Разрушив старое, построить лучшее

С 1 сентября 2010 года шесть школ Искитимского района стали участниками эксперимента. Первоклассников Линева, Улыбино и Евсино начали обучать совершенно по-новому, согласно образовательному стандарту второго поколения.

О том, каким оказался этот экспериментальный год, рассказали педагоги линевской третьей: заместитель директора по учеб­но-воспитательной работе в начальных классах Лина Анатоль­евна КРИВЦОВА и классный руководитель 1 "а" Наталья Степа­новна ДУБРОВИНА.


linevsk shkola_clip_image002_0003

Они отметили, что новый фе­деральный государственный стандарт ставит высокие тре­бования к результату образо­вания, к структуре основных образовательных программ, а также к условиям его реализа­ции, предусматривающим под­готовку кадров, финансирова­ние, развитую материально- техническую базу.
Надо сказать, что третий фактор оказался самым слабым звеном. К примеру, на сегодняшний день только 40 процентов образова­тельных учреждений нашего рай­она соответствуют новым требованиям в плане материально-тех­нического оснащения. В самом тя­желом положении оказались сель­ские школы. При всем желании деревенские учителя не смогут выполнить возложенные на них обязательства. Линевским первоклашкам повезло больше. Так, в классе Натальи Степановны есть интерактивная доска, единствен­ная в школе. Нет проблем с учеб­ной литературой. Правда, в дефи­ците наглядный материал. "Чтобы ребята смогли усвоить тему "Масса тела", - рассказала Лина Ана­тольевна, - пришлось достать ста­ренькие весы и купить в магази­не два килограмма перловки. Что­бы освоить меру длины, приходит­ся выходить на улицу, в коридор и измерять реальные предметы. Одним словом, выход в данной си­туации таков: нужно посмотреть вокруг и использовать все, что по­может объяснить ученикам ту или иную тему. Да, многое нужно, что­бы стандарт второго поколения работал как по писаному. Но на все необходимое денег нет. С 1 сентября 2011 года все российс­кие школы перейдут на "новые рельсы". Значит, придется как-то выживать, ведь требуемый ре­зультат надо получить во что бы то ни стало".
Впрочем, несмотря на сложнос­ти, педагоги линевской третьей настроены очень оптимистично. "Год работы по развивающей про­грамме показал, что новый стан­дарт лучше прежнего, он более прогрессивный и дает положи­тельный результат, - отметила На­талья Степановна. - Приведу при­мер. Урок математики. Ученики садятся в кружок и легким при­косновением руки с улыбкой на лице приветствуют друг друга. Это очень сплачивает их, превращает группу ребят, пришедших из раз­ных детских садов поселка, в дружный коллектив. Во время урока нет привычного объяснения темы. Занятия проходят в форме диалога. При этом малыши чув­ствуют себя раскрепощенными, смело выражают свое мнение".
Главной оценкой является похва­ла (отметки первые два года уче­никам не ставят). "Молодец, ты за­дал хороший вопрос" или "Умни­ца, ты нашел свою ошибку и ис­правил ее", - такие слова звучат постоянно. Они стимулируют школьников, помогают им в рабо­те и настраивают на успех.

"Весьма положительным мо­ментом стандарта второго по­коления можно назвать форми­рование тяги у ребенка к само­образованию, - отметила Лина Анатольевна КРИВЦОВА. - Прежняя форма обучения это­го не требовала, школьникам лишь давали базовые знания по предметам. А теперь наша зада­ча - с самого первого класса научить детей работать с ин­формацией, что позволит им получать новые знания".
В конце мая подопечные Ната­льи Степановны ДУБРОВИНОЙ писали комплексную контрольную работу, которая подвела итог обу­чения за весь год. Из двадцати че­тырех учеников базовый уровень (от четырех до девяти баллов) на­брали все, превысили установлен­ную планку девять человек - эти ребята достигли повышенного уровня подготовки. Классный ру­ководитель очень довольна ре­зультатами: дети с программой успешно справились, отстающих нет. Стало быть, эксперимент про­шел удачно.
Учебное пособие "Федеральный государственный стандарт второ­го поколения начального общего образования" - небольшая книжи­ца, освоить ее может каждый пе­дагог. Но, пожалуй, самым труд­ным для учителей является необ­ходимость перестроиться на но­вые рельсы. Надо теперь не толь­ко вести уроки иначе, нужно мыс­лить по-другому. Не секрет, что большая часть педагогов Искитим- ского района имеет солидный стаж работы по традиционной си­стеме. Отказаться от нее в один момент сможет не каждый. И са­мое главное здесь - не наломать дров. Разрушить до основания лег­ко, а вот построить что-то новое, стоящее намного сложнее. Фраза известного политика Виктора Черномырдина: "Хотели как луч­ше, а получилось как всегда" - ста­ла уже крылатой. Поистине рево­люционные перемены в российс­ком образовании не должны под­ходить под эту формулировку, ведь речь идет о воспитании под­растающего поколения страны.
Надежда Полунина.

Искитимская газета № 22, 2 июня 2011 г. с.4