Все для победы. Из воспоминаний Борислава Федоровича Лопушинского.

 

Борислав Федорович Лопушинский трудился на Чернореченском цементном заводе в годы Великой Отечественной войны.

В годы войны я работал смен­ным мастером на электростанции, которую все называли сердцем за­вода. Надо было обеспечить элек­троэнергией завод и город, а уголь поступал с перебоями, и не всегда подходящий для сжигания в топках. Подавался он вагонетками. Рабо­тали старики и мы, мастера смен, ухитрялись по 7-8 вагонеток в сме­ну загрузить. Старики углевозы Комаров, Колесников, Хаданович, зольщик Крысин - это те люди с ко­торых, по сути дела, начиналась вы­работка электроэнергии.

Крайне тяжело было с ремонт­ным персоналом. Однако боевая закалка коммуниста, партизана времён гражданской войны, Яков­лева Иустина Константиновича, помогала делу. Иустин знал, что завоеванное с его участием ему теперь надо отстаивать не с ру­жьем, а с гаечным ключом, зуби­лом, молотком, Такие люди не ра­ботали не жалея себя. Не могу не отдать должное в своих воспоми­наниях начальнику ЦЭС Чубарову Владимиру Михайловичу, мастеру-электрику Шевлякову Илье Ан­дреевичу, которые не считались ни со временем, ни со здоровьем, чтобы обеспечить бесперебойную работу электростанции. При мне многие ушли на фронт, но не всем была судьба возвратиться.

Недолго мне пришлось работать на электростанции, перевели меня в электроцех. Работы здесь было несоизмеримо больше. Даже все­мирно известную симфонию Шос­таковича пришлось прослушать в цехе. Слушал я это творение века стоя. Трудность работы в элек­троцехе в основном была из-за недостатка людей. Из старых ка­дров работали старики: Ники­тенко, Желамский, Дегтярёв, две женщины - Лочкова и Мензорова. Остальной штат составляли подростки. С ними я организовал курсы электромонтёров. Скажу вам без прикрас, что эти подрост­ки понимали свои задачи ничуть не меньше оставшихся работать на производстве кадровых рабо­чих. Один из них - А.И.Стрелков, стал впоследствии начальником котельной. Работать в электроце­хе становилось всё трудней из-за отсутствия материалов. Я учил­ся в Томске и имел там множест­во знакомых. Это обстоятельст­во как мог использовал: ездил в Томск и добывать электроматери­алы. Было целым событием, ког­да я привозил немного канифоли, оплеточные нитки, пять кружков изоленты, полсотни электроламп. Ремонтная мастерская электроце­ха осталась без электрообмотчи­ков. Ведущие специалисты Прива­лов и Колесников ушли на фронт. Привалов погиб, а Колесников вернулся с тяжелым ранением. Их место заняли девушки Кома­рова Тоня и Кухтерина Дуся, которые в очень короткое время ос­воили процесс укладки проводов в пазы электродвигателей. Сое­динение схемы делал либо я, либо В.М.Чубаров.

Несмотря на тяжелое положение с кадрами, заводчане продолжали уходить на фронт. Однажды завод получил военный заказ. Дирек­тор К.А. Арсеньев изложил нам кратко суть дела и сказал просто, что надо в несколько дней обору­довать цех, названный тогда две­надцатым, и приступить к выпуску продукции (авиабомб). Никаких проектных решений по этому делу не было. Ждать до утра, получив вечером задание, в то время на за­воде было не принято. За вечер мы с Юрой Зубаревым обдумали всё и даже нарисовали на бумаге. Наши решения были правильными, и всё было сделано в срок. План выпу­ска цемента спускался под нали­чие угля. Уголь доставали всеми доступными путями. Работавший в то время заместителем дирек­тора новороссийский цементник Цимбал Абрам Исаевич навер­ное больше жил на Кузбассе, чем дома, выколачивая там уголь. Раз­гружали прибывшие составы все свободные от работы, которые были в состоянии держать лопату. На вагон ставили по четыре чело­века. Но многие, в том числе и я, брали вагон на одного. Разгружал с нами вагоны и главный инженер Лысак Димитрий Андреевич. И это почти на пустой желудок.

Оборудование завода поддер­живалось в работоспособном со­стоянии и большая заслуга в этом механиков цехов. Бывали ава­рии и неполадки, но до их устра­нения с завода никто не уходил. Хочу особо отметить механика цеха «Обжиг» Баранчикова Алек­сандра Васильевича. Надо сказать прямо, без прикрас, что механи­ческое оборудование этого цеха держалось на нём. И сейчас его сыны трудятся на заводе. Боль­шой вклад в обеспечение устой­чивой работы сделали станочни­ки механического цеха. Стали за станки женщины и подростки, но к заказам на стороне не прибе­гали. Много отдал своих сил, уже пожилой в то время, токарь Ощепков. Непростительным было бы не отметить женский труд. Стояли женщины у токарных станков, ра­ботали слесарями, электромонте­рами, обжигали клинкер и моло­ли цемент. Недопустимо забывать таких как Аксинья Васильевна Хо­лодова. Клинкер она обжигала, пожалуй, с большей любовью, чем пекла хлеб. Я её изредка встре­чаю, и всегда хочется снять перед ней шляпу и низко поклониться.

В годы войны не было забро­шенно и строительство: заверши­ли возведение литейного цеха и кузнецы, разгрузочной эстака­ды. Была построена мастерская по изготовлению клинкеро-бетонного кирпича для футеровки вра­щающихся печей. Не была забыта на предприятии и общественная работа. На заводе соревновались под лозунгом: Всё для фронта, всё для Победы! Одним из лучших на­чальников основных цехов был на­чальник горного цеха коммунист Биангарди Франц Яковлевич. Он в полном смысле слова боролся за устойчивое выполнение плана.

В старом деревянном клубе, больше похожем на сарай, успеш­но работала самодеятельность. Зазывать народ не требовалось, люди приходили сами. Руководи­тели кружков работали без вся­кой оплаты. Я лично руководил хоровым коллективом. Пели мы лучшие наши песни, такие как «Вставай страна огромная», «Ой туманы мои растуманы» и многое другое. Репетиции проводили ве­черами. Петь нам приходилось без музыки. Но несмотря ни на что, на концертах всегда был полный зал.

Сейчас, перелистывая страницы памяти, иногда возникает мысль: откуда люди черпали такую ду­шевную и физическую сила? Ви­димо любовь к родине для со­ветских людей было не просто словом, это чувство было для всех нас священным.

По материалам музея истории ОАО «Искитимцемент».

 

 

 

Искитимская газета №  15 С. 9