Сфера ЖКХ: круговорот реформ
Об очередной реформе в сфере ЖКХ Искитима многие её представители узнали
совершенно неожиданно, побывав на совещании в городской администрации. Тогда
же впервые во всеуслышание была высказана идея объединения двух управляющих
компаний - ООО "Риал+" и ЖЭУ-1. Говорилось, что объединение пойдет на
пользу и самим компаниям, и жильцам обслуживаемых ими домов. Откровенно говоря,
в такое верится с трудом. Уж о чем - о чем, а об интересах жильцов сегодня
никто не думает. Во всяком случае, жители Южного микрорайона уже настолько
устали от бесконечной смены управляющих компаний, что любые перемены вызывают
только раздражение населения. А как относятся к возможному объединению
руководители других управляющих компаний?
Вот что думает об этом директор ООО
" ЖЭУ-2" Галина Петровна Горшкова.
-Галина Петровна, вы присутствовали на том совещании. Буквально несколько слов
о вашем отношении к укрупнению компаний.
-Хочу сказать одно:
нужно перестать "раскачивать" людей. Они уже устали от реформ. Только
что- то устоится, станет более-менее ясным, как тут же снова начинается
дестабилизация.
-Одним из плюсов создания крупной компании называлась возможная экономия и
снижение тарифов на обслуживание домов. Вы верите в такое?
-Я не верю. О каком снижении тарифов можно говорить, если с каждым годом наш
жилой фонд стареет и требует все больших вложений на свое содержание. Кроме
того, сегодня в стране идет рост цен буквально на все, и прежде всего на
энергоносители. И думаю, что в любом случае, управляющие компании будут
вынуждены увеличивать тарифы или хотя бы возможно дольше держать их на определенном
уровне. Да и за счет чего может снизить тариф управляющая компания? Только за
счет сокращения объемов производимых работ по обслуживанию дома. Но ведь дома
с каждым годом все больше морально и физически устаревают. Сократить слесарей,
сантехников, дворников? Ясно, что и это не выход, ведь есть нормативы, которых
обязаны придерживаться все компании.
-Ну а если будет создана централизованная бухгалтерия, будут сконцентрированы
управленческие функции, удастся сократить штат инженерно-технических
работников?
- Возможно, несколько единиц и удастся сократить, хотя я и в этом сомневаюсь.
Ведь с каждым годом становится все больше различной "бумажной"
работы, отчетности. Конечно, может, у кого - то и найдется какой-то свой ход,
но лично я его не вижу.
-Управлять домами более крупной компанией легче?
-Не думаю, мелкие компании более мобильны и могут практически сразу реагировать
на поступающие от населения заявки. Мы находимся рядом с обслуживаемыми домами.
В случае аварии нам не нужно много времени, чтобы быстро отправить в квартиру
сантехника или электрика. Мы не нуждаемся при этом в транспорте, а, стало быть,
и расходы на дорожающий бензин не лягут на плечи нашего населения.
-Очень в этом сомневаюсь. В зависимости от процедуры объединения долги либо
перейдут на новую компанию, либо просто их оставят на старых управляющих
компаниях и начнут копить снова.
-А без долгов сегодня никак нельзя?
-Сегодня солидные долги имеют буквально все управляющие компании. И пока нет
реальных законных рычагов их устранения. Надо понимать, что мы не имеем к
деньгам по оплате услуг за воду и энергоносители никакого отношения. Деньги
населения поступают в МУП ГИТЦ и не попадая на наш расчетный счет, сразу
перечисляются ресурсоснабжающим организациям. Нам тоже перечисляется наш
процент за текущее содержание жилья. Ну а если ежемесячно часть жильцов ЖКУ не
оплачивают, значит, долг как перед ресурсниками, так и перед нами растет. По
ЖЭУ-2 долг населения уже 12 миллионов рублей, из них почти три миллиона - долг
перед нами за текущее содержание жилья. И мы не имеем реальных рычагов, чтобы
сократить его. Нужно заниматься этим вплотную, ежедневно, на профессиональном
уровне.
-А какой выход из этого положения Вы видите?
Насчет долгов мы нашли выход, передав функции по их сокращению МУП ГИТЦ. Там
люди специально занимаются этим вопросом. Они тесно контактируют с судами,
судебными приставами и прочими структурами. И, знаете, первые результаты уже
видны. Во всяком случае, за первые месяцы этого года собран миллион рублей
долгов, в том числе и наших сто тысяч. А наша задача - разнести под роспись
официальные предупреждения должникам.
-А если у человека просто нет возможности заплатить?
-Таких очень мало, от силы по одному человеку на каждый дом. Мы сделали анализ
и выяснили, что большинство должников - люди вполне обеспеченные. Просто
какая-то безответственность, халатность, если хотите, с их стороны. Кроме того,
из суммы общего долга три миллиона восемьсот тысяч - это долг тех, кто
проживаете квартирах по договорам социального найма. И это при том, что в общем
количестве наших жильцов они составляют всего три процента. А взимать с них
долги, на мой взгляд, должны муниципальные структуры, ведь собственником данных
квартир является муниципалитет. А он обладает гораздо более широкими правами и
может даже выселить жильца из предоставленного ему по договору социального
найма помещения.
-И в заключение, чего бы вы хотели пожелать населению?
-Прежде всего, спокойствия. Мы давно знаем друг друга, знаем сильные и слабые
стороны и наши возможности. Что касается стабильности новой компании, то она
возможна в том случае, если все её участники готовы полностью раствориться друг
в друге.
Давайте не на ошибках учиться, а исходить из уже богатого жизненного опыта.

В.С.Круталевич, директор ООО «ЖЭУ Центральное»
"Давайте обратимся к истории - в нашем городе уже был опыт существования крупной
управляющей компании, так называемый жилищный трест. Это было большое
предприятие, обслуживающее весь город, имеющее в каждом микрорайоне свои
участки. Сегодня этот трест канул в лету. В том числе и из-за долгов. Ведь чем
крупнее предприятие, тем больше долг и от населения, и по расчетам с
предприятиями за поставленные ресурсы.
Но если мы заглянем в историю еще дальше, то вспомним, что изначально каждый
микрорайон города был привязан к предприятиям, на которых существовали свои
жилищные отделы. Эти жилищные отделы следили за состоянием домов, и достаточно
хорошо справлялись с этой работой.
Существующие сегодня небольшие управляющие компании, отвечающие за определенный
участок города, ближе и по структуре и по объемам к этим заводским ЖЭУ.
У нас минимальный штат ИТР, кроме того наши работники зачастую выполняют
функции двух-трех работников. Мы максимально приближены к обслуживаемым домам,
что делает возможным быстро выполнять заявки населения и ликвидировать аварийные
ситуации.
Я знаю проблемные места каждого дома, которыми управляет наша компания, а будет
ли владеть подобной информацией руководитель, в управлении которого половина
города?
Я полагаю, что существование нескольких управляющих компаний в коммунальной
сфере - в интересах жильцов, и даёт людям право и возможность выбора, в случае,
если их перестаёт удовлетворять качество работы компании.
Поэтому решение в любом случае остается за населением, за собственником жилья.
Именно собственник должен и будет определять, кому доверить свой дом.
И сделать он это должен в добровольном, а не в принудительном порядке.
Конкурент № 20, 27 мая 2011 с.11