Храм перестроили в спортзал

(История храма во имя Архистратига Божия Михаила в с. Елбашах)
religija_clip_image002_0003До 1926 года православные христиане, жители д. Елбашей и других селений Елбашинского сельского совета Бердского района Ново-Сибирского округа Сибирского края (ныне - Тальменского сельского совета Искитимского района Новосибирской области), окормлялись в храме во имя Архангела Бо- жия Михаила с. Легостаева, входившего в состав 44-го Благочиннического округа Ново- Сибирской епархии Русской православной церкви. С 1920 года в деревне проживал священник, отец Иннокентий Бархатный, родив­шийся около 1882 года в семье личного почетного гражданина Василия Бархатного и окончивший Томскую Духовную семинарию. Судя По всему, именно отец Иннокентий был назначен настоятелем, построенного 9 мая 1926 года в д. Елбашах, деревянного храма во имя Архистратига Божия Михаила. Церков­ное здание было воздвигнуто из добротных сосновых брёвен, заготовленных в Таволгане, "по инициативе группы верующих в 72 чело­века и... сдано в пользование общине... по договору райисполкома от 19 мая 1927 года".

По сведениям референта Издательского совета Новосибирской епархии Русской православной церкви Е.А. Шабунина, с апреля 1928 года отец Иннокентий служил в Крестовоздвиженской церкви в с. Верхнем Коёне, в феврале 1930-го был арестован. После осво­бождения, в апреле 1930 года отец Иннокен­тий получил назначение к церкви с. Тальмен- ки, а с 20 августа 1930 года вновь служил в Верхнем Коёне. С 1930 по 1937 год служил в храмах г. Новосибирска: Александро-Невском соборе, Покровской церкви, Старо-Покровс- кой общине, Богородице-Казанской церкви. В сентябре 1937 г. был назначен к церкви г. Татарска. В октябре 1937 года священник Иннокентий Бархатный был арестован и рас­стрелян.
К сожалению, елбашинский храм просуще­ствовал недолго. Широкомасштабная ликви­дация церковных общин органами советской власти "по делам религий" началась одно­временно с процессом коллективизации сель­ского хозяйства, уничтожения зажиточного крестьянства и превращения сельского на­селения в новых крепостных (неимущих, без­денежных и безпаспортных). Но для соблю­дения формальной "демократии" требова­лись ходатайства жителей (не менее 70-80 % от общего числа избирателей). В 1929 году елбашинская ячейка Союза воинствующих безбожников, при поддержке местных ком­мунистов, начала подготовку закрытия пра­вославного прихода. По мнению новосибир­ского этнографа Е.Ф.Фурсовой, абсолютное большинство подписей селян, высказавших­ся за передачу церкви под клуб, было подде­лано. После анализа "Записки начальника РАО [административного отдела исполнительно­го комитета Совета депутатов трудящихся Бердского района - А.О.] начальнику Новоси­бирского окрадмотдела", составленной в ян­варе 1930 года, оказалось, что елбашинцы, высказавшиеся за уничтожение храма, были в меньшинстве: при населении 2414 человек (1047 избирателей), за закрытие прихода яко­бы выступило 463 гражданина, хотя прила­гавшийся при этом список содержал всего 155 фамилий.
Не смотря на то, что в 1930 году в селе не было клуба (первые упомина­ния старожилов о нём относятся ко времени Великой Отечественной войны), вероятно, церковное здание разобрали, собрали и пристроили к начальной школе, нуждавшейся в расширении. В ней учились не толь­ко маленькие елбашинцы, но и дети из близлежащих поселений. К при­меру, из Светлинского посёлка ребя­тишки ходили в Елбаши пешком по мостику через р. Глазурьку, а из Пет­ровского - их подвозили на лошадях. Позднее в пристройке оборудовали школьную мастерскую. В 1964 году, после того как рядом с ней выросло здание новой школы, в старой разместили школьный интернат. В 1976 году пристройку снова ра­зобрали и перевезли в п. Барабку, где из "церковных" брёвен построили отдельное здание мастерской поселковой школы. Впоследствии в нём обустроили спортивный зал, действовавший до 2003 года. В 2009 году сруб елбашинского храма, прослуживший православной церкви и народному просвещению почти 80 лет, был разобран. Денег на его капитальный ремонт в "социальном государстве Российской Федерации" не нашлось. Барабская шко­ла осталась без спортивного зала.
Вторую версию (о необходимости пере­стройки церкви под клуб), изложенную в документах 1930 года, подтверждает ответ председателя Елбашинского сельсовета от 30 апреля 1930 года (на запрос Искитимского райиспол­кома № 148 от 28 апреля 1936 года) о том, что, закрытый в 1930 году, храм в 1933 году был перевезён, и "построен клуб".
Допустима и третья версия: меньшую часть церкви (скорее всего - притвор) разобрали и пристроили к школе, основную (в том числе алтарь) могли перевезти и перестроить в клуб, находившийся в 200 - 300 м от конторы колхоза "Пятилетка" (позднее - "Путь коммунизма"). Вариант с разделом здания хорош тем, что он не противоречит ни документам 1930 и 1936 г.г. о передаче храма под клуб, ни свидетель­ствам местных жителей о школьной пристройке. В 1961 году в Елбашах, по специальному проекту, построили второй по счету, деревянный клуб на 110 мест. После его открытия старый клуб был кому-то продан и перевезён в другое место для использования, скорее всего, в качестве хозяйственного помещения.
С уничтожением церкви духовная жизнь пра­вославных елбашинцев не прекратилась. Уже через несколько месяцев, в сентябре 1930 года, действовало другое "религиозное общество верующих под названием "Православная об­щина староканонического направления в селе Елбаши", которое, видимо, был вынужден за­регистрировать Бердский райисполком. Вме­сто разрушенного храма был открыт молит­венный дом. Во второй общине числилось 134 христианина. Священником был назначен отец Иннокентий Бархатный, "заведующий селом Елбашами, поселками Светловским, Ново-Елбашами, хуторами Калиновским, Колыванским, Галерским, Пятницей, Николаевским, Москвой, Петровским, Устиновским, Раковским. № 5, Мир, Андреевским". По рассказам селян, кто- то из священнослужителей жил в селе вплоть до начала Великой Отечественной войны. Вне всякого сомнения, православные в Ел башах подвергались давлению. Напри­мер, казначей и один из учредите­лей новой общины Михаил Димитриевич Чермошенцев (житель Светловско- го посёлка, 62 лет от роду), подписавшийся в сентябре 1930 года и за дру­гих (неграмотных) её учредителей, еще в январе того же года ; вынужден был рас­писаться за целую группу "противников религии" и елбашинской церкви.
Возрождение духовной жизни в селе произошло около двадцати лет назад, когда свя­щенник новосибирского храма Всех Святых, в Земле Российской просиявших, отец Анд­рей начал, по просьбе жителей, совершать таинства и другие церковные требы. Батюш­ка также освятил место, где до 1930 года на­ходилась церковь.
А.Оборкин
На снимках:
отец Иннокентий Бархатный (фотография из коллекции Е.А. Шабунина); старейшая учи­тельница Елбашинской семилетней школы В.М.Захарова с воспитанниками школьного интерната у крыльца старой школы (с. Елбаши, 1969 г., фотография Н.В.Тебенькова); на субботнике в Барабской поселковой основ­ной общеобразовательной школе 27 мая 2009 г., позади родителя одного из учеников - по­луразобранное здание школьного спортивного зала (д. Барабка, фотография Ю.В.Малее­вой).
-

Знаменка № 14 15 апреля 2011 с.4