Храм
перестроили в спортзал
(История храма во имя Архистратига Божия Михаила в с. Елбашах)
До 1926 года православные христиане,
жители д. Елбашей и других селений Елбашинского сельского совета Бердского
района Ново-Сибирского округа Сибирского края (ныне - Тальменского сельского
совета Искитимского района Новосибирской области), окормлялись в храме во имя
Архангела Бо- жия Михаила с. Легостаева, входившего в состав 44-го
Благочиннического округа Ново- Сибирской епархии Русской православной церкви. С
1920 года в деревне проживал священник, отец Иннокентий Бархатный, родившийся
около 1882 года в семье личного почетного гражданина Василия Бархатного и
окончивший Томскую Духовную семинарию. Судя По всему, именно отец Иннокентий
был назначен настоятелем, построенного 9 мая 1926 года в д. Елбашах,
деревянного храма во имя Архистратига Божия Михаила. Церковное здание было
воздвигнуто из добротных сосновых брёвен, заготовленных в Таволгане, "по
инициативе группы верующих в 72 человека и... сдано в пользование общине... по
договору райисполкома от 19 мая 1927 года".
По сведениям референта Издательского совета Новосибирской епархии Русской
православной церкви Е.А. Шабунина, с апреля 1928 года отец Иннокентий служил в
Крестовоздвиженской церкви в с. Верхнем Коёне, в феврале 1930-го был арестован.
После освобождения, в апреле 1930 года отец Иннокентий получил назначение к
церкви с. Тальмен- ки, а с 20 августа 1930 года вновь служил в Верхнем Коёне. С
1930 по 1937 год служил в храмах г. Новосибирска: Александро-Невском соборе,
Покровской церкви, Старо-Покровс- кой общине, Богородице-Казанской церкви. В
сентябре 1937 г. был назначен к церкви г. Татарска. В октябре 1937 года
священник Иннокентий Бархатный был арестован и расстрелян.
К сожалению, елбашинский храм просуществовал недолго. Широкомасштабная ликвидация
церковных общин органами советской власти "по делам религий" началась
одновременно с процессом коллективизации сельского хозяйства, уничтожения
зажиточного крестьянства и превращения сельского населения в новых крепостных
(неимущих, безденежных и безпаспортных). Но для соблюдения формальной
"демократии" требовались ходатайства жителей (не менее 70-80 % от
общего числа избирателей). В 1929 году елбашинская ячейка Союза воинствующих безбожников,
при поддержке местных коммунистов, начала подготовку закрытия православного
прихода. По мнению новосибирского этнографа Е.Ф.Фурсовой, абсолютное
большинство подписей селян, высказавшихся за передачу церкви под клуб, было
подделано. После анализа "Записки начальника РАО [административного
отдела исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся Бердского района -
А.О.] начальнику Новосибирского окрадмотдела", составленной в январе
1930 года, оказалось, что елбашинцы, высказавшиеся за уничтожение храма, были в
меньшинстве: при населении 2414 человек (1047 избирателей), за закрытие прихода
якобы выступило 463 гражданина, хотя прилагавшийся при этом список содержал
всего 155 фамилий.
Не смотря на то, что в 1930 году в селе не было клуба (первые упоминания
старожилов о нём относятся ко времени Великой Отечественной войны), вероятно,
церковное здание разобрали, собрали и пристроили к начальной школе, нуждавшейся
в расширении. В ней учились не только маленькие елбашинцы, но и дети из близлежащих
поселений. К примеру, из Светлинского посёлка ребятишки ходили в Елбаши
пешком по мостику через р. Глазурьку, а из Петровского - их подвозили на
лошадях. Позднее в пристройке оборудовали школьную мастерскую. В 1964 году,
после того как рядом с ней выросло здание новой школы, в старой разместили
школьный интернат. В 1976 году пристройку снова разобрали и перевезли в п.
Барабку, где из "церковных" брёвен построили отдельное здание
мастерской поселковой школы. Впоследствии в нём обустроили спортивный зал,
действовавший до 2003 года. В 2009 году сруб елбашинского храма, прослуживший
православной церкви и народному просвещению почти 80 лет, был разобран. Денег
на его капитальный ремонт в "социальном государстве Российской
Федерации" не нашлось. Барабская школа осталась без спортивного зала.
Вторую версию (о необходимости перестройки церкви под клуб), изложенную в
документах 1930 года, подтверждает ответ председателя Елбашинского сельсовета
от 30 апреля 1930 года (на запрос Искитимского райисполкома № 148 от 28 апреля
1936 года) о том, что, закрытый в 1930 году, храм в 1933 году был перевезён, и
"построен клуб".
Допустима и третья версия: меньшую часть церкви (скорее всего - притвор)
разобрали и пристроили к школе, основную (в том числе алтарь) могли перевезти и
перестроить в клуб, находившийся в 200 - 300 м от конторы колхоза
"Пятилетка" (позднее - "Путь коммунизма"). Вариант с
разделом здания хорош тем, что он не противоречит ни документам 1930 и 1936
г.г. о передаче храма под клуб, ни свидетельствам местных жителей о школьной
пристройке. В 1961 году в Елбашах, по специальному проекту, построили второй по
счету, деревянный клуб на 110 мест. После его открытия старый клуб был кому-то
продан и перевезён в другое место для использования, скорее всего, в качестве
хозяйственного помещения.
С уничтожением церкви духовная жизнь православных елбашинцев не прекратилась.
Уже через несколько месяцев, в сентябре 1930 года, действовало другое
"религиозное общество верующих под названием "Православная община староканонического
направления в селе Елбаши", которое, видимо, был вынужден зарегистрировать
Бердский райисполком. Вместо разрушенного храма был открыт молитвенный дом.
Во второй общине числилось 134 христианина. Священником был назначен отец
Иннокентий Бархатный, "заведующий селом Елбашами, поселками Светловским,
Ново-Елбашами, хуторами Калиновским, Колыванским, Галерским, Пятницей,
Николаевским, Москвой, Петровским, Устиновским, Раковским. № 5, Мир,
Андреевским". По рассказам селян, кто- то из священнослужителей жил в селе
вплоть до начала Великой Отечественной войны. Вне всякого сомнения,
православные в Ел башах подвергались давлению. Например, казначей и один из
учредителей новой общины Михаил Димитриевич Чермошенцев (житель Светловско- го
посёлка, 62 лет от роду), подписавшийся в сентябре 1930 года и за других
(неграмотных) её учредителей, еще в январе того же года ; вынужден был расписаться
за целую группу "противников религии" и елбашинской церкви.
Возрождение духовной жизни в селе произошло около двадцати лет назад, когда священник
новосибирского храма Всех Святых, в Земле Российской просиявших, отец Андрей
начал, по просьбе жителей, совершать таинства и другие церковные требы. Батюшка
также освятил место, где до 1930 года находилась церковь.
А.Оборкин
На снимках:
отец Иннокентий Бархатный (фотография из коллекции Е.А. Шабунина);
старейшая учительница Елбашинской семилетней школы В.М.Захарова с
воспитанниками школьного интерната у крыльца старой школы (с. Елбаши, 1969 г.,
фотография Н.В.Тебенькова); на субботнике в Барабской поселковой основной
общеобразовательной школе 27 мая 2009 г., позади родителя одного из учеников -
полуразобранное здание школьного спортивного зала (д. Барабка, фотография
Ю.В.Малеевой).
-
Знаменка № 14 15 апреля 2011 с.4