Все для победы. Из воспоминаний Борислава Федоровича Лопушинского.
Борислав
Федорович Лопушинский трудился на Чернореченском
цементном заводе в годы Великой Отечественной войны.
В годы войны я работал сменным мастером
на электростанции, которую все называли сердцем завода. Надо было обеспечить
электроэнергией завод и город, а уголь поступал с перебоями, и не всегда
подходящий для сжигания в топках. Подавался он вагонетками. Работали старики и
мы, мастера смен, ухитрялись по 7-8 вагонеток в смену загрузить. Старики
углевозы Комаров, Колесников, Хаданович, зольщик Крысин - это те люди с которых, по сути дела,
начиналась выработка электроэнергии.
Крайне тяжело было с ремонтным
персоналом. Однако боевая закалка коммуниста, партизана времён гражданской
войны, Яковлева Иустина Константиновича, помогала
делу. Иустин знал, что завоеванное с его участием ему
теперь надо отстаивать не с ружьем, а с гаечным ключом, зубилом, молотком,
Такие люди не работали не жалея себя. Не могу не отдать должное в своих
воспоминаниях начальнику ЦЭС Чубарову Владимиру Михайловичу, мастеру-электрику
Шевлякову Илье Андреевичу, которые не считались ни
со временем, ни со здоровьем, чтобы обеспечить бесперебойную работу
электростанции. При мне многие ушли на фронт, но не всем была судьба
возвратиться.
Недолго мне пришлось работать на
электростанции, перевели меня в электроцех. Работы
здесь было несоизмеримо больше. Даже всемирно известную симфонию Шостаковича
пришлось прослушать в цехе. Слушал я это творение века стоя. Трудность работы в
электроцехе в основном была из-за недостатка людей.
Из старых кадров работали старики: Никитенко, Желамский,
Дегтярёв, две женщины - Лочкова и Мензорова.
Остальной штат составляли подростки. С ними я организовал курсы электромонтёров.
Скажу вам без прикрас, что эти подростки понимали свои задачи ничуть не меньше
оставшихся работать на производстве кадровых рабочих. Один из них -
А.И.Стрелков, стал впоследствии начальником котельной. Работать в электроцехе становилось всё трудней из-за отсутствия
материалов. Я учился в Томске и имел там множество знакомых. Это обстоятельство
как мог использовал: ездил в Томск и добывать
электроматериалы. Было целым событием, когда я привозил немного канифоли,
оплеточные нитки, пять кружков изоленты, полсотни
электроламп. Ремонтная мастерская электроцеха
осталась без электрообмотчиков. Ведущие специалисты
Привалов и Колесников ушли на фронт. Привалов погиб, а Колесников вернулся с
тяжелым ранением. Их место заняли девушки Комарова Тоня и Кухтерина Дуся, которые
в очень короткое время освоили процесс укладки проводов в пазы
электродвигателей. Соединение схемы делал либо я, либо В.М.Чубаров.
Несмотря на тяжелое положение с кадрами,
заводчане продолжали уходить на фронт. Однажды завод получил военный заказ.
Директор К.А. Арсеньев изложил нам кратко суть дела и сказал просто, что надо
в несколько дней оборудовать цех, названный тогда двенадцатым, и приступить к
выпуску продукции (авиабомб). Никаких проектных решений по этому делу не было.
Ждать до утра, получив вечером задание, в то время на заводе было не принято.
За вечер мы с Юрой Зубаревым обдумали всё и даже нарисовали на бумаге. Наши
решения были правильными, и всё было сделано в срок. План выпуска цемента
спускался под наличие угля. Уголь доставали всеми доступными путями.
Работавший в то время заместителем директора новороссийский цементник Цимбал
Абрам Исаевич наверное больше жил на Кузбассе, чем дома,
выколачивая там уголь. Разгружали прибывшие составы все свободные от работы,
которые были в состоянии держать лопату. На вагон ставили по четыре человека.
Но многие, в том числе и я, брали вагон на одного. Разгружал с нами вагоны и
главный инженер Лысак Димитрий Андреевич. И это почти
на пустой желудок.
Оборудование завода поддерживалось в
работоспособном состоянии и большая заслуга в этом механиков цехов. Бывали аварии
и неполадки, но до их устранения с завода никто не уходил. Хочу особо отметить
механика цеха «Обжиг» Баранчикова Александра
Васильевича. Надо сказать прямо, без прикрас, что механическое оборудование
этого цеха держалось на нём. И сейчас его сыны трудятся на заводе. Большой
вклад в обеспечение устойчивой работы сделали станочники механического цеха.
Стали за станки женщины и подростки, но к заказам на стороне не прибегали.
Много отдал своих сил, уже пожилой в то время, токарь Ощепков.
Непростительным было бы не отметить женский труд. Стояли женщины у токарных
станков, работали слесарями, электромонтерами, обжигали клинкер и мололи
цемент. Недопустимо забывать таких как Аксинья
Васильевна Холодова. Клинкер она обжигала, пожалуй, с большей любовью, чем
пекла хлеб. Я её изредка встречаю, и всегда хочется снять перед ней шляпу и
низко поклониться.
В годы войны не было заброшенно и
строительство: завершили возведение литейного цеха и кузнецы, разгрузочной
эстакады. Была построена мастерская по изготовлению клинкеро-бетонного
кирпича для футеровки вращающихся печей. Не была забыта на предприятии и
общественная работа. На заводе соревновались под лозунгом: Всё для фронта, всё
для Победы! Одним из лучших начальников основных цехов был начальник горного
цеха коммунист Биангарди Франц Яковлевич. Он в полном
смысле слова боролся за устойчивое выполнение плана.
В старом деревянном клубе, больше похожем
на сарай, успешно работала самодеятельность. Зазывать народ не требовалось,
люди приходили сами. Руководители кружков работали без всякой оплаты. Я лично
руководил хоровым коллективом. Пели мы лучшие наши песни, такие как «Вставай
страна огромная», «Ой туманы мои растуманы» и многое
другое. Репетиции проводили вечерами. Петь нам приходилось без музыки. Но несмотря ни на что, на концертах всегда был полный зал.
Сейчас, перелистывая страницы памяти,
иногда возникает мысль: откуда люди черпали такую душевную и физическую сила?
Видимо любовь к родине для советских людей было не просто словом, это чувство
было для всех нас священным.
По материалам музея истории ОАО «Искитимцемент».



Искитимская газета № 15 С. 9