Деревня Шадрина

 

Мы продолжаем публикацию материалов члена Российского общества историков-архивистов Андрея Оборкина, приуроченных к 305-летию воз­никновения первых русских поселений на территории Искитимского рай­она. В этом номере искитимский краевед поведает историю деревни Шадрина.

 

 

Основана эта деревня была в 1702-1707 годах единовременно со строитель­ством Бердского острога. Н.Н. Покровский еще в 1974 году отметил, что отец известного сибирского старообрядца Семена Шадрина переехал с детьми в Бердский острог в первом десятилетии XVIII века и мог устроить на р. Шипунихе скит.

Н.А.Миненко включила д. Шадрину и в перечень селений 1717 года, выписав её название из списка служилых и "охочих" казаков Бердского ведомства, поже­лавших поступить на "алтайскую службу". Список (с указанием местожитель­ства казаков-добровольцев) был составлен во исполнение "Памяти кузнецкому сыну боярскому Тимофею Безсонову" от 9 июня 1717 года.

Новосибирский историк Т.С.Мамсик, ссылаясь на документы, называет С.Шад­рина бердским разночинцем. Следовательно, Семен Шадрин является сыном бердского служилого человека-старожила. Если сопоставить это с данными Н.Н.Покровского, то отец С.Шадрина, зауральский крестьянин-старообрядец, мог быть повёрстан на военную службу после прибытия на Бердь.

Один из братьев С. Шадрина разведывал на Алтае руды по заданию уральс­кого заводчика Акинфия Демидова. Шадрины участвовали в освоении Алтая русскими людьми, оставив на его карте названия еще нескольких родовых де­ревень. Первопоселенцы искитимской д. Шадриной (Шадрины и их дети) вош­ли и в историю сторообрядчества как последовательные проповедники старой православной веры. В 1739 г. С. Шадрин организовал в алтайской д. Новой Шадриной самосожжение своих сторонников, сам он сгорел в 1756 году в д. Мальцевой ведомства Чаусского острога.

Мог оборудовать свою заимку на месте будущей д. Шадриной и один из томских служилых людей Шадриных, участник основания Бердского острога. В 1680 году в Томске служили: десятник пеших казаков Ивашка Юрьев сын Шадра, его "дед и отец родились на Ваге в Шенкурском остроге, а он, Ивашка, пришел в Томск своею волею к дяде своему Антону Черному, и по челобитью верстан в пешие казацкие десятники"; пеший казак Андрюшка Юрьев сын Шадрин, "отец его родился в Том­ске и верстан в место отца". В Томске был известен и служилый человек Дружинка.

 

 

От автора

Иногда любознательные читатели задают мне вопрос: почему на территории Искитимского района до 1701 года не могло быть русских поселений? В данном вопросе умозаключения историков подтверждаются следующим документом по исторической географии Сибири.

В 1701 году сибирский историк и географ, тобольский сын боярский Семен Ульянович Ремезов (впоследствии - сибирский дворянин) вместе с сыновьями Семеном, Леонтием и Иваном составил, по заданию русского правительства, ат­лас Сибири из 23 карт, который специалисты оценивают как "вершину геогра­фических достижений русских людей XVII в.". Эта работа была обобщением тру­дов предшественников Ремезова, давала разнообразные характеристики от­дельных сибирских уездов, намечала методы и пути использования природных богатств Азиатской России. Карты были отправлены в Москву Государю Петру I. В XX столетии историки подвергли атлас тщательному источниковедческому анализу и пришли к выводу о его достоверности. Труды Семена Ульяновича в области географии и истории до сих пор представляют большую ценность.

Примечательно то, что С.У.Ремезов нанёс на карты не только все, существовав­шие в 1701 году, сибирские города, остроги, сёла и деревни, но и "отдельные избушки", располагавшиеся за пределами крупных селений.

При сопоставлении ремезовского атласа и современных карт обнаруживает­ся, что на территории Искитимского района, как и других районов Новосибирс­кой области, в 1701 году не существовало ни одного русского поселения. Ис­ключениями являются деревни Гутова (на территории Тогучинского района, под военным прикрытием Сосновского острога) и Кругликова (на территории Бо- лотнинского района, под прикрытием Уртамского острога), построенные соот­ветственно томскими казаками Тутовыми и служилыми людьми Кругликовыми и включенные в атлас Ремезова.

А.Оборкин,

член Российского общества историков-архивистов

 

 

Знаменка  № 8, 2 марта 20112 г. с.15