Каким должно быть идеальное самоуправление?

Развитию самостоятельности муниципалитетов мешает большой объем обязанностей и недостаточные доходы

 

Десять лет прошло с принятия в нашей стране федерального закона N 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», смысл которого состоял в разграничении полномочий между уровнями власти, а по сути - учил муниципалитеты самостоятельности и ответственности. Удалась ли реформа, на примере отдельно взятого региона - Новосибирской области - рассказал председатель комитета по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению Заксобрания Новосибирской области Юрий Шпаков.

 

Опыт для других

 

- Юрий Николаевич, по всей стране в полную силу закон фак­тически заработал всего пять лет назад, но Новосибирская об­ласть была одним из пионеров в его реализации: на наших ошиб­ках и успехах впоследствии учи­лись другие регионы. Вспом­ните, с какими сложностями приходилось сталкиваться?

- Так случилось, что Новоси­бирская область и Ставрополь­ский край начали «обкатывать» этот закон первыми. В 2003 году была создана рабочая группа, куда вошли депутаты тогда еще облсовета и областной админис­трации. С нашей стороны группу возглавлял первый заместитель председателя Новосибирско­го областного Совета депутатов Анатолий Нестерович Иванен­ко, а от областной администра­ции - первый заместитель главы Алексей Акимович Беспаликов. Основная задача рабочей груп­пы состояла не только в подго­товке к предстоящим выборам во вновь образуемые органы местного самоуправления (МСУ) на уровне городских округов и муниципальных районов, но и в подготовке модельных норма­тивно-правовых актов, в соот­ветствии с которыми им пред­стояло работать.

В результате выборов 5 декабря 2004 года большинство глав тер­риториальных органов исполни­тельной власти и местных сове­тов переизбрались, а некоторые работают и сегодня. Например, глава Коченевского района Алек­сандр Карасев, глава Баганского района Василий Пронькин, гла­ва Усть-Таркского района Алек­сандр Турлаков, председатель Совета депутатов Тогучинского района Александр Мендруль, председатель Совета депутатов Куйбышевского района Влади­мир Осипенко, председатель Со­вета депутатов Баганского райо­на Виктор Щекотин и другие.

В 2005 году провели выборы еще в трех городских округах: Бердске, Искитиме и Оби. В этом же году в Новосибирской обла­сти по инициативе областных за­конодателей был создан Совет по взаимодействию с представи­тельными органами МО, дейст­вующий и по сей день. А в 2006 году по инициативе областной администрации появилась Ассо­циация «Совет муниципальных образований НСО». Туда вошли главы городских, районных и по­селковых администраций.

С первых месяцев работы вы­явились две основные пробле­мы МСУ - неотрегулированные межбюджетные отношения и не­достаточная доходная база.

 

- Некоторые главы муници­пальных образований говорят, что развитию местного само­управления на их территориях мешает еще и кадровая пробле­ма. Что делается для решения этого вопроса?

- Это действительно так. Общая проблема - отток из сельской местности в целом. Это отража­ется и на уровне подготовки му­ниципальных служащих. Можно рассчитывать на грамотных спе­циалистов тогда, когда созданы нормальные условия: есть жи­лье, есть перспектива, достой­ная оплата труда. Редко когда все это совпадает. И здесь без государственной политики, на­правленной на развитие сель­ ских территорий, не обойтись. И опять же мы возвращаемся к возможностям МСУ в целом, его самодостаточность - непремен­ное условие его же развития. Мы стараемся в силу своих возмож­ностей помогать: например, сей­час, совместно с правительством интенсивно ищем резервы для повышения заработной платы муниципальных служащих, осо­бенно в небольших поселениях.

 

Поддержка активистов

 

- Каким, на ваш взгляд, МСУ должно быть в идеале?

- Идеальная модель МСУ - это ответственная власть плюс ини­циатива и заинтересованность граждан.

В Новосибирской области есть все возможности для развития МСУ, и мы настроены уделять этому повышенное внимание. В частности, принята програм­ма «Г осударственная поддержка развития институтов МСУ в НСО на 2013-2015 гг.». Например, на 2014 год в ней предусмотрено 238 млн. рублей. Это и обуче­ние активистов, и проведение круглых столов, конференций и иных мероприятий, направ­ленных на вовлечение граждан в деятельность институтов МСУ. Данная программа также пред­усматривает получение грантов на реализацию социально зна­чимых проектов, поддержку в проведении мероприятий, на­правленных на сохранение исто­рических и местных традиций.

Конечно, этого недостаточно, только единая государственная политика и усилия субъектов могут дать ощутимый результат для институтов МСУ.

 

- Как вы оцениваете уровень развития системы местного са­моуправления в Искитимском районе?

- Первый индикатор - это мне­ние населения, и, наверное, это самое главное. Со своей сторо­ны мы, прежде всего, оцениваем эффективность взаимодействия исполнителей и представителей власти, их общую нацеленность на решение жизненно важных проблем, будь то газификация, дорожное строительство, водо­снабжение или что-то другое. И, конечно, очень важно, как власть поддерживает и взаимо­действует с общественными ор­ганизациями или просто иници­ативными людьми.

Алевтина Агальцева.

 

Искитимская газета № 16 С. 3