Железная дорога - прабабушка области

В этом году отмечается 175-летие российских же­лезных дорог. Это событие связано с открытием в России первой железной дороги - Царскосельской. В августе 1834 года в Петербург приехал извест­ный австрийский инженер, профессор Франц Антон Герстнер, выступивший с предложением о построй­ке железных дорог. Он добился встречи с императо­ром Николаем I и заверил его, что железные дороги - очень выгодное и необходимое дело.

Россия имеет большую тер­риторию, а такая дорога по­может «сократить» расстоя­ния между городами путем увеличения скорости движе­ния. А также огромное значе­ние имеет быстрая перевозка войск по железным дорогам в военное время.

Официальное открытие же­лезной дороги состоялось 30 октября 1837 года. С самого утра жители Петербурга тол­пились на Семёновском плацу в ожидании отправления пер­вого поезда. Все с любопыт­ством рассматривали состав из восьми вагонов с паровозом впереди, стоящий у перрона. По приглашению членов прав­ления дороги пассажиры за­няли свои места и по звонку колокола поезд, управляемый Герстнером, отошёл от плат­формы. Через 35 минут, под громкие аплодисменты встре­чавших, он прибыл в Царское Село, преодолев 23 км. Там в одном из залов станции был дан банкет. На обратном пути Герстнер показал все воможности железной дороги и паровоза, пройдя весь путь за 27 минут. Поезд развил фан­тастическую по тем временам скорость - 51 км/ч, а кое-где она превышала 60 км/ч.

Западно-Сибирская желез­ная дорога строилась как один из участков Великого Сибир­ского пути. Официальной датой принятия правитель­ственного решения о необхо­димости строительства Транс­сиба является б июня 1887 г. Сооружение магистрали спо­собствовало быстрому разви­тию некогда отсталых районов Сибири и Дальнего Востока.

В 1887 г. были отправлены три экспедиции для иссле­дования будущей трассы под руководством выдающихся инженеров Н.Н. Меженинова, О.П. Вяземского и А.И. Урсати. Через несколько лет, в мае 1893 года, образовался ко­митет по сооружению Сибир­ской железной дороги.

Изыскательской партией на территории от Урала до Бай­кала руководил инженер путей сообщения Николай Павло­вич Меженинов. Результатом изысканий стало определение окончательного направления трассы Западно - Сибирской дороги, которая должна была пройти от Челябинска до Оби.

В сентябре 1892 года было закончено сооружение линии Златоуст-Челябинск. Освободились рабочие руки, и появилась воз­можность строить дорогу далее на Восток, используя труд опыт­ных специалистов. Первый железнодорожный мост чрез Обь — железнодо­рожный мост в месте пересе­чения главного хода Трансси­бирской магистрали с Обью. Построен в 1893—1897 гг. по проекту Н. А. Белелюбского. Место мостового перехода вы­брано Н. Г. Гариным-Михайповским. Считается, что именно решение о начале постройки моста в районе села Кривощёково явилось моментом основа­ния города Новосибирска.

Мост через Обь у села Кривощёково на 1328-й версте Западно-Сибирской дороги стро­ился по проекту профессора Николая Аполлоновича Белелюбского, выдающегося инженера-строителя и учёного в об­ласти строительной механики.

Мост строился 4 года и сто­ил около 2 млн. рублей. В 1896 году проведено испытание мо­ста, по которому прошли 4 па­ровоза, а 31 марта 1897 года он был открыт для движения. История станции Искитим началась в 1916 году с обычного разъезда N5 Алтайской железной дороги, связавшей Барнаул с Новониколаевском. Буквально на пустом месте, недалеко от ма­ленькой деревушки, была вырыта простая землянка, в которой в ожидании поезда могли согреться малочисленные путники. Здесь же коротал время смотритель. Но уже в начале 20-х годов 20 века на станции поставили два вагончика, они и заменяли вокзал. Только в 30-х годах построили деревянное здание и подсобные помещения. Тогда же станции дали название «Искитим», так как разъезд создавался в основном крестьянами из маленькой дере­вушки, которая так и называлась - Искитим. Строящаяся желез­ная дорога обеспечила бедняков и новоселов старожильческих сел работой. Через реки Койниха и Петушиха возводились железнодорожные мосты. Для путевых рабочих была построена ка­зарма в Койнове.

В настоящее время станция Искитим - крупный железнодо­рожный участок, ей присвоен 2-ой класс. На станции имеется 2 главных пути, 2 приемно-отправочных, 3 грузовых. За год искитимский вокзал обслуживает порядка 460 тысяч пассажиров, принимает и отправляет около 9 тысяч грузовых, более двух ты­сяч пассажирских и более восьми тысяч пригородных поездов.

Искитимская газета №33, 16 августа, 2012 г., с. 3