли ли они раскол в рядах крымских священнослужителей?

Прошло буквально несколько недель, как я вернулся из Крыма. Церковь на территории Украины исторически была и остается русской православной Церковью Московского патриархата. А крымское ду­ховенство сегодня, вместе со всеми жите­лями полуострова, испытывает непереда­ваемую радость не от перехода, а именно от возвращения в Россию. Как раз в тот момент, когда происходили эти истори­ческие события, моя мама гостила у нас, и буквально не отрываясь следила по те­левизору за каждым моментом. А моя маленькая дочка прыгала рядом и скандировала: «Россия! Россия!». Тем самым передавала наше общее настроение. Сей­час мы внимательно следим за той траге­дией, которая происходит на Украине и скорбим со всеми православными людьми от того озлобления, которое там царит.

                Вы уже начали говорить про дочку. Не­сколько слов о Вашей семье.

                С женой Ксенией мы познакомились, когда я учился в семинарии. Она из Белго­рода, где мы и обвенчались. Там же родил­ся и наш старший сын. Сейчас моя матушка занимается воспитанием сына и дочери.

                Недавно Вы отмечали свои именины. А дни рождения священники отмечают?

                 (Смеется). А вы свой отмечаете? Ко­нечно, как любой человек священник также отмечает день рождения. Кто-то в кругу семьи, кто-то-то в более широ­ком. День Ангела, именины - это более глубокий праздник для человека. Ведь он связан со святым покровителем, поэто­му всегда должен начинаться с молитвы и обращения к своему святому. Меня Го­сподь так сподобил, что мой святой по­кровитель - это Сергий Радонежский, 700-летие которого отмечает нынче Рус­ская Православная Церковь. Думаю, каждому человеку нужно чаще обращаться к своим святым и вспоминать их христи­анский подвиг.

Беседовала Наталья Донец, фото автора.