Антонина Лямзина: "Уверенным шагом к "Нашей новой школе"!

Вот и начался новый учебный год. Во всех школах прошли торжественные линейки, и дети снова готовы окунуться в волную­щий мир знаний. О том, что ожидает и учителей, и учеников в будущем учебном году мы поговорили с начальником управле­ния образования администрации Искитимского района Антониной Леонидовной Лямзи ной.

-Антонина Леонидовна, известно, что сегодня повсеместно идет обсуждение нового федерального закона "Об образовании". Ведется эта работа и у нас в районе. Все районное образование не первый раз обсуждало этот вопрос, совсем недавно один из круглых столов был посвящен этой теме. В чем суть законопроекта, что нового ожидает нас?

В данном законе должны найти отражение результаты модернизации, преодоление разрыва между потребностями образовательной практики и ее законодательным обеспечением, устранение дублирования и противоречивости Закона Российской Федерации "Об образовании" и других федеральных законов. Законопроект ни в коей мере не уменьшает государственные гарантии получения образования. Все образовательные учреждения будут продолжать реализовывать образовательные программы, только называться они будут иначе, а учебные и образовательные программы станут более востребованы. Многообразие форм получения образования остаётся и поощряется.
В первую очередь, в ходе национального проекта "Образование" реализуется национальная образовательная инициативы "Наша новая школа". Качество образования определяется тем, насколько общество, работодатель и сам обучающийся удовлетворены результатами обучения. В новом поколении российских образовательных стандартов внимание в первую очередь обращено именно на результаты освоения образовательных программ, кроме того стандарты устанавливают требования к условиям реализации программ и их структуре.
Введение стандартов - явление стрессовое. Каким образом они будут вводиться?
Стандарт общего образования разрабаты­вается и вводится в действие поэтапно по ступеням общего образования. В пилотном ре­жиме по новым стандартам с 1 сентября 2010 года в 6 школах района (все Линевские, школы - с.Улыбино и ст.Евсино) начали обучение 304 первокласника. В 2011 -2012 учебном году 745 первоклассников, что на 97 человек больше или на 8,4% чем в 2010 году, из 42 образо­вательных учреждений перейдут на новые об­разовательные стандарты, что составляет по­рядка 17%. Это означает, что с 1 сентября 2015 года по новым стандартам будет учиться уже вся начальная школа. Соответственно этап обязательного введения стандарта старшей школы начнется только в 2020 году.

  1. Бесспорно, что система дошкольного образований является одним из факторов сохранения и укрепления здоровья детей, становления, развития, - саморазвития и реализации их личности, а также условием улучшения демографической ситуации в районе. Как развивается система дошкольного обра­зования у нас в районе?

Администрация района уделяет большое внимание обеспечению населения услугами дошкольного образования. 18 детских садов посещают 1973 ребенка. Очередность в детс­кие сады по району составляет 365 детей, по сравнению с прошлым годом сократилась на 152 человека. Достаточно остро стоит вопрос в п.Листвянский, где в 2012 году планируется строительство детского сада на 80 мест. В де­кабре 2011 году планируется открытие группы детского сада на базе школ: в с.Легостаево - 20 мест и с.Лебедевка - 40. Большая очеред­ность в дошкольные учреждения на ст.Евсино -102 ребенка, в р.п.Линево - 79, в п.Чернореченский - 55.

  1. Известно, что в области работает сайт, с помощью которого родители имеют возмож­ность отследить свою очередь в детский сад. Есть ли данные о садах района на этом сайте?

На самом деле в 2010-2011 учебном году создан интернет-сайт "Мои садики", позволяющий родителям отследить свою очередность на получение путевки в дошкольное образовательное учреждение. Информация по Искитимскму району так же находится в единой базе данных Новосибирской области. Теперь родители, зайдя на интернет-сайт, могут получить информацию о продвижении очереди на получение места в детском саду, что делает этот процесс полностью прозрачным. Данные в "электронной очереди" постоянно проверяются и обновляются. На этом сайте можно ознакомиться с категориями граждан, имеющих приоритетное право при получении места в детских садах. Искитимский район занимает первое место в рейтинге по области обращений родителей на интернет-сайт.
- Учитель должен всегда учиться. На сколько актуально это в нашем районе?
Качество педагогической деятельности имеет важнейшее значение для развития всей системы образования. Сегодня чрезвычайно востребован педагог, личностные и профессиональные качества которого оказались бы на уровне сложности стоящих перед обще­ством задач.
В связи с этим большое внимание в районе уделяется повышению квалификации педаго­гических кадров за 3 года на разных уровнях согласно разработанному плану курсы повышения квалификации прошли 1003 педагоги­ческих работника.
В НИПКиПРО на всех курсах рассматривались особенности перехода на ФГОС, работа в условиях стандартизации и вариативности. В связи с актуальностью этих вопросов только в прошедшем учебном году на этих кафед­рах обучились 60 учителей начальных клас­сов и 42 руководителя. На базе РЦИТ было обучено 143 человека. На кафедре повышения квалификации НГПУ проучились 33 человека, 6 из них по программе ТРИЗ- педагогика, с целью подготовки детей к участию в третьем Международном молодежном форуме "Интерра-20011". Это учителя из МОУ СОШ с. Тальменка, п. Чернореченский, с. Лебедевка, МОУ СОШ №4р.п. Линево, МОУ "Гимназия №1 р.п. Линево". 22 учителя, 10 из которых - педагоги МОУ СОШ №4 р.п. Линево, обучились на кур­сах "Работа с одаренными детьми", которые на базе института провела Московская акаде­мия ПК и ППРО.
Профессиональная активность педагогов района ярко проявляется в участии в различ­ных профессиональных конкурсах, конферен­циях, форумах, сообществах и др. В сравнении с прошлым учебным годом увеличилось количество публикаций учителей как в перио­дических изданиях (20 опубликованных статей), так и на педагогических сайтах. Растет количество педагогов, участвующих в регио­нальных и всероссийских конкурсах. Наиболее активное участие принимают педагоги МОУ "СОШ ст. Евсино", МОУ "СОШ №3 р.п. Линёво", МОУ "СОШ №4 р.п. Линёво", МОУ "Гимназия №1", .МОУ "СОШ с. Лебедёвка". Макаренко Л .А., школа № 3 р.п. Линево заня­ла 2 место в конкурсе исследовательских ра­бот "Юность, наука, культура", Панов Ю.А. (МОУ Гимназия № 1) - дипломант междуна­родной НПК "Инновации в школе", Жаркова С.В., Сауляк Л.П. (МОУ Гимназия № 1) - дипломанты фестиваля педагогических идей. Об­щественная и профессиональная активность учителей нашего района стала проявляться и в других направлениях: учитель СОШ ст. Ев­сино Манило Т.Н. стала делегатом съезда учи­телей математики в Москве. На наших глазах происходит процесс расширения профессионального общения, обмена опытом.
Учителя района постоянно принимают участие и в районных научно-практических конференциях.
- Наиболее приоритетным направлением сегодня является использование современных технологий. Насколько активно используют их сельские учителя?
Современные информационные технологии позволяют в корне изменить процесс пере­дачи знаний, сделать его более гибким, на­сыщенным, удобным для обучающегося. Так, педагоги МОУ "СОШ №4 р.п. Линёво" Белова Н.Ю., Великая С.С., Хлыстунова Е.Г., Нарожная О.В., Фарышева Н.Г., Рубижанская Н.А. и учителя МОУ "СОШ №3 р. п. Линёво" Завьялова Н.В., Петренко Н.С., Молчанова В.Н., Бог­данова Л.И., Фрий Л.Ю. используют дистанционную форму обучения детей. В дистанционной лингвистической школе (Новосибирский центр продуктивного обучения), дистанционной математической школе (Новосибирский центр продуктивного обучения), и по ди­станционной образовательной программе "Школьный университет" (г. Томск) обучаются ребята МОУ "Гимназия №1", а в заочной школе "Авангард" обучаются ученики МОУ " СОШ ст. Евсино".
- Единый государственный экзамен входит в число основных механизмов достижения качества образования. Как справились с ним ребята в этом году?
В 2010- 2011 учебном году в образовательных учреждениях района обучалось 307 вы­пускников. Из них 264 (86%) учащихся днев­ных образовательных учреждений и 43 (14%) - учащиеся вечерних школ.
По русскому языку с заданиями ЕГЭ не справились 11 учащихся, (3,7%). Из них не сдали 4 выпускника "BCOШ Искитимского района", что составляет 1,3%. В 2010 году число детей, не сдавших русский язык, составляло 0,9%
Следует отметить, что в этом году 3 учащихся (1 %) набрали на экзамене по русскому языку более 90 баллов. Это учащихся школ п. Степ­ной, ст. Евсино и Линевской №4. За последние три года средний бал по русскому языку увеличился с 53 до 57 и достиг среднего зна­чения по области.
Средний балл по математике по району в течение трех лет увеличился с 38 до 41 балла в этом году, но, тем не менее, ниже на 6 бал­лов, чем средний по области. Это говорит о недостаточной подготовке наших выпускников и - здесь необходимо усилить работу учите­лям математики, руководителям школ принять управленческое решение, методическому ка­бинету спланировать работу с учетом всех проблем в ОУ. Лучшие результаты по району показали учащиеся школ №4, №3 р.п. Линево, ст. Евсино, с.Быстровка, с. Тальменка, Гимна­зии №1. Отдельные учащиеся перечисленных школ показали результаты по математике в 70 и более баллов.
Процент участия в других предметах ЕГЭ существенно по годам не меняется: востребо­ванными остаются обществознание - 57%, биология - 17%, физика -22%, история, ин­форматика -15%, реже выбирают иностран­ные языки, химию, литературу, географию.
В этом году учащиеся МОУ "СОШ п. Степ­ной" и МОУ "СОШ №4 р.п. Линево" по обществознанию, показали результаты близкие к 90 баллам.
По физике учащаяся МОУ "COLLI №3 р.п. Линево" показала результат в 96 баллов. Так­же высокие результаты экзамена показали выпускники средних школ ст. Евсино и с. Лебедевка
По биологии лучшие результаты показали учащиеся школы п. Степной. По истории луч­шими стали учащиеся с.Быстровка.
Средний балл по информатике существен­но снизился по сравнению с результатами прошлого года и составил - 50, 2010 - 61 бал. Возросло и число выпускников, не набравших минимальный балл на 17% (2011-20%, 2010 - 3%). Отметку в 70 баллов преодолел только 1 учащийся в районе МОУ "COLU с. Лебедевка". Результаты экзамена по информатике гово­рят о том, что хотя популярность этого экза­мена среди учащихся растет (процент участия вырос на 6%), уровень подготовки к нему недостаточен.
По литературе средний балл по району - 56, по области 52. Лучшие результаты показали учащиеся Гимназия №1 и школы №4 р.п. Ли­нево.
- Здоровье человека - важный показатель его личного успеха. Чтобы пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, школь­ная жизнь должна стать насыщенной, интересной и увлекательной. Так ли это в нашем районе?
В каждом образовательном учреждении разработаны и действуют программы "Здоровье", в которых спланированы в том числе мероприятия по профилактической работе. Разрабатываются и внедряются здоровьесберегающие технологии, ежегодно проводится "Всероссийский урок здоровья". Во всех школах вводится третий час физической культуры.
Средняя общеобразовательная школа №1 р.п.Линево в прошедшем учебном году работала по реализации проекта "Школа - территория здоровья". Целью проекта являлось: создание системы по формированию - навыков здорового образа жизни, повышению двигательной активности учащихся и педагогов. В результате проведенной работы улучшилась успеваемость на уроках физической культуры, сократилось число пропусков по неуважительным причинам, незначительно, но снизилось количество пропусков по болезни.
Большую роль в сохранении и укреплении здоровья школьников играет сбалансированное питание. Питание организовано в 39 шко­лах, что составляет 92%, из них в 8 ОУ организованы буфеты. Охват питанием обучающихся начальных классов составляет 95%, обучающихся 5-11 классов – 90%. Не организованно питание в 3 ОУ (МОУ ООШ д. Горевка, МОУ ООШ д.Китерня, МОУ СОШ с.Сосновка), из- за отсутствия условий в соответствии с тре­бованиями САНиПИН. В этих образовательных учреждениях организованы большие пе­ремены для питания детей дома. В школах р.п.Линёво стоимость обедов 30-35 рублей. Средняя стоимость обедов - 30 руб. 2058 детей из малообеспе­ченных и многодетных семей с питаются бесплатно из расчёта 23 рубля 70 копеек в день за счет средств районного и областного бюд­жетов.
- Одним из механизмов реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа"является модернизация системы образования. Что входит в это понятие?
В рамках национального приоритетного проекта "Образование" было достаточно много сделано для оснащения школ. Но многое еще необходимо сделать и в первую очередь это отремонтировать сами здания.
И одно из направлений модернизации - ук­репление материально-учебной базы школ. Второй год идет реализация проекта "Школь­ное окно". В 2010 были полностью заменены окна в МОУ СОШ ст.Евсино и частично в 10 школах района. На эти цели было израсходо­вано 9700 тыс. руб из средств районного и областного бюджетов. В этом году на замену оконных блоков израсходовано 7500,0 тыс.руб. Следующий пункт модернизации зданий - школьные крыши. Целый ряд образовательных учреждений у нас сегодня имеют пробле­мы с кровлей, в нашем районе их 32. В этом году будет произведен ремонт кровли в МОУ СОШ с.Легостаево, с.Старый Искитим и в МДОУ "Огонек" р.п.Линёво. Администрация района большое внимание уделяет системе образования. В этом году на подготовку об­разовательных учреждений к новому учебно­му году израсходовано 23591,0 тыс рублей, что в 2 раза больше чем в 2010 году. На организацию учебного процесса израсходовано 5400 тыс.руб
Обновление материально-учебной базы лишь одно из направлений модернизаци системы образования. Второе, не менее, важное - это совершенствование самой технологии образовательного процесса. И здесь делается ставка на развитие в школах информационно-коммуникационных технологий.
В этой области у нас уже накоплен определенный опыт и создана инфраструктура: есть районный Центр информационных технологий, который работает со школами, осуществляют подготовку и повышение квалификации педагогов, сопровождение программных продуктов.
В условиях проекта модернизации обязательным пунктом заложено повышение квалификации педагогов.
- Входит ли повышение заработной платы учителям в программу модернизации?
Естественно. Но объявленное увеличение зарплаты учителям будет учитывать и качество их работы, лучшие учителя должны боль­ше зарабатывать. Наша задача сейчас, исходя из тех средств, которые будут направлены на эти цели, средний уровень начисленной заработной платы учителей по району довести до средних показателей по экономике.
Повышение заработной платы педагогам предполагается, в том числе через участие в проектах. Сейчас Министерством образова­ния НСО предложен целый пакет новых проектов: "Внедрение модели управления каче­ством образования в общеобразовательном учреждении". Первое требование для управления качеством - школа должна иметь про­грамму развития. Если этого нет, значит, люди живут одним днем, никаких задач на перспективу перед собой не ставят. И даже если занимаются, например, обновлением учебно- материальной базы, то при этом у них страдают другие направления - скажем, работа по повышению квалификации кадров.
Также начинают реализацию проекты: "Школа - центр физической культуры и здорового образа жизни", "Сетевая дистанционная шко­ла Новосибирской области", "Обучение и социализация детей с ограниченными возмож­ностями здоровья в инклюзивном образова­тельном пространстве Новосибирской области". В этом году школьные коллективы акти­визировались, и ряд школ приняли участие в конкурсе проектов. Это как всегда линевские школы, школы с.Тальменка и с.Завьялово.
Таким образом перед всем педагогическим сообществом стоят достаточно серьезные и сложные задачи и решать их предстоит нам с вами. Успехов вам, уважаемые коллеги в вашем нелегком труде, новых педагогических находок! Здоровья вам и вашим близким!
С праздником 1 сентября! В добрый путь!
Конкурент №34, 2 сентября 2011 г. с.4