Буря в стакане воды

В октябре на технологической трассе ЗАО "Сибирский Антрацит" были завершены ремонтные работы. В районе села Ургун дорожники привели в порядок участок дорожного полотна протяженностью в 1 километр 100 метров.
Событие достаточно значимое, причем по ряду причин. Во-первых, отремонтирован участок дороги был за счет средств предприятия - ЗАО "Сибирский Антрацит", - без привлечения финансирования из бюд­жетов района и области. Во-вторых, сделано это было внепланово и по просьбе жителей Ургуна, мимо ко­торого и проходит эта трасса. Вот только, несмотря на всю проделан­ную работу, на предприятие продол­жают сыпаться жалобы от имени "инициативной группы" из деревни Ургун. В результате, руководству ЗАО "Сибирский Антрацит" прихо­дится тратить уйму времени, сил и энергии на то, чтобы доказывать в различных инстанциях, что вовсе не "монстры" они, и работают с со­блюдением всех норм и законов. Да и в решении проблем, существующих в близлежащих селах, всегда прини­мают активное участие. Так что же все-таки на самом деле стоит за многочисленными жалобами и обра­щениями инициативной группы?
Из жалобы, подписанной членами инициативной группы. Стиль и ор­фография сохранены: "Пыль, грязь, шум по дороге общего пользования, от работающих тяжё­лых грузовых автомобилей гружен­ных с большим перегрузом камен­ного угля. Уголь непрерывным по­током поступает на обогатительную фабрику ЗАО "Сибантрацита" мимо нашего "многострадального" Ургу­на... Надо отметить, на днях Ургун праздновал свой очередной день села. Селу исполнилось 276 лет. Наше село помнит те времена, ког­да на престоле Российском, импе­ратрицей была Анна Ноанновна. Время хоть и было нелёгкое, для России матушки, поскольку в каз­не был ноль рублей, а проблем у поселенцев, надо полагать, было намного меньше. А экология, нам думается, намного лучше. Люди жили, проживали и выживали. Се­годня, как и раньше о нас просто-люпинах просто никто не думает..."
Да, конечно, никто и не спорит, три­ста лет назад экологическая обстанов­ка не только в Ургуне была значитель­но лучше. Но обвинять в этом один лишь "Сибирский Антрацит" вряд ли стоит. Еще удивительнее звучат пре­тензии по поводу того, что предприя­тие использует в своих промышленных целях дорогу общего назначения. Все с точностью до наоборот: это частные лица, да пассажирские автобусы ездят по дороге, принадлежащей ЗАО "Си­бирский Антрацит". Потому что нет другой альтернативы.
Дорога, идущая мимо Ургуна, была построена еще в начале 70-х годов прошлого столетия именно как техно­логическая трасса. Причем по проек­ту, заказу и за счет средств Листвян-ского шахтоуправления ПО "Северо-кузбассуголь". Строилась она с це­лью транспортировки угля с разреза "Ургунский" до обогатительной фаб­рики "Листвянская" и узла погрузки на железнодорожный транспорт. Правда, с самых первых дней сдачи в эксплуатацию, дорогой пользовались жители всех окрестных сел, в том чис­ле и ургунцы. Эта "дорожная артерия" и сегодня связывает многие населен­ные пункты Искитимского района с внешним миром.
Позднее дорога была продлена до опытного участка "Колыванский". Кроме этого, данный проект предус­матривал строительство автодорож­ного моста через реку Бердь. И он был построен акционерным обще­ством "Сибирский Антрацит", кото­рое является правопреемником Листвянского шахтоуправления, а сдан в эксплуатацию относительно недав­но - в 2006 году.
Из жалобы, подписанной членами инициативной группы. Стиль и ор­фография сохранены: "Кое-что, мы, инициативная группа, чего-то добились от руководства ЗАО "Си­бантрацита ". Дорогу стали поли­вать, дорогу поливали и в дождь, окончательно угрохав земполотно и асфальт. В настоящее время ведёт­ся ремонт. А как ведётся ремонт, это просто отдельный вопрос. Ведь невооружённым глазом видно, что тендр или торги выиграли либо без­дельники, которые работают по "новейшей технологии", которым выгодно потянуть время, да и цену, понятное дело, сбили. А кто конт­ролирует работу "Подрядчика"?. Нас не интересует "устаканивание" отдельных вопросов, ньюансов "Подрядчика "Заказчика". Чис­ла 15 сентября будет ровно месяц, а результата мы, селяне, невидим".
В принципе, ЗАО "Сибирский Антра­цит", будучи собственником дороги, всегда осуществляло ее текущее со­держание, ремонт и реконструкцию по мере необходимости. Оно и понятно ля предприятия крайне важно, чтобы трасса, предназначенная для транс­портировки угля, содержалась в над­лежащем состоянии. Как отметил ди­ректор новосибирского представи­тельства ЗАО "Сибирский Антрацит" Дмитрий Александрович Чувочин, именно поэтому технологическая до­рога является предметом постоянного внимания специальной службы пред­приятия, а в бюджете компании пре­дусматриваются фонды для содержа­ния автодороги.
Нынешним летом, по просьбе ини­циативной группы, в районе Ургуна была организована регулярная обра­ботка дороги пылеподавляющими со­ставами. Сделано это было для того, чтобы "прибить" пыль, которую под­нимают углевозы и КАМАзы, достав­ляющие антрацит на обогатительную фабрику. Однако на этом руковод­ство компании не остановилось ыло принято решение о внеплано­вом ремонте данного участка техно­логической трассы. Строительные работы начались в августе, а завер­шены в октябре. Подрядчиком высту­пило ООО "Стройдортранс". По сло­вам его директора Александра Вита­льевича Папоротного, все ремонтные работы произведены в соответствии с требованиями к качеству. Соглас­но техническому заданию, дорожное полотно расширено до десяти мет­ров, имеет щебеночное основание и два слоя асфальтированного покры­тия. Заключения специалистов также подтверждают, что ремонт дороги выполнен качественно. Вряд ли за­казчик - ЗАО "Сибирский Антрацит"

  1. стал бы тратить десятки миллионов на заведомо некачественный ремонт
  2. не выгодно ему это!

На сегодняшний день участок доро­ги пребывает в идеальном состоянии. Впрочем, по словам Дмитрия Алексан­дровича Чувочина, это далеко не все, что делает и будет делать предприятие для разрешения сложившейся ситуа­ции. Все транспортные средства, осу­ществляющие транспортировку угля по автодороге, проходят регулярную проверку и регулировку топливной аппаратуры с целью снижения содер­жания вредных веществ в выхлопных газах. С этой же целью тщательным образом отбираются поставщики топ­лива и смазочных материалов - на ЗАО "Сибирский Антрацит" использу­ют только качественную и проверен­ную продукцию.
Кроме этого, рассматривался вопрос о строительстве защитного забора по аналогии с автодорогами в Москве и Московской области. Однако жители Ургуна посчитали, что "московский" забор не решит их проблем. В резуль­тате был найден другой вариант, кото­рый нашел поддержку и одобрение в Совете депутатов Искитимского рай­она - высадка крупномерных деревь­ев - елей. Этот проект уже осуществ­лен за счет средств ЗАО "Сибирский Антрацит". Стоит добавить, что это не единственная "акция" по озеленению территории, прилегающей к Ургуну есколько месяцев назад предприяти­ем уже были высажены 900 березок, которые, при должном уходе, несом­ненно, улучшат внешний вид села. И руководство акционерного общества очень надеется, что жители поддер­жат данное начинание и также при­мут посильное участие в озеленении родного села, и помогут сохранить то, что уже высажено.
Нз жалобы, подписанной членами инициативной группы. Стиль и ор­фография сохранены: "Письмом Главы Администрации района от 04.08.2011г. N К-148/151 нам со­общили, цитата: "Запрашиваемый Вами участок автодороги находит­ся в собственности ЗАО "Сибант-рацит", кем и будет отремонтиро­ван".^. Да и был ли запрос Админи­страции района в ЗАО "Сибантрацит"? Письмо-ответ подписал лава Администрации Искитимско­го района г-н Лагода О.В., его не имеет смысла комментировать...".
По словам главы Искитимского рай­она Олега Владимировича Лагоды, ему не единожды приходилось от имени жителей сел, расположенных рядом с предприятием, обращаться за помо­щью к руководству ЗАО "Сибирский Антрацит". В частности, на сегодняш­ний день необходимо отсыпать щебнем участок дороги в районе села Усть-Чем. "В целом, акционерное общество не обязано отвлекать свои денежные средства, которые, как и на любом производстве, лишними не бывают, на социальные нужды жителей окрест­ных населенных пунктов, - подчерки­вает глава района. - Однако "Сибантрацит", будучи предприятием социаль­но ответственным, всегда идет на встречу в решении тех или иных воп­росов. Большую поддержку ЗАО "Си­бирский Антрацит" оказывает посел­ку Листвянский, активно включилось в процесс ремонта Дома культуры. На котельную поселка им безвозмездно была выделена 1 тысяча тонн угля для осуществления отопительного сезона 2011-2012 годов, постоянно выделяет­ся техника для очистки дорог от сне­га, нынешней весной, благодаря помо­щи предприятия, были ликвидированы три свалки. В настоящее время ведут­ся переговоры о помощи в ремонте помещения для пожарного депо. Сло­вом, то, что в их силах, руководство предприятия для района делает. ЗАО "Сибирский Антрацит" заинтересова­но в развитии этих поселков, посколь­ку именно там проживают работники предприятия. В том же Ургуне, чис­ленность населения которого около 800 человек, 117 трудятся на ЗАО "Сибирский Антрацит", имеют ста­бильный доход, социальные гарантии. Мое личное мнение таково - инициа­тивная группа, инициируя жалобы в адрес данного предприятия, преследу­ет какие-то свои личные интересы".
На эти же размышления наводят следующие факты - согласно данным паспортного стола, почти все члены
инициативной группы не так давно или непостоянно проживают в Ургу­не. Кто-то совсем недавно получил постоянную прописку, кто-то, наобо­рот, был выписан по решению суда. А жилищный вопрос - он ведь кого угодно испортит. Тут, как на войне, все средства хороши. Можно и про плохую экологию в одном отдельно взятом населенном пункте вспом­нить. Тем более что стоит рядом та­кой промышленный гигант, как ЗАО "Сибирский Антрацит", который строит мосты, реализует инвестици­онный проект, в рамках которого предусмотрено строительство же­лезной дороги не общего пользова­ния, двух погрузочных станций и двух обогатительных фабрик, сумел изыскать 47 миллионов на ремонт дороги. И какая разница, что много­численные проверки, как плановые, так и инициированные, подтвержда­ют тот факт, что предприятие рабо­тает без нарушений действующего природоохранного законодательства.
Надо сказать, что все необходимые за­меры ЗАО "Сибирский Антрацит" вы­полняет в полном объеме, а результаты незамедлительно предоставляются в со­ответствующие контролирующие орга­ны. ЗАО "Сибирский Антрацит" уделя­ет повышенное внимание защите окру­жающей среды, строятся водоочистные сооружения, контролируется выхлоп автотранспорта. Ну, а строительство железной дороги даст возможность уве­личить интенсивность погрузки готовой продукции с основного участка добычи угля - Колыванского разреза. Это по­зволит значительно снизить транспор­тный поток по существующей автодоро­ге. А вот количество рабочих мест на предприятии, наоборот, увеличится, также как и налоговые поступления в бюджет, в том числе и в бюджет Иски­тимского района.
Такого же мнения придерживается и депутат Законодательного собрания Новосибирской области от Искитимс­кого района Борис Васильевич Прилепский: "По роду своей деятельнос­ти я часто бываю в селах не только района, но и всей области. И я знаю, что самыми актуальными проблемами для сельских жителей являются безра­ботица и бездорожье. Благодаря "Си­бирскому Антрациту" у населения есть работа и постоянный доход. Предпри­ятие развивается, объемы производ­ства увеличиваются. ЗАО "Сибирский Антрацит" играет важную роль в фор­мировании бюджета и выполнения со­циальных программ, причем не только в масштабах района, но и всей облас­ти. И было бы неверным утверждать, что предприятие игнорирует жалобы или просьбы, поступающие от населе­ния. Этому есть документальные под­тверждения. Согласитесь, ведь не мо­гут же ошибаться самые разные кон­тролирующие органы, как утверждают некоторые члены инициативной груп­пы? Конечно же, производство здесь сложное и проблемы будут возникать. Вот только решать их нужно не в про­тивостоянии, а в конструктивном ди­алоге, к которому руководство пред­приятия всегда готово".
Можно понять ургунцев, озабочен­ных экологической обстановкой в родном селе. Вот только всевозмож­ные проверки и замеры показывают, что она ничуть не лучше, но и не хуже, чем в других населенных пунк­тах, где есть промышленные гиганты, или в том же областном центре, где степень загазованности особенно на центральных магистралях, также ос­тавляет желать лучшего. Можно про­должать ностальгировать по време­нам Анны Иоановны, когда "проблем у поселенцев было намного меньше". Только вот возврата на 300 лет назад все равно не будет. Тем более что стре­мятся к этому далеко не все ургунцы... Оксана Ильинская.
Искитимская газета №44, 3 ноября, 2011 г.