От истоков до наших дней

В 2011 году школа №14 отмечает свой 50-летний юбилей. И с этого номера газеты мы начинаем публиковать цикл статей о нашей 14 школе. Обращаемся к выпускникам разных лет, к учителям. Расскажите о своей жизни в школе, поделитесь воспоминаниями. Весь материал будет помещён в школьный музей.
shkola14_clip_image002
ИСТОРИЯ школы №14 тесно переплетается с историей возникновения микрорайона Ложок. В 1928 году здесь были обнару­жены запасы известняка высокого качества, который начали добывать. Страна нуждалась в строительных материалах. Нужна была дешёвая рабочая сила, и поэтому здесь открывают ОЛП-4 - отдельный лагерный пункт, один из лагерей сталинского ГУЛАГа. Гражданского населения было мало, и только в пятидесятые годы в посёлке открыли малокомплектную школу. И пусть в ней была всего одна комната, всего несколько учеников, первая учительница Валентина Петровна Быкова смогла научить детей читать и писать, считать и решать задачи.
У истоков школы стояли пер­вый директор Мочалов Леонид Гаврилович, учителя Кулик Полина Петровна, Ковалева Анастасия Антоновна. Сопина Клавдия Степановна, Яровой Георгий Евсеевич, Радченко Кузьма Фёдорович. Именно эти учите­ля учили и воспитывали детей в тяжёлые послевоенные годы, отдавая тепло своих сердец детям. Ребята в школе не только учились, но и работали: при шко­ле был создан учебно-опытный участок, на котором выращива­ли различные овощи, их потом отдавали в столовую интерната школы. Была организована кролико-ферма, где также труди­лись учащиеся.
Когда директором школы был назначен Кабанов Виктор Гав­рилович, школа стала восьмилеткой. О Викторе Гавриловиче говорили, что он большой души человек. Отлично играл на бая­не, и часто школьные перемены становились музыкальными. Ребята пели песни, водили хороводы, танцевали. При нем был открыт летний дневной пионер­ский лагерь. Располагался он в живописнейшем месте, за рекой Шипунихой. Для детей были со­зданы все условия: проводились различные игры, тематические сборы, спортивные соревнования, организовывались экскурсионные поездки. За сезон в ла­гере отдыхало до 60 человек.
В 1961 г школа становится средней, и в 1963г выпускает свой первый 10 класс. Всего 9 человек было в этом выпуске. Шесть из них учились на 4 и 5. Это были Абрамчук Нина, Баркалова Тама­ра, Ветказова Людмила, Калинин Михаил, Коваленко Галина, Крутилин Вячеслав. Они были гордостью школы.
В 1966 г. директором школы назначается Ковшевой Василий Григорьевич. В расцвете своих творческих сил, прошедший суровую закалку в годы войны, он с огромным энтузиазмом окунулся в многообразную работу школы. Организовывались тема­тические вечера, спортивные соревнования. В школе была очень хорошая дисциплина, порядок. Большое внимание стали уделять самоуправлению шко­лы. Коллектив учителей опирался на учком и комсомольскую организацию. Активно работал родительский комитет.
В1972 г. в школе был создан КИД. Руководила КИДом учитель немецкого языка, завуч школы Матвеева Мария Федоровна. Каждое заседание КИДа было праздником для всей школы. На них побывали члены общества советско-чехословатской дружбы, ветераны ВОВ, вдовы тех, кто сложил свою голову на полях сражений. Ребята перепи­сывались со сверстниками из социалистических стран, обме­нивались сувенирами.
В 1979г было построено здание современной школы, директо­ром новой школы был назначен Митрофанов Александр Федо­рович. В 1980 году по его инициативе, по решению педагогичес­кого совета, с согласия учащихся и их родителей школа стала школой продленного дня.
Пионерскую дружину в школе много лет возглавляла старшая вожатая Дороденко Татьяна Петровна. 5 раз дружина под­тверждала звание "Правофланговая", ей было присвоено имя И.В.Коротеева, нашего земляка, погибшего в 1936г при защите границы на Дальнем Восто­ке.
В 1981 году в школу пришел мо­лодой директор Ушаков М.А. Он продолжил работу по внедрению школы - комплекса полного дня. Школа стала центром воспита­тельной работы микрорайона. Для этого было достаточно ус­ловий: новое здание школы, занятия старшеклассников в одну смену. Жизнь кипела: работало много кружков на базе дома культуры "Октябрь", стадиона "Маяк", клуба "Алый парус", в школе действовало 42 кружка. Было введено профильное обучение, созданы классы с музыкальным, хоровым, художественным и спортивным уклоном.
А.А.Еланцев продолжил эту работу, улучшил материально - техническую базу школы. При нем многие кабинеты пополнились наглядными пособиями и техническими средствами. За каждым классом были закреплены шефы. Благоустройство, ремонт кабинетов, совместные мероприятия - далеко не весь перечень шефской помощи.
Длительное время директором школы была Коломникова С.И. За время её работы коллектив постоянно рос, посту­пало на работу в школу много молодых учителей - приходи­лось постоянно совершенствовать методическую работу. При ней были созданы методичес­кие секции учителей школы, на­лажена работа секций внутри школы и на городском уровне. Инновационная работа стала неотъемлемой частью педагоги­ческой деятельности.
С 1999 года школу возглавляет Гапоненко Александр Петро­вич. Важное значение уделяет­ся здоровью школьников: тема работы школы - "Сохранение здоровья школьников в образо­вательном пространстве адап­тивной школы". И наши ребята не подводят. В спорте успешны многие из них. Не раз завоёвывали призовые места в сорев­нованиях.
Много в школе и талантливых учителей, учеников, которые ув­леченно занимаются научно - исследовательской деятельностью.
В течение многих лет выпускники школы показывают лучшие результаты ЕГЭ не только среди школ города, но и области.


shkola14_clip_image004

По своей природе человек стре­мится быть воспитанным, ему свойственно желать изменений к лучшему. Созданные в школе условия позволяют каждому уче­нику найти занятие, соответству­ющее его природным склоннос­тям, быть в чём-то самым луч­шим.
Публикация подготовлена по материалам школьного музея

Конкурент № 14 15 апреля 2011 г.с.6