Учитель. Что может быть
почетнее?
Учитель физики из школы села Бурмистрово
Дмитрий Михайлович Гуненко скоро отметит свой
70-летний юбилей. Но тем не менее он продолжает
плодотворно трудиться: его ученики успешно сдают ЕГЭ, поступают в вузы и
колледжи, где профильным является этот предмет. А в этом году профессиональный
опыт сельского учителя получил еще одну высокую оценку - Новосибирский институт
повышения квалификаиии и переподготовки работников
образования издал его книгу «Физика в системе опорных сигналов», методическое
пособие для учителей и учеников.
Он уже в 12 лет знал, кем будет по профессии. Конечно же космонавтом! Тогда весь мир заворожено следил за запуском
первого спутника, за полетом Белки и Стрелки. И Митя Гуненко
из деревни Чупино, как и миллионы его сверстников по
всей стране, грезил звездами. А потому усиленно занимался физикой. Ведь чтобы
стать космонавтом, нужно хорошо знать точные науки.
Возможно, мечта деревенского паренька и воплотилась бы в жизнь,
если бы не роковой случай: упав с брусьев сильно
повредил сустав. Долго лечился. Но в результате оказалось, что таких не берут в космонавты. Тогда решил, что будет
строить самолеты и ракеты. Окончив Степнинскую школу,
подал документы в НГУ. «Я тогда получил на одном из экзаменов тройку и не стал
сдавать следующий. Испугался. Хотя может быть и прошел бы по конкурсу. Но
забрал документы и поступил в педагогический институт. И сегодня нисколько об
этом не жалею», - говорит Дмитрий Михайлович.
Хотя и после окончания института все могло сложиться иначе:
выпускнику с красным дипломом «светила» аспирантура. На кафедру теоретической
физики пришла одна путевка для учебы в Московском государственном
университете. Должен был ехать Гуненко. Всего-то и
требовалось - хорошая характеристика. И здесь его ждал неожиданный сюрприз: с
той характеристикой, которую ему выдали, о МГУ даже мечтать не следовало.
«Вплоть до того что я, якобы, веду антисоветскую пропаганду, - вспоминает
Дмитрий Михайлович. - Пока разбирались, путевка ушла. Кому-то она оказалась
нужнее. А потом появилась семья, дочь, уже не до аспирантуры было».
Этот скандал однако не помешал назначить
молодого перспективного педагога на должность директора Каменской средней
школы в Куйбышевском районе. В 1979 году Гуненко
вернулся в родной Искитимский район, в школу села Бур- мистрово. Долгое время работал
здесь директором. Хотя быть администратором и учителем одновременно очень
сложно. Да и вообще, по его мнению, быть настоящим Учителем сложно. «Трудно,
но интересно. Учитель должен быть тонким психологом. Работая с ребенком, педагог
должен уметь указать ему на его отрицательные стороны. А это проблема, ведь
надо уметь это сделать так, чтобы не обидеть. Не всегда и не у всех это получается.
Это, наверное, самое сложное. И с другой стороны, когда стоишь у доски,
объясняя урок, и видишь горящие глаза учеников - это так здорово! У меня мальчик
учился в Каменской школе, Габиу- лин, запамятовал имя. Сидел на
последней парте. И когда я начинал объяснять урок, он выдвигался вперед и так
заинтересованно смотрел горящими угольками своих черных глаз. Я в такие минуты
готов был работать ради него одного. А когда таких глаз много...», - почти на
шепот переходит Дмитрий Михайлович.
Его общий педагогический стаж - 42 года.
Одним из первых в районе он защитил первую учительскую категорию, внедряя
методику Шаталова. Вышедшее в свет авторское пособие - это результат его
собственных наработок по этой системе. «Сегодня я уже очень далеко ушел от той
методики. Можно сказать вообще в другую сторону, - признается Гуненко. - Вот сейчас только с семинара вернулся,
показывали на открытом уроке как преподавать физику по стандартам нового
поколения. Да, неплохой урок, интересная подача, ребята хорошо работают. Но я
не увидел особого отличия от моих уроков. Может, я проблему бы немного с
другой стороны обозначил, но суть-то одна».
А главная суть - чтобы ученику было интересно. Причем, чтобы это
«интересно» начиналось с самого порога класса. На стене кабинета физики висит разработанная
и сделанная своими руками движущаяся модель звездного неоа.
Под потолком - портреты советских космонавтов. А в лаборантской
стоит настоящий телескоп. Его детская мечта обрела форму авторской программы
двухлетних элективных курсов по астрономии. «Уличное освещение сделали в селе
- небо потускнело, - говорит Дмитрий Михайлович. - Теперь, чтобы наблюдать за
звездами нужно уходить далеко от деревни. Телескоп у нас неплохой. Ближайшие
планеты можно разглядеть. Сатурн наблюдаем иногда. У него в последнее время
колечко стоит так, что планету практически не видно». Желающих идти за
учителем в ночь в дальние поля много. Сами теребят его с вопросом: «Когда?» Но
по признанию Дмитрия Михайловича, не всегда получается
успеть все, чего хочется. Ведь помимо физики он, как настоящий сельский
учитель, ведет еще и историю. Хотя специального образования нет, но история -
это его второе хобби, осваивал предмет самостоятельно. Некоторые исторические
события может рассказать не по учебнику, а как живой свидетель. «Я хорошо
помню, как люди восприняли новость о полете Гагарина в космос. Мы сидели на
уроке. Когда возле конторы вдруг заговорили динамики радио и прозвучало:
«Внимание, работают все радиостанции Советского Союза», наша учительница,
пережившая ленинградскую блокаду, начала медленно оседать возле доски. Еще
свежа была в памяти война, и официальный голос ведущего пугал людей до
обмороков. Мы ее поймали, усадили на стул, и когда услышали новость, про урок
все забыли. Побежали на улицу, на митинг. Радость была неописуемая. Сейчас
люди разучились так радоваться. Это был такой восторг».
Сам Гуненко, по мнению коллег, умение
радоваться и нести эту радость другим сохранил. «Наше солнце. Очень позитивный
человек», - говорят о нем бурмистровские учителя. С
гордостью показывают «волшебные шторы» в кабинете физики, когда стенды,
висящие на стенах между окнами, легким движением руки сдвигаются с места,
создавая необходимое затемнение. Разработка Дмитрия Михайловича. Раньше эта
конструкция приводилась в движение от нажатия кнопки, чем вызывала восторг
гостей. «Он еще и пасеку держит, и грибы собирает, сам и плотник, и столяр, а
как песни поет», - рассказывает о нем Елена Шурина, заместитель директора по
воспитательной работе. Восхищает коллег и его глубокое знание предмета, и постоянное
желание совершенствоваться и осваивать новое. «А иначе как? - говорит Дмитрий
Михайлович. - Работать только для того, чтобы получить деньги, набить желудок
- это не нормально. Нормально что-то искать, чего-то добиваться, чего-то
хотеть».
Родившись в крестьянской семье, он начал новую учительскую
династию. В школе работала его жена Галина Венедиктовна. Старшая дочь Ольга
преподает русский язык и литературу в новосибирской школе. Средняя дочь
Наталья - учитель начальных классов в гимназии Академгородка. Сын Алексей
выбрал другую профессию. Но есть надежда, что и внучки выберут педагогику
делом своей жизни. Радуется и гордится учитель своими учениками: «Директор
лицея N 130, имени Лаврентьева, знаменитость Новосибирска -
Сергей Сапочкин - мой ученик. Встречались недавно.
Сейчас в университете учится наш выпускник Егор Калинин. Надеюсь, придет меня
сменить».
Он не стал космонавтом, не стал ученым или чиновником как
некоторые его сокурсники. Всю жизнь работает сельским учителем. Но ни о чем не
жалеет, и ничего не хотел бы изменить в своей судьбе. Потому что самого
высокого статуса в жизни он достиг. Он - Учитель. А это дано не каждому.
Наталья Донец.