От истоков до наших дней
В 2011 году
школа №14 отмечает свой 50-летний юбилей. И с этого номера газеты мы начинаем
публиковать цикл статей о нашей 14 школе. Обращаемся к выпускникам разных лет, к
учителям. Расскажите о своей жизни в школе, поделитесь воспоминаниями. Весь
материал будет помещён в школьный музей.

ИСТОРИЯ школы №14 тесно переплетается с историей возникновения микрорайона
Ложок. В 1928 году здесь были обнаружены запасы известняка высокого качества,
который начали добывать. Страна нуждалась в строительных материалах. Нужна была
дешёвая рабочая сила, и поэтому здесь открывают ОЛП-4 - отдельный лагерный
пункт, один из лагерей сталинского ГУЛАГа. Гражданского населения было мало, и
только в пятидесятые годы в посёлке открыли малокомплектную школу. И пусть в
ней была всего одна комната, всего несколько учеников, первая учительница
Валентина Петровна Быкова смогла научить детей читать и писать, считать и
решать задачи.
У истоков школы стояли первый директор Мочалов Леонид Гаврилович, учителя
Кулик Полина Петровна, Ковалева Анастасия Антоновна. Сопина Клавдия Степановна,
Яровой Георгий Евсеевич, Радченко Кузьма Фёдорович. Именно эти учителя учили и
воспитывали детей в тяжёлые послевоенные годы, отдавая тепло своих сердец
детям. Ребята в школе не только учились, но и работали: при школе был создан
учебно-опытный участок, на котором выращивали различные овощи, их потом
отдавали в столовую интерната школы. Была организована кролико-ферма, где также
трудились учащиеся.
Когда директором школы был назначен Кабанов Виктор Гаврилович, школа стала
восьмилеткой. О Викторе Гавриловиче говорили, что он большой души человек.
Отлично играл на баяне, и часто школьные перемены становились музыкальными.
Ребята пели песни, водили хороводы, танцевали. При нем был открыт летний
дневной пионерский лагерь. Располагался он в живописнейшем месте, за рекой
Шипунихой. Для детей были созданы все условия: проводились различные игры,
тематические сборы, спортивные соревнования, организовывались экскурсионные
поездки. За сезон в лагере отдыхало до 60 человек.
В 1961 г школа становится средней, и в 1963г выпускает свой первый 10 класс.
Всего 9 человек было в этом выпуске. Шесть из них учились на 4 и 5. Это были
Абрамчук Нина, Баркалова Тамара, Ветказова Людмила, Калинин Михаил, Коваленко
Галина, Крутилин Вячеслав. Они были гордостью школы.
В 1966 г. директором школы назначается Ковшевой Василий Григорьевич. В расцвете
своих творческих сил, прошедший суровую закалку в годы войны, он с огромным
энтузиазмом окунулся в многообразную работу школы. Организовывались тематические
вечера, спортивные соревнования. В школе была очень хорошая дисциплина,
порядок. Большое внимание стали уделять самоуправлению школы. Коллектив учителей
опирался на учком и комсомольскую организацию. Активно работал родительский
комитет.
В1972 г. в школе был создан КИД. Руководила КИДом учитель немецкого языка,
завуч школы Матвеева Мария Федоровна. Каждое заседание КИДа было праздником для
всей школы. На них побывали члены общества советско-чехословатской дружбы,
ветераны ВОВ, вдовы тех, кто сложил свою голову на полях сражений. Ребята
переписывались со сверстниками из социалистических стран, обменивались
сувенирами.
В 1979г было построено здание современной школы, директором новой школы был
назначен Митрофанов Александр Федорович. В 1980 году по его инициативе, по
решению педагогического совета, с согласия учащихся и их родителей школа стала
школой продленного дня.
Пионерскую дружину в школе много лет возглавляла старшая вожатая Дороденко
Татьяна Петровна. 5 раз дружина подтверждала звание
"Правофланговая", ей было присвоено имя И.В.Коротеева, нашего
земляка, погибшего в 1936г при защите границы на Дальнем Востоке.
В 1981 году в школу пришел молодой директор Ушаков М.А. Он продолжил работу по
внедрению школы - комплекса полного дня. Школа стала центром воспитательной
работы микрорайона. Для этого было достаточно условий: новое здание школы,
занятия старшеклассников в одну смену. Жизнь кипела: работало много кружков на
базе дома культуры "Октябрь", стадиона "Маяк", клуба
"Алый парус", в школе действовало 42 кружка. Было введено профильное
обучение, созданы классы с музыкальным, хоровым, художественным и спортивным
уклоном.
А.А.Еланцев продолжил эту работу, улучшил материально - техническую базу
школы. При нем многие кабинеты пополнились наглядными пособиями и техническими
средствами. За каждым классом были закреплены шефы. Благоустройство, ремонт
кабинетов, совместные мероприятия - далеко не весь перечень шефской помощи.
Длительное время директором школы была Коломникова С.И. За время её
работы коллектив постоянно рос, поступало на работу в школу много молодых
учителей - приходилось постоянно совершенствовать методическую работу. При ней
были созданы методические секции учителей школы, налажена работа секций
внутри школы и на городском уровне. Инновационная работа стала неотъемлемой
частью педагогической деятельности.
С 1999 года школу возглавляет Гапоненко Александр Петрович. Важное значение
уделяется здоровью школьников: тема работы школы - "Сохранение здоровья
школьников в образовательном пространстве адаптивной школы". И наши
ребята не подводят. В спорте успешны многие из них. Не раз завоёвывали призовые
места в соревнованиях.
Много в школе и талантливых учителей, учеников, которые увлеченно занимаются
научно - исследовательской деятельностью.
В течение многих лет выпускники школы показывают лучшие результаты ЕГЭ не
только среди школ города, но и области.
|
|
По своей
природе человек стремится быть воспитанным, ему свойственно желать изменений к
лучшему. Созданные в школе условия позволяют каждому ученику найти занятие,
соответствующее его природным склонностям, быть в чём-то самым лучшим.
Публикация подготовлена по материалам школьного музея
Конкурент №
14 15 апреля 2011 г.с.6