Деревня Шадрина
Мы продолжаем публикацию материалов
члена Российского общества историков-архивистов Андрея Оборкина, приуроченных к 305-летию возникновения первых
русских поселений на территории Искитимского района.
В этом номере искитимский краевед поведает историю
деревни Шадрина.
Основана
эта деревня была в 1702-1707 годах единовременно со строительством Бердского острога. Н.Н. Покровский еще в 1974 году отметил,
что отец известного сибирского старообрядца Семена Шадрина переехал с детьми в Бердский острог в первом десятилетии XVIII века и мог
устроить на р. Шипунихе скит.
Н.А.Миненко
включила д. Шадрину и в перечень селений 1717 года, выписав её название из
списка служилых и "охочих" казаков Бердского
ведомства, пожелавших поступить на "алтайскую службу". Список (с
указанием местожительства казаков-добровольцев) был составлен во исполнение
"Памяти кузнецкому сыну боярскому Тимофею Безсонову"
от 9 июня 1717 года.
Новосибирский
историк Т.С.Мамсик, ссылаясь на документы, называет
С.Шадрина бердским разночинцем. Следовательно, Семен
Шадрин является сыном бердского
служилого человека-старожила. Если сопоставить это с данными Н.Н.Покровского,
то отец С.Шадрина, зауральский крестьянин-старообрядец, мог быть повёрстан на
военную службу после прибытия на Бердь.
Один из
братьев С. Шадрина разведывал на Алтае руды по заданию уральского заводчика Акинфия Демидова. Шадрины участвовали в освоении Алтая
русскими людьми, оставив на его карте названия еще нескольких родовых деревень.
Первопоселенцы искитимской д. Шадриной (Шадрины и их
дети) вошли и в историю сторообрядчества как
последовательные проповедники старой православной веры. В
Мог
оборудовать свою заимку на месте будущей д. Шадриной и один из томских служилых
людей Шадриных, участник основания Бердского острога.
В 1680 году в Томске служили: десятник пеших казаков Ивашка
Юрьев сын Шадра, его "дед и отец родились на
Ваге в Шенкурском остроге, а он, Ивашка, пришел в
Томск своею волею к дяде своему Антону Черному, и по челобитью верстан в пешие
казацкие десятники"; пеший казак Андрюшка Юрьев сын Шадрин, "отец его
родился в Томске и верстан в место отца". В
Томске был известен и служилый человек Дружинка.
От автора
Иногда
любознательные читатели задают мне вопрос: почему на территории Искитимского района до 1701 года не могло быть русских
поселений? В данном вопросе умозаключения историков подтверждаются следующим
документом по исторической географии Сибири.
В 1701 году сибирский историк и географ, тобольский
сын боярский Семен Ульянович Ремезов (впоследствии -
сибирский дворянин) вместе с сыновьями Семеном, Леонтием и Иваном составил, по
заданию русского правительства, атлас Сибири из 23 карт, который специалисты
оценивают как "вершину географических достижений русских людей XVII
в.". Эта работа была обобщением трудов предшественников Ремезова, давала разнообразные характеристики отдельных
сибирских уездов, намечала методы и пути использования природных
богатств Азиатской России. Карты были отправлены в Москву Государю Петру I. В
XX столетии историки подвергли атлас тщательному источниковедческому анализу и пришли к выводу о его достоверности. Труды Семена Ульяновича в области географии и истории до сих пор
представляют большую ценность.
Примечательно
то, что С.У.Ремезов нанёс на карты не только все, существовавшие в 1701 году,
сибирские города, остроги, сёла и деревни, но и "отдельные избушки",
располагавшиеся за пределами крупных селений.
При
сопоставлении ремезовского атласа и современных карт
обнаруживается, что на территории Искитимского
района, как и других районов Новосибирской области, в 1701 году не
существовало ни одного русского поселения. Исключениями являются деревни
Гутова (на территории Тогучинского района, под
военным прикрытием Сосновского острога) и Кругликова (на территории Бо- лотнинского района, под прикрытием Уртамского
острога), построенные соответственно томскими казаками Тутовыми и служилыми
людьми Кругликовыми и включенные в атлас Ремезова.
А.Оборкин,
член Российского общества историков-архивистов
Знаменка
№ 8, 2 марта