Разрушив старое, построить лучшее
С 1 сентября
2010 года шесть школ Искитимского района стали участниками эксперимента.
Первоклассников Линева, Улыбино и Евсино начали обучать совершенно по-новому,
согласно образовательному стандарту второго поколения.
О том, каким
оказался этот экспериментальный год, рассказали педагоги линевской третьей:
заместитель директора по учебно-воспитательной работе в начальных классах Лина
Анатольевна КРИВЦОВА и классный руководитель 1 "а" Наталья Степановна
ДУБРОВИНА.
|
|
Они
отметили, что новый федеральный государственный стандарт ставит высокие требования
к результату образования, к структуре основных образовательных программ, а
также к условиям его реализации, предусматривающим подготовку кадров,
финансирование, развитую материально- техническую базу.
Надо сказать, что третий фактор оказался самым слабым звеном. К примеру, на
сегодняшний день только 40 процентов образовательных учреждений нашего района
соответствуют новым требованиям в плане материально-технического оснащения. В
самом тяжелом положении оказались сельские школы. При всем желании
деревенские учителя не смогут выполнить возложенные на них обязательства.
Линевским первоклашкам повезло больше. Так, в классе Натальи Степановны есть
интерактивная доска, единственная в школе. Нет проблем с учебной литературой.
Правда, в дефиците наглядный материал. "Чтобы ребята смогли усвоить тему
"Масса тела", - рассказала Лина Анатольевна, - пришлось достать старенькие
весы и купить в магазине два килограмма перловки. Чтобы освоить меру длины,
приходится выходить на улицу, в коридор и измерять реальные предметы. Одним
словом, выход в данной ситуации таков: нужно посмотреть вокруг и использовать
все, что поможет объяснить ученикам ту или иную тему. Да, многое нужно, чтобы
стандарт второго поколения работал как по писаному. Но на все необходимое денег
нет. С 1 сентября 2011 года все российские школы перейдут на "новые
рельсы". Значит, придется как-то выживать, ведь требуемый результат надо
получить во что бы то ни стало".
Впрочем, несмотря на сложности, педагоги линевской третьей настроены очень
оптимистично. "Год работы по развивающей программе показал, что новый
стандарт лучше прежнего, он более прогрессивный и дает положительный
результат, - отметила Наталья Степановна. - Приведу пример. Урок математики.
Ученики садятся в кружок и легким прикосновением руки с улыбкой на лице
приветствуют друг друга. Это очень сплачивает их, превращает группу ребят,
пришедших из разных детских садов поселка, в дружный коллектив. Во время урока
нет привычного объяснения темы. Занятия проходят в форме диалога. При этом
малыши чувствуют себя раскрепощенными, смело выражают свое мнение".
Главной оценкой является похвала (отметки первые два года ученикам не
ставят). "Молодец, ты задал хороший вопрос" или "Умница, ты
нашел свою ошибку и исправил ее", - такие слова звучат постоянно. Они
стимулируют школьников, помогают им в работе и настраивают на успех.
"Весьма
положительным моментом стандарта второго поколения можно назвать формирование
тяги у ребенка к самообразованию, - отметила Лина Анатольевна КРИВЦОВА. -
Прежняя форма обучения этого не требовала, школьникам лишь давали базовые
знания по предметам. А теперь наша задача - с самого первого класса научить
детей работать с информацией, что позволит им получать новые знания".
В конце мая подопечные Натальи Степановны ДУБРОВИНОЙ писали комплексную
контрольную работу, которая подвела итог обучения за весь год. Из двадцати четырех
учеников базовый уровень (от четырех до девяти баллов) набрали все, превысили
установленную планку девять человек - эти ребята достигли повышенного уровня
подготовки. Классный руководитель очень довольна результатами: дети с
программой успешно справились, отстающих нет. Стало быть, эксперимент прошел
удачно.
Учебное пособие "Федеральный государственный стандарт второго поколения
начального общего образования" - небольшая книжица, освоить ее может
каждый педагог. Но, пожалуй, самым трудным для учителей является необходимость
перестроиться на новые рельсы. Надо теперь не только вести уроки иначе, нужно
мыслить по-другому. Не секрет, что большая часть педагогов Искитим- ского
района имеет солидный стаж работы по традиционной системе. Отказаться от нее в
один момент сможет не каждый. И самое главное здесь - не наломать дров.
Разрушить до основания легко, а вот построить что-то новое, стоящее намного
сложнее. Фраза известного политика Виктора Черномырдина: "Хотели как лучше,
а получилось как всегда" - стала уже крылатой. Поистине революционные
перемены в российском образовании не должны подходить под эту формулировку,
ведь речь идет о воспитании подрастающего поколения страны.
Надежда Полунина.
Искитимская
газета № 22, 2 июня 2011 г. с.4