Двойной юбилей

Для Владимира Семеновича Александрова март - месяц особенный. Во- первых, он родился в марте, а во-вторых, многие определяющие события в его жизни произошли тоже именно в марте. И одно из таких событий - приход на должность директора Искитимского пассажирского автотранс­портного предприятия. А нынешний март - это его двойной юбилей: шес­тидесятилетие и двадцатилетие начала работы в коллективе ПАТП.

ЛЮДИ относятся к нему по- разному. Кто-то уважает, кто-то говорит о том, что ему все лег­ко достается, а кто-то и побаи­вается. Он действительно по на­туре человек прямой и не тер­пит никакой разболтанности и лености. Вспоминает, что когда пришел к руководству предпри­ятием, в первый же день уволил 15 человек. Многие тогда отнес­лись к этому неоднозначно, мол, зверь, а не директор. Но он по

нимал: от того, кто будет об­служивать пассажиров и тем бо­лее сидеть за рулем автобуса, зависит безопасность, а порой и жизнь людей. На все он имеет свою точку зрения и никогда не промолчит, если кто-то имеет другую. Но в то же время готов признать свою неправоту, если кто-то сумеет ее доказать и ве­ликодушно прощает тех, кто в конечном итоге оказался неправ.

-Всегда нужно видеть перед собой не отвлеченный объект, не должность, а конкретного чело­века, - говорит он, - в этом смыс­ле я одинаково общаюсь и с ра­бочим, и с любым руководите­лем. Ведь любой из них - неотъемлемая часть предпрятия, коллектива. Я это всегда и сво­ему сыну говорил. Сможешь по­нять это - будешь хорошим ру­ководителем.

Сегодня Владимир Семенович Александров - один из самых авторитетных и уважаемых ди­ректоров. Не случайно именно он возглавляет совет директоров области, отлично знает положе­ние дел на автотранспортных предприятиях, их проблемы и достижения. Он - Заслуженный работник транспорта, Почетный работник автотранспортного со­юза, Почетный автотранспорт­ник, несколько раз в общерос­сийских и региональных конкур­сах получал звание Директор года, награждался Почетными грамотами губернатора, мини­стерства транспорта Новосибир­ской области и Российской Фе­дерации.

Всего в этой жизни он добился своей головой и своими руками. Отец умер, едва сын появился на свет. В семье осталось трое детей, которых мать поднимала в одиночку. Так что, как говорит сам Владимир Семенович, "я знаю, что такое хлеб и как он достается". Поступил на очное отделение сельхозинститута, но подошло время служить в армии. После службы восстановился на второй курс, а вскоре женился и стал отцом. Понимал, что на­деяться не на кого, а потому одновременно пошел работать сантехником и даже смог полу­чить квартиру. После окончания института по распределению пять лет отработал в Улыбинском совхозе. Жена Татьяна, кстати, коренная горожанка, не задумываясь, поехала с ним сначала в Улыбино, а после в Усть-Чем, где его избрали пред­седателем колхоза. Тогда ка­залось, что он пойдет по стопам отца, который в свое время тоже был председателем колхоза. Но жизнь распорядилась по-своему, и с конца 1987 года B.C. Алек­сандров стал искитимцем, по­ступив на работу главным инже­нером УМ-4.

Когда ему совершенно внезап­но для него самого предложили возглавить пассажирское авто­транспортное предприятие, он поначалу очень сомневался, сто­ит ли взываливать на себя не­легкий груз проблем, которые к тому времени сложились в этом коллективе. Шли лихие девяно­стые, предприятия разорялись буквально на глазах, появились огромные долги по зарплате, начались массовые забастовки, водители ПАТП отказывались вы­ходить на линию. Городское ру­ководство тогда понимало, что сохранить предприятие можно было только при условии, что ру­ководить им будет жесткий и волевой директор. Тогда выбор и пал на Александрова.

О тех годах Владимир Семено­вич говорит неохотно. Это была даже не работа, а борьба за вы­живание. В короткие сроки пре­кратило существование боль­шинство родственных предприятий области. Во многих райо­нах вообще перестали ходить муниципальные автобусы. А в Искитиме в это время налажи­вался четкий, поминутный, гра­фик работы городских автобу­сов, увеличивалось количество рейсов в села. Чтобы выжить и начать зарабатывать деньги, со­здали свою грузовую автоколон­ну. Живых денег не хватало, по бартеру не стеснялись брать любую продукцию: стройматери­алы, хлеб, мясо, молоко. Про­давали, меняли, рассчитыва­лись зачетами, векселями, в об­щем, как говорится, крутились, как могли. Шли на то, чтобы за­держивать уплату налогов, за­держивали оплату поставщикам, но зарплату рабочим начали выдавать из месяца в месяц. Ведь без рабочих не будет и предприятия, а от этого ни по­ставщикам, ни налоговым орга­нам легче не станет. Понимая это, предприятие продолжало строить. За двадцать лет со времени прихода Александро­ва к руководству, в ПАТП уда­лось построить для своих рабо­чих 56 квартир. Территория была заасфальтирована и благоустро­ена, построено административ­ное здание. Во всех цехах царят чистота и порядок. Причем, на­водят этот порядок сами. Техничек всего две, а штатных двор­ников и вовсе нет. Зато в Ис- китимском МУП ЦПАТП сумели сохранить свой профсоюзный комитет, который и сегодня ре­гулирует отношения работников и работодателя. Есть и комис­сия по трудовым спорам. Прав­да, работы у нее немного, по­скольку, как правило, все конф­ликты разрешаются мирным пу­тем.

Все двадцать последних лет были непростыми, у каждого - свои проблемы. И надо было подстраиваться под веяния вре­мени, а порой и предугадывать их и принимать упреждающие меры. Когда содержание грузо­вой автоколонны стало невыгод­ным, автопарк окончательно устарел, а приобретать новые машины было делом слишком дорогим, ее расформировали. Пришлось и пассажирское пред­приятие разделить на две колон­ны: городскую и сельскую про­блем после этого разделения стало еще больше. Утвержде­ние тарифов, получение компен­саций за льготный проезд от­дельных категорий пассажиров, устаревший автопарк - все эти проблемы постоянно сплетают­ся в один клубок, распутать ко­торый бывает очень непросто. Тарифы меняются один раз в год, а цены на топливо, запчас­ти, энергоносители, автобусы (на профессиональном языке- подвижной состав) - постоянно. Одно время действовала феде­ральная программа, по которой 70 процентов затрат на приоб­ретение автотранспорта выде­лялось из федерального и 30процентов - из местного бюдже­та. Тогда искитимцы успели при­обрести десять автобусов. Но программа завершилась, и пос­ледние два года удается приоб­ретать только по одному. Этого явно недостаточно, ведь необхо­димо приобретать ежегодно как минимум по 3-7 автобусов, ведь изношенность автопарка на сегодяшний день достигает семи­десяти процентов. К проблемам временного характера можно отнести и ремонт "горбатого" моста. Пришлось менять авто­бусные маршруты, вводить так называемые нулевые билеты, а в результате ежедневно пред­приятие теряет 20-25 тысяч руб­лей. Нетрудно подсчитать, что в месяц это уже 700 тысяч, а та­кая проблема существует уже пять месяцев, а значит три- три с половиной миллиона уже вы­пали из оборота.

-В последние годы появилась и еще одна проблема, которой прежде не наблюдалось - это большая нехватка водительских кадров, - говорит Владимир Се­менович, - еще до 2008 года к нам на устройство на работу была очередь, а сегодня мы ищем водителей где только мо­жем. С 2008 года сократились темпы роста зарплаты, сегодня она повышается только процентов на десять в год, так что инф­ляция съедает практически все. Основная масса водителей- люди предпенсионного и пенси­онного. возраста, скоро они уй­дут, а молодежь не задержива­ется. Понимаю, что для них наша зарплата сегодня кажется весь­ма скромной. Сегодня и дей­ствительно зарплатой в 16- 17 тысяч никого не удивишь, в гру­зовых автобазах водители полу­чают и по тридцать, и по сорок тысяч. Да и вообще профессио­нальных водителей       се­годня готовится очень мало. Пе­рестали готовить водителей про­фессиональные училища, армия. Раньше ежегодно на практику на предприятие приходило по 30-40 человек, восемь-десять из них обязательно приживались в кол­лективе. Мы их и в армию про­вожали, и из армии встречали, так сказать, сами ковали кадры, а нынче все это - в прошлом. В лучшем случае на практику при­ходят два-три человека, да и те, как правило, не остаются. Пы­таемся работать с центром за­нятости, даем справки на бес­платное обучение. Обучение безработные проходят, но к нам не торопятся. Кого-то не устраивает зарплата, кто-то не в ла­дах с трудовой дисциплиной, а у нас с этим строго.

К строгой дисциплине приучил директор не только свой коллек­тив, но и свою семью. С ранне­го возраста приучил детей к тому, что надо отвечать за свое слово и в любой ситуации оста­ваться порядочным. Если сказал "да", то хоть лоб разбей, а вы­полни. Он никогда не навязыва­ет детям своего мнения, но ис­подволь подводил их к принятию правильного решения. Сын по­шел по стопам отца и сегодня возглавляет сельскую автотран­спортную колонну. Часто сове­туются друг с другом, иногда и спорят, ведь, как известно, именно в споре рождается ис­тина. Владимир Семенович привык все тщательно взвешивать, учитывать все "за" и "против", сын еще не расстался с юно­шеским максимализмом. Но вместе этот тандем непобедим. Кстати, в системе пассажирских перевозок трудится и зять, так что это стало уже делом семей­ным. И даже старший внук до­машним развлечениям предпо­читает поездку с дедом на авто­мобиле. Вообще внуков Влади­мир Семенович обожает. Их у него трое. И он надеется, что кто-нибудь из них обязательно продолжит его дело.

Конкурент, №9, 9 марта, 2012 г., с. 8