Учитель. Что может быть почетнее?

Учитель физики из школы села Бурмистрово Дмитрий Михайлович Гуненко скоро отметит свой 70-летний юбилей. Но тем не менее он продолжает плодотворно трудиться: его ученики успешно сдают ЕГЭ, поступают в вузы и колледжи, где профильным является этот предмет. А в этом году профессиональный опыт сельского учителя получил еще одну высокую оценку - Новосибирский институт повышения квалификаиии и переподготовки работников образования издал его книгу «Физика в системе опорных сигналов», методическое пособие для учителей и учеников.

Он уже в 12 лет знал, кем будет по про­фессии. Конечно же космонавтом! Тогда весь мир заворожено следил за запуском первого спутника, за полетом Белки и Стрелки. И Митя Гуненко из деревни Чупино, как и миллионы его сверстников по всей стране, грезил звездами. А по­тому усиленно занимался физикой. Ведь чтобы стать космонавтом, нужно хорошо знать точные науки.

Возможно, мечта деревенского парень­ка и воплотилась бы в жизнь, если бы не роковой случай: упав с брусьев силь­но повредил сустав. Долго лечился. Но в результате оказалось, что таких не бе­рут в космонавты. Тогда решил, что бу­дет строить самолеты и ракеты. Окончив Степнинскую школу, подал документы в НГУ. «Я тогда получил на одном из эк­заменов тройку и не стал сдавать сле­дующий. Испугался. Хотя может быть и прошел бы по конкурсу. Но забрал доку­менты и поступил в педагогический ин­ститут. И сегодня нисколько об этом не жалею», - говорит Дмитрий Михайлович.

Хотя и после окончания института все могло сложиться иначе: выпускнику с красным дипломом «светила» аспиранту­ра. На кафедру теоретической физики пришла одна путевка для учебы в Мос­ковском государственном университете. Должен был ехать Гуненко. Всего-то и требовалось - хорошая характеристика. И здесь его ждал неожиданный сюрприз: с той характеристикой, которую ему вы­дали, о МГУ даже мечтать не следовало. «Вплоть до того что я, якобы, веду ан­тисоветскую пропаганду, - вспоминает Дмитрий Михайлович. - Пока разбира­лись, путевка ушла. Кому-то она оказа­лась нужнее. А потом появилась семья, дочь, уже не до аспирантуры было».

Этот скандал однако не помешал на­значить молодого перспективного педа­гога на должность директора Каменской средней школы в Куйбышевском районе. В 1979 году Гуненко вернулся в родной Искитимский район, в школу села Бур- мистрово. Долгое время работал здесь директором. Хотя быть администратором и учителем одновременно очень сложно. Да и вообще, по его мнению, быть насто­ящим Учителем сложно. «Трудно, но ин­тересно. Учитель должен быть тонким психологом. Работая с ребенком, педа­гог должен уметь указать ему на его от­рицательные стороны. А это проблема, ведь надо уметь это сделать так, чтобы не обидеть. Не всегда и не у всех это полу­чается. Это, наверное, самое сложное. И с другой стороны, когда стоишь у доски, объясняя урок, и видишь горящие глаза учеников - это так здорово! У меня маль­чик учился в Каменской школе, Габиу- лин, запамятовал имя. Сидел на послед­ней парте. И когда я начинал объяснять урок, он выдвигался вперед и так заинте­ресованно смотрел горящими угольками своих черных глаз. Я в такие минуты го­тов был работать ради него одного. А ког­да таких глаз много...», - почти на шепот переходит Дмитрий Михайлович.

Его общий педагогический стаж - 42 года. Одним из первых в районе он за­щитил первую учительскую категорию, внедряя методику Шаталова. Вышедшее в свет авторское пособие - это резуль­тат его собственных наработок по этой системе. «Сегодня я уже очень далеко ушел от той методики. Можно сказать вообще в другую сторону, - признает­ся Гуненко. - Вот сейчас только с семи­нара вернулся, показывали на откры­том уроке как преподавать физику по стандартам нового поколения. Да, не­плохой урок, интересная подача, ребята хорошо работают. Но я не увидел осо­бого отличия от моих уроков. Может, я проблему бы немного с другой стороны обозначил, но суть-то одна».

А главная суть - чтобы ученику было интересно. Причем, чтобы это «интерес­но» начиналось с самого порога класса. На стене кабинета физики висит раз­работанная и сделанная своими руками движущаяся модель звездного неоа. Под потолком - портреты советских космо­навтов. А в лаборантской стоит настоя­щий телескоп. Его детская мечта обрела форму авторской программы двухлет­них элективных курсов по астрономии. «Уличное освещение сделали в селе - небо потускнело, - говорит Дмитрий Ми­хайлович. - Теперь, чтобы наблюдать за звездами нужно уходить далеко от дерев­ни. Телескоп у нас неплохой. Ближайшие планеты можно разглядеть. Сатурн на­блюдаем иногда. У него в последнее вре­мя колечко стоит так, что планету пра­ктически не видно». Желающих идти за учителем в ночь в дальние поля много. Сами теребят его с вопросом: «Когда?» Но по признанию Дмитрия Михайловича, не всегда получается успеть все, чего хочет­ся. Ведь помимо физики он, как настоя­щий сельский учитель, ведет еще и исто­рию. Хотя специального образования нет, но история - это его второе хобби, осваи­вал предмет самостоятельно. Некоторые исторические события может рассказать не по учебнику, а как живой свидетель. «Я хорошо помню, как люди восприняли но­вость о полете Гагарина в космос. Мы си­дели на уроке. Когда возле конторы вдруг заговорили динамики радио и прозвуча­ло: «Внимание, работают все радиостан­ции Советского Союза», наша учительни­ца, пережившая ленинградскую блокаду, начала медленно оседать возле доски. Еще свежа была в памяти война, и офи­циальный голос ведущего пугал людей до обмороков. Мы ее поймали, усадили на стул, и когда услышали новость, про урок все забыли. Побежали на улицу, на ми­тинг. Радость была неописуемая. Сейчас люди разучились так радоваться. Это был такой восторг».

Сам Гуненко, по мнению коллег, умение радоваться и нести эту радость другим сохранил. «Наше солнце. Очень позитив­ный человек», - говорят о нем бурмистровские учителя. С гордостью пока­зывают «волшебные шторы» в кабинете физики, когда стенды, висящие на стенах между окнами, легким движением руки сдвигаются с места, создавая необходи­мое затемнение. Разработка Дмитрия Ми­хайловича. Раньше эта конструкция при­водилась в движение от нажатия кнопки, чем вызывала восторг гостей. «Он еще и пасеку держит, и грибы собирает, сам и плотник, и столяр, а как песни поет», - рассказывает о нем Елена Шурина, за­меститель директора по воспитательной работе. Восхищает коллег и его глубокое знание предмета, и постоянное желание совершенствоваться и осваивать новое. «А иначе как? - говорит Дмитрий Михай­лович. - Работать только для того, чтобы получить деньги, набить желудок - это не нормально. Нормально что-то искать, чего-то добиваться, чего-то хотеть».

Родившись в крестьянской семье, он на­чал новую учительскую династию. В шко­ле работала его жена Галина Венедик­товна. Старшая дочь Ольга преподает русский язык и литературу в новосибир­ской школе. Средняя дочь Наталья - учи­тель начальных классов в гимназии Ака­демгородка. Сын Алексей выбрал другую профессию. Но есть надежда, что и внуч­ки выберут педагогику делом своей жиз­ни. Радуется и гордится учитель своими учениками: «Директор лицея N 130, име­ни Лаврентьева, знаменитость Новоси­бирска - Сергей Сапочкин - мой ученик. Встречались недавно. Сейчас в универ­ситете учится наш выпускник Егор Кали­нин. Надеюсь, придет меня сменить».

Он не стал космонавтом, не стал уче­ным или чиновником как некоторые его сокурсники. Всю жизнь работает сель­ским учителем. Но ни о чем не жалеет, и ничего не хотел бы изменить в своей судьбе. Потому что самого высокого ста­туса в жизни он достиг. Он - Учитель. А это дано не каждому.

Наталья Донец.