Буря в стакане воды
В октябре на технологической трассе ЗАО "Сибирский Антрацит" были
завершены ремонтные работы. В районе села Ургун
дорожники привели в порядок участок дорожного полотна протяженностью в
Событие достаточно значимое, причем по ряду причин. Во-первых, отремонтирован
участок дороги был за счет средств предприятия - ЗАО
"Сибирский Антрацит", - без привлечения финансирования из бюджетов
района и области. Во-вторых, сделано это было внепланово и по просьбе жителей Ургуна, мимо которого и проходит эта трасса. Вот только,
несмотря на всю проделанную работу, на предприятие продолжают сыпаться жалобы
от имени "инициативной группы" из деревни Ургун.
В результате, руководству ЗАО "Сибирский Антрацит" приходится
тратить уйму времени, сил и энергии на то, чтобы доказывать в различных
инстанциях, что вовсе не "монстры" они, и работают с соблюдением
всех норм и законов. Да и в решении проблем, существующих в близлежащих селах,
всегда принимают активное участие. Так что же все-таки на самом деле стоит за
многочисленными жалобами и обращениями инициативной группы?
Из жалобы, подписанной членами инициативной группы. Стиль и орфография сохранены: "Пыль, грязь, шум по дороге общего
пользования, от работающих тяжёлых грузовых автомобилей
груженных с большим перегрузом каменного угля. Уголь непрерывным потоком
поступает на обогатительную фабрику ЗАО "Сибантрацита"
мимо нашего "многострадального" Ургуна...
Надо отметить, на днях Ургун праздновал свой
очередной день села. Селу исполнилось 276 лет. Наше село помнит те времена, когда
на престоле Российском, императрицей была Анна Ноанновна.
Время хоть и было нелёгкое, для России матушки, поскольку в казне был ноль
рублей, а проблем у поселенцев, надо полагать, было намного меньше. А экология,
нам думается, намного лучше. Люди жили, проживали и выживали. Сегодня, как и
раньше о нас просто-люпинах
просто никто не думает..."
Да, конечно, никто и не спорит, триста лет назад экологическая обстановка не
только в Ургуне была значительно лучше. Но обвинять
в этом один лишь "Сибирский Антрацит" вряд ли стоит. Еще удивительнее
звучат претензии по поводу того, что предприятие использует в своих
промышленных целях дорогу общего назначения. Все с точностью до
наоборот: это частные лица, да пассажирские автобусы
ездят по дороге, принадлежащей ЗАО "Сибирский Антрацит". Потому что
нет другой альтернативы.
Дорога, идущая мимо Ургуна, была построена еще в
начале 70-х годов прошлого столетия именно как технологическая трасса. Причем
по проекту, заказу и за счет средств Листвян-ского
шахтоуправления ПО "Северо-кузбассуголь".
Строилась она с целью транспортировки угля с разреза "Ургунский"
до обогатительной фабрики "Листвянская" и
узла погрузки на железнодорожный транспорт. Правда, с самых первых дней сдачи в
эксплуатацию, дорогой пользовались жители всех окрестных сел, в том числе и ургунцы. Эта "дорожная артерия" и сегодня
связывает многие населенные пункты Искитимского
района с внешним миром.
Позднее дорога была продлена до опытного участка "Колыванский".
Кроме этого, данный проект предусматривал строительство автодорожного моста
через реку Бердь. И он был построен акционерным обществом
"Сибирский Антрацит", которое является правопреемником Листвянского шахтоуправления,
а сдан в эксплуатацию относительно недавно - в 2006 году.
Из жалобы, подписанной членами инициативной группы. Стиль и орфография сохранены: "Кое-что, мы, инициативная группа, чего-то
добились от руководства ЗАО "Сибантрацита
". Дорогу стали поливать, дорогу поливали и в дождь, окончательно угрохав земполотно и асфальт. В
настоящее время ведётся ремонт. А как ведётся ремонт, это просто отдельный
вопрос. Ведь невооружённым глазом видно, что тендр
или торги выиграли либо бездельники, которые работают по "новейшей
технологии", которым выгодно потянуть время, да и цену, понятное дело,
сбили. А кто контролирует работу "Подрядчика"?. Нас не интересует
"устаканивание" отдельных вопросов, ньюансов "Подрядчика"и
"Заказчика". Числа 15 сентября будет ровно месяц, а результата мы,
селяне, невидим".
В принципе, ЗАО "Сибирский Антрацит", будучи собственником дороги,
всегда осуществляло ее текущее содержание, ремонт и реконструкцию по мере
необходимости. Оно и понятно -для предприятия крайне
важно, чтобы трасса, предназначенная для транспортировки угля, содержалась в
надлежащем состоянии. Как отметил директор новосибирского представительства
ЗАО "Сибирский Антрацит" Дмитрий Александрович Чувочин,
именно поэтому технологическая дорога является предметом постоянного внимания
специальной службы предприятия, а в бюджете компании предусматриваются фонды
для содержания автодороги.
Нынешним летом, по просьбе инициативной группы, в районе Ургуна
была организована регулярная обработка дороги пылеподавляющими
составами. Сделано это было для того, чтобы "прибить" пыль, которую
поднимают углевозы и КАМАзы, доставляющие антрацит
на обогатительную фабрику. Однако на этом руководство компании не остановилось
-было принято решение о внеплановом ремонте данного
участка технологической трассы. Строительные работы начались в августе, а
завершены в октябре. Подрядчиком выступило ООО
"Стройдортранс". По словам его директора
Александра Витальевича Папоротного, все ремонтные
работы произведены в соответствии с требованиями к качеству. Согласно
техническому заданию, дорожное полотно расширено до десяти метров, имеет
щебеночное основание и два слоя асфальтированного покрытия. Заключения
специалистов также подтверждают, что ремонт дороги выполнен качественно. Вряд
ли заказчик - ЗАО "Сибирский Антрацит"
На сегодняшний день участок дороги пребывает в идеальном состоянии.
Впрочем, по словам Дмитрия Александровича Чувочина,
это далеко не все, что делает и будет делать предприятие для разрешения
сложившейся ситуации. Все транспортные средства, осуществляющие
транспортировку угля по автодороге, проходят регулярную проверку и регулировку
топливной аппаратуры с целью снижения содержания вредных веществ в выхлопных
газах. С этой же целью тщательным образом отбираются поставщики топлива и
смазочных материалов - на ЗАО "Сибирский Антрацит" используют только
качественную и проверенную продукцию.
Кроме этого, рассматривался вопрос о строительстве защитного забора по аналогии
с автодорогами в Москве и Московской области. Однако жители Ургуна
посчитали, что "московский" забор не решит их проблем. В результате
был найден другой вариант, который нашел поддержку и одобрение в Совете
депутатов Искитимского района - высадка крупномерных
деревьев - елей. Этот проект уже осуществлен за счет средств ЗАО
"Сибирский Антрацит". Стоит добавить, что это не единственная
"акция" по озеленению территории, прилегающей к Ургуну
-несколько месяцев назад предприятием уже были
высажены 900 березок, которые, при должном уходе, несомненно, улучшат внешний
вид села. И руководство акционерного общества очень надеется, что жители поддержат
данное начинание и также примут посильное участие в озеленении родного села, и
помогут сохранить то, что уже высажено.
Нз жалобы, подписанной членами
инициативной группы. Стиль и орфография сохранены:
"Письмом Главы Администрации района от 04.08.2011г. N К-148/151 нам сообщили,
цитата: "Запрашиваемый Вами участок автодороги находится в собственности
ЗАО "Сибант-рацит", кем и будет отремонтирован".^.
Да и был ли запрос Администрации района в ЗАО "Сибантрацит"?
Письмо-ответ подписал -Глава Администрации Искитимского района г-н Лагода
О.В., его не имеет смысла комментировать...".
По словам главы Искитимского района Олега
Владимировича Лагоды, ему не единожды приходилось от
имени жителей сел, расположенных рядом с предприятием, обращаться за помощью к
руководству ЗАО "Сибирский Антрацит". В частности, на сегодняшний
день необходимо отсыпать щебнем участок дороги в районе села Усть-Чем. "В целом, акционерное общество не обязано
отвлекать свои денежные средства, которые, как и на любом производстве, лишними
не бывают, на социальные нужды жителей окрестных населенных пунктов, -
подчеркивает глава района. - Однако "Сибантрацит",
будучи предприятием социально ответственным, всегда
идет на встречу в решении тех или иных вопросов. Большую поддержку ЗАО
"Сибирский Антрацит" оказывает поселку Листвянский, активно
включилось в процесс ремонта Дома культуры. На котельную поселка им
безвозмездно была выделена 1 тысяча тонн угля для осуществления отопительного
сезона 2011-2012 годов, постоянно выделяется техника для очистки дорог от снега,
нынешней весной, благодаря помощи предприятия, были ликвидированы три свалки.
В настоящее время ведутся переговоры о помощи в ремонте помещения для
пожарного депо. Словом, то, что в их силах, руководство предприятия для района
делает. ЗАО "Сибирский Антрацит" заинтересовано в развитии этих
поселков, поскольку именно там проживают работники предприятия. В том же Ургуне, численность населения которого около 800 человек,
117 трудятся на ЗАО "Сибирский Антрацит", имеют стабильный доход,
социальные гарантии. Мое личное мнение таково - инициативная группа, инициируя
жалобы в адрес данного предприятия, преследует какие-то свои личные
интересы".
На эти же размышления наводят следующие факты - согласно данным паспортного
стола, почти все члены
инициативной группы не так давно или непостоянно проживают в Ургуне. Кто-то совсем недавно получил постоянную прописку,
кто-то, наоборот, был выписан по решению суда. А жилищный вопрос - он ведь
кого угодно испортит. Тут, как на войне, все средства хороши. Можно и про
плохую экологию в одном отдельно взятом населенном пункте вспомнить. Тем более
что стоит рядом такой промышленный гигант, как ЗАО "Сибирский
Антрацит", который строит мосты, реализует инвестиционный проект, в
рамках которого предусмотрено строительство железной дороги не общего пользования,
двух погрузочных станций и двух обогатительных фабрик, сумел изыскать 47
миллионов на ремонт дороги. И какая разница, что многочисленные проверки, как
плановые, так и инициированные, подтверждают тот факт, что предприятие работает
без нарушений действующего природоохранного законодательства.
Надо сказать, что все необходимые замеры ЗАО "Сибирский Антрацит" выполняет
в полном объеме, а результаты незамедлительно предоставляются в соответствующие
контролирующие органы. ЗАО "Сибирский Антрацит" уделяет повышенное
внимание защите окружающей среды, строятся водоочистные сооружения,
контролируется выхлоп автотранспорта. Ну, а строительство железной дороги даст
возможность увеличить интенсивность погрузки готовой продукции с основного участка
добычи угля - Колыванского разреза. Это позволит
значительно снизить транспортный поток по существующей автодороге. А вот
количество рабочих мест на предприятии, наоборот, увеличится, также как и
налоговые поступления в бюджет, в том числе и в бюджет Искитимского
района.
Такого же мнения придерживается и депутат Законодательного собрания
Новосибирской области от Искитимского района Борис
Васильевич Прилепский: "По роду своей деятельности
я часто бываю в селах не только района, но и всей области. И я знаю, что самыми
актуальными проблемами для сельских жителей являются безработица и бездорожье.
Благодаря "Сибирскому Антрациту" у населения есть работа и
постоянный доход. Предприятие развивается, объемы производства увеличиваются.
ЗАО "Сибирский Антрацит" играет важную роль в формировании бюджета и
выполнения социальных программ, причем не только в
масштабах района, но и всей области. И было бы неверным утверждать, что
предприятие игнорирует жалобы или просьбы, поступающие от населения. Этому
есть документальные подтверждения. Согласитесь, ведь не могут же ошибаться
самые разные контролирующие органы, как утверждают некоторые члены
инициативной группы? Конечно же, производство здесь сложное и проблемы будут
возникать. Вот только решать их нужно не в противостоянии, а в конструктивном
диалоге, к которому руководство предприятия всегда готово".
Можно понять ургунцев, озабоченных
экологической обстановкой в родном селе. Вот только всевозможные проверки и
замеры показывают, что она ничуть не лучше, но и не хуже, чем в других
населенных пунктах, где есть промышленные гиганты, или в том
же областном центре, где степень загазованности особенно на центральных
магистралях, также оставляет желать лучшего. Можно продолжать ностальгировать
по временам Анны Иоановны, когда "проблем у
поселенцев было намного меньше". Только вот возврата на 300 лет назад все
равно не будет. Тем более что стремятся к этому далеко не все ургунцы... Оксана Ильинская.
Искитимская газета №44, 3
ноября,