Каким должно быть
идеальное самоуправление?
Развитию самостоятельности
муниципалитетов мешает большой объем обязанностей и недостаточные доходы
Десять
лет прошло с принятия в нашей стране федерального закона N 131 «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», смысл
которого состоял в разграничении полномочий между уровнями власти, а по сути -
учил муниципалитеты самостоятельности и ответственности. Удалась ли реформа, на
примере отдельно взятого региона - Новосибирской области - рассказал председатель
комитета по государственной политике, законодательству и местному
самоуправлению Заксобрания Новосибирской области Юрий
Шпаков.
Опыт для других
-
Юрий Николаевич, по всей стране в полную силу закон фактически заработал всего
пять лет назад, но Новосибирская область была одним из пионеров в его
реализации: на наших ошибках и успехах впоследствии учились другие регионы.
Вспомните, с какими сложностями приходилось сталкиваться?
- Так случилось, что Новосибирская
область и Ставропольский край начали «обкатывать» этот закон первыми. В 2003
году была создана рабочая группа, куда вошли депутаты тогда еще облсовета и областной администрации. С нашей стороны
группу возглавлял первый заместитель председателя Новосибирского областного
Совета депутатов Анатолий Нестерович Иваненко, а от
областной администрации - первый заместитель главы Алексей Акимович Беспаликов. Основная задача рабочей группы состояла не
только в подготовке к предстоящим выборам во вновь образуемые органы местного
самоуправления (МСУ) на уровне городских округов и муниципальных районов, но и
в подготовке модельных нормативно-правовых актов, в соответствии с которыми
им предстояло работать.
В результате выборов 5 декабря 2004 года
большинство глав территориальных органов исполнительной власти и местных советов
переизбрались, а некоторые работают и сегодня. Например, глава Коченевского района Александр Карасев, глава Баганского района Василий Пронькин,
глава Усть-Таркского района Александр Турлаков, председатель Совета депутатов Тогучинского
района Александр Мендруль, председатель Совета
депутатов Куйбышевского района Владимир Осипенко, председатель Совета
депутатов Баганского района Виктор Щекотин и другие.
В 2005 году провели выборы еще в трех
городских округах: Бердске, Искитиме
и Оби. В этом же году в Новосибирской области по инициативе областных законодателей
был создан Совет по взаимодействию с представительными органами МО, действующий
и по сей день. А в 2006 году по инициативе областной администрации появилась
Ассоциация «Совет муниципальных образований НСО». Туда вошли главы городских,
районных и поселковых администраций.
С первых месяцев работы выявились две
основные проблемы МСУ - неотрегулированные
межбюджетные отношения и недостаточная доходная база.
-
Некоторые главы муниципальных образований говорят, что развитию местного самоуправления
на их территориях мешает еще и кадровая проблема. Что делается для решения
этого вопроса?
- Это действительно так. Общая проблема -
отток из сельской местности в целом. Это отражается и на уровне подготовки муниципальных
служащих. Можно рассчитывать на грамотных специалистов тогда, когда созданы
нормальные условия: есть жилье, есть перспектива, достойная оплата труда.
Редко когда все это совпадает. И здесь без государственной политики, направленной
на развитие сель ских
территорий, не обойтись. И опять же мы возвращаемся к возможностям МСУ в целом,
его самодостаточность - непременное условие его же развития. Мы стараемся в
силу своих возможностей помогать: например, сейчас, совместно с
правительством интенсивно ищем резервы для повышения заработной платы
муниципальных служащих, особенно в небольших поселениях.
Поддержка активистов
-
Каким, на ваш взгляд, МСУ должно быть в идеале?
- Идеальная модель МСУ - это
ответственная власть плюс инициатива и заинтересованность граждан.
В Новосибирской области есть все
возможности для развития МСУ, и мы настроены уделять
этому повышенное внимание. В частности, принята программа «Г
осударственная поддержка развития институтов
МСУ в НСО на 2013-2015 гг.». Например, на 2014 год в ней предусмотрено 238 млн.
рублей. Это и обучение активистов, и проведение круглых столов, конференций и
иных мероприятий, направленных на вовлечение граждан в деятельность институтов
МСУ. Данная программа также предусматривает получение грантов на реализацию
социально значимых проектов, поддержку в проведении мероприятий, направленных
на сохранение исторических и местных традиций.
Конечно, этого недостаточно, только
единая государственная политика и усилия субъектов могут дать ощутимый
результат для институтов МСУ.
-
Как вы оцениваете уровень развития системы местного самоуправления в Искитимском районе?
- Первый индикатор - это мнение
населения, и, наверное, это самое главное. Со своей стороны мы, прежде всего,
оцениваем эффективность взаимодействия исполнителей и представителей власти, их
общую нацеленность на решение жизненно важных проблем, будь то газификация,
дорожное строительство, водоснабжение или что-то другое. И, конечно, очень
важно, как власть поддерживает и взаимодействует с общественными организациями
или просто инициативными людьми.
Алевтина Агальцева.
Искитимская газета № 16 С. 3