Двойной юбилей
Для
Владимира Семеновича Александрова март - месяц особенный. Во-
первых, он родился в марте, а во-вторых,
многие определяющие события в его
жизни произошли тоже именно в марте. И одно из таких событий - приход на
должность директора Искитимского пассажирского
автотранспортного предприятия. А нынешний март - это его двойной юбилей: шестидесятилетие
и двадцатилетие начала работы в коллективе ПАТП.
ЛЮДИ
относятся к нему по-
разному. Кто-то уважает, кто-то говорит о том, что ему все легко достается, а
кто-то и побаивается. Он действительно по натуре человек прямой и не терпит
никакой разболтанности и лености. Вспоминает, что когда пришел к руководству
предприятием, в первый же день уволил 15 человек. Многие тогда отнеслись к
этому неоднозначно, мол, зверь, а не директор. Но он по
нимал: от того, кто будет обслуживать пассажиров и тем более
сидеть за рулем автобуса, зависит безопасность, а порой и жизнь людей. На все
он имеет свою точку зрения и никогда не промолчит, если кто-то имеет другую. Но
в то же время готов признать свою неправоту, если кто-то сумеет ее доказать и
великодушно прощает тех, кто в конечном итоге оказался неправ.
-Всегда нужно видеть перед собой не отвлеченный объект, не
должность, а конкретного человека, - говорит он, - в этом смысле я одинаково
общаюсь и с рабочим, и с любым руководителем. Ведь любой из них - неотъемлемая
часть предпрятия, коллектива. Я это всегда и своему
сыну говорил. Сможешь понять это - будешь хорошим руководителем.
Сегодня Владимир Семенович Александров - один из самых
авторитетных и уважаемых директоров. Не случайно именно он возглавляет совет
директоров области, отлично знает положение дел на автотранспортных
предприятиях, их проблемы и достижения. Он - Заслуженный работник транспорта,
Почетный работник автотранспортного союза, Почетный автотранспортник,
несколько раз в общероссийских и региональных конкурсах получал звание
Директор года, награждался Почетными грамотами губернатора, министерства
транспорта Новосибирской области и Российской Федерации.
Всего в этой жизни он добился своей головой и своими руками. Отец умер, едва сын появился на свет. В семье осталось
трое детей, которых мать поднимала в одиночку. Так что, как говорит сам
Владимир Семенович, "я знаю, что такое хлеб и как он достается".
Поступил на очное отделение сельхозинститута, но подошло время служить в армии.
После службы восстановился на второй курс, а вскоре женился и стал отцом.
Понимал, что надеяться не на кого, а потому одновременно
пошел работать сантехником и даже смог получить квартиру. После окончания
института по распределению пять лет отработал в Улыбинском
совхозе. Жена Татьяна, кстати, коренная горожанка, не задумываясь, поехала с
ним сначала в Улыбино, а после в Усть-Чем,
где его избрали председателем колхоза. Тогда казалось, что он пойдет по
стопам отца, который в свое время тоже был председателем колхоза. Но жизнь
распорядилась по-своему, и с конца 1987 года B.C. Александров стал искитимцем, поступив
на работу главным инженером УМ-4.
Когда ему совершенно внезапно для него самого предложили
возглавить пассажирское автотранспортное предприятие, он поначалу очень
сомневался, стоит ли взываливать на себя нелегкий
груз проблем, которые к тому времени сложились в этом коллективе. Шли лихие
девяностые, предприятия разорялись буквально на глазах, появились огромные
долги по зарплате, начались массовые забастовки, водители ПАТП отказывались выходить
на линию. Городское руководство тогда понимало, что сохранить предприятие
можно было только при условии, что руководить им будет жесткий и волевой
директор. Тогда выбор и пал на Александрова.
О тех годах Владимир Семенович говорит неохотно. Это была даже не
работа, а борьба за выживание. В короткие сроки прекратило существование большинство
родственных предприятий области. Во
многих районах вообще перестали ходить муниципальные автобусы. А в Искитиме в это время налаживался четкий, поминутный, график
работы городских автобусов, увеличивалось количество рейсов в села. Чтобы
выжить и начать зарабатывать деньги, создали свою грузовую автоколонну. Живых
денег не хватало, по бартеру не стеснялись брать любую продукцию: стройматериалы,
хлеб, мясо, молоко. Продавали, меняли, рассчитывались
зачетами, векселями, в общем, как говорится, крутились, как могли. Шли
на то, чтобы задерживать уплату налогов, задерживали оплату поставщикам, но
зарплату рабочим начали выдавать из месяца в месяц. Ведь без рабочих не будет и
предприятия, а от этого ни поставщикам, ни налоговым органам легче не станет.
Понимая это, предприятие продолжало строить. За двадцать лет со времени прихода
Александрова к руководству, в ПАТП удалось построить для своих рабочих 56
квартир. Территория была заасфальтирована и благоустроена, построено
административное здание. Во всех цехах царят чистота и порядок. Причем, наводят
этот порядок сами. Техничек всего две, а штатных дворников
и вовсе нет. Зато в Ис- китимском МУП ЦПАТП сумели
сохранить свой профсоюзный комитет, который и сегодня регулирует отношения
работников и работодателя. Есть и комиссия по трудовым спорам. Правда, работы
у нее немного, поскольку, как правило, все конфликты разрешаются мирным путем.
Все двадцать последних лет были непростыми, у каждого - свои
проблемы. И надо было подстраиваться под веяния времени, а порой и
предугадывать их и принимать упреждающие меры. Когда содержание грузовой
автоколонны стало невыгодным, автопарк окончательно устарел, а приобретать
новые машины было делом слишком дорогим, ее расформировали. Пришлось и
пассажирское предприятие разделить на две колонны: городскую и сельскую.И проблем после этого
разделения стало еще больше. Утверждение тарифов, получение компенсаций за
льготный проезд отдельных категорий пассажиров, устаревший автопарк - все эти
проблемы постоянно сплетаются в один клубок, распутать который бывает очень
непросто. Тарифы меняются один раз в год, а цены на топливо, запчасти,
энергоносители, автобусы (на профессиональном языке-
подвижной состав) - постоянно. Одно время действовала федеральная программа,
по которой 70 процентов затрат на приобретение автотранспорта выделялось из
федерального и 30процентов - из местного бюджета. Тогда искитимцы
успели приобрести десять автобусов. Но программа завершилась, и последние два
года удается приобретать только по одному. Этого явно недостаточно, ведь
необходимо приобретать ежегодно как минимум по 3-7 автобусов, ведь
изношенность автопарка на сегодяшний день достигает
семидесяти процентов. К проблемам временного характера можно отнести и ремонт
"горбатого" моста. Пришлось менять автобусные маршруты, вводить так
называемые нулевые билеты, а в результате ежедневно предприятие теряет 20-25
тысяч рублей. Нетрудно подсчитать, что в месяц это уже 700 тысяч, а такая
проблема существует уже пять месяцев, а значит три- три с половиной миллиона
уже выпали из оборота.
-В последние годы появилась и еще одна проблема, которой прежде не
наблюдалось - это большая нехватка водительских кадров, - говорит Владимир Семенович,
- еще до 2008 года к нам на устройство на работу была очередь, а сегодня мы
ищем водителей где только можем. С 2008 года
сократились темпы роста зарплаты, сегодня она повышается только процентов на десять в год, так что инфляция съедает
практически все. Основная масса водителей- люди предпенсионного
и пенсионного. возраста,
скоро они уйдут, а молодежь не задерживается. Понимаю, что для них наша зарплата
сегодня кажется весьма скромной. Сегодня и действительно зарплатой в 16- 17
тысяч никого не удивишь, в грузовых автобазах водители получают и по
тридцать, и по сорок тысяч. Да и вообще профессиональных водителей сегодня готовится очень мало. Перестали
готовить водителей профессиональные училища, армия. Раньше ежегодно на
практику на предприятие приходило по 30-40 человек,
восемь-десять из них обязательно приживались в коллективе. Мы их и в армию провожали,
и из армии встречали, так сказать, сами ковали кадры, а нынче все это - в
прошлом. В лучшем случае на практику приходят два-три человека, да и те, как
правило, не остаются. Пытаемся работать с центром занятости, даем справки на
бесплатное обучение. Обучение безработные проходят, но к нам не торопятся.
Кого-то не устраивает зарплата, кто-то не в ладах с трудовой дисциплиной, а у
нас с этим строго.
К строгой дисциплине приучил директор не только свой коллектив,
но и свою семью. С раннего возраста приучил детей к тому, что надо отвечать за
свое слово и в любой ситуации оставаться порядочным. Если сказал
"да", то хоть лоб разбей, а выполни. Он никогда не навязывает детям
своего мнения, но исподволь подводил их к принятию правильного решения. Сын пошел
по стопам отца и сегодня возглавляет сельскую автотранспортную
колонну. Часто советуются друг с другом, иногда и спорят, ведь, как известно,
именно в споре рождается истина. Владимир Семенович привык все тщательно
взвешивать, учитывать все "за" и "против", сын еще не
расстался с юношеским максимализмом. Но вместе этот тандем непобедим. Кстати,
в системе пассажирских перевозок трудится и зять, так что это стало уже делом
семейным. И даже старший внук домашним развлечениям предпочитает поездку с
дедом на автомобиле. Вообще внуков Владимир Семенович обожает. Их у него
трое. И он надеется, что кто-нибудь из них обязательно продолжит его дело.
Конкурент, №9, 9 марта,