«Все
начинается с детства...» - это не просто крылатая фраза, а слова известного
писателя С.В. Михалкова. В книге-рассуждений он писал: «Самые сильные впечатления
от окружающего мира человек получает в первые годы своей жизни. Даже такое
огромное и светлое чувство, как любовь к родной стране, к своей земле, к своему
народу, всё то, что мы называем патриотизмом, начинается с детства...».
Сегодня ни у кого не вызывает сомнения,
что именно в детские годы зарождаются истоки личности. С самого раннего возраста,
когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира, следует приобщать и к
культуре. Большую роль в образовательно-воспитательном процессе играют музеи.
Существует даже такое понятие, как
«музейная педагогика», которое возникло в восьмидесятых годах прошлого века.
За короткое время этот термин и обозначаемая им деятельность прочно вошли в
практику и повсеместно стали появляться музейно-образовательные программы
для воспитанников образовательных учреждений.
В Искитимском музее уже более 10
лет существует программа для детей «Моё знакомство с музеем». Она рассчитана
на поэтапное приобщение к истории, культуре. Разработана система занятий, в
ходе которых дети знакомятся с укладом жизни, бытом, традициями сибирских
крестьян в старину. На основе художественных коллекций ребята познают жанры
живописи, различные виды декоративноприкладного творчества. В зале природы
узнают о животных и растениях родного края, беседуют об охране окружающей
среды. Составить представление об истории школы помогают школьные предметы
советского периода. Это занятие одно из любимых. На беседе «В гостях у старой
школы» ребятишки с удовольствием пишут при помощи пера и чернил. В
увлекательной игровой форме проходит мероприятие «Праздник Новый год».
Накануне Дня Победы юные посетители знакомятся с подвигами солдат-земляков, с
музейными предметами военных лет.
Настоящим праздником для воспитанников
музейной программы становится заключительное мероприятие, которое проходит 18
мая - в Международный день
музеев. Это занятие проходит в форме
путешествия, с игровыми элементами, викториной. К этому времени дети владеют
основными музейными терминами - экспонат, экскурсия, экспозиция. По традиции
завершается музейный курс чаепитием у самовара.
Хочется верить, что ребята, освоив
музейное пространство в раннем детстве, в старшем возрасте станут наиболее благодарными
посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут настоящий
интерес к музею.
Нина Бапабко, научный сотрудник музея.
За время существования программа «Моё
знакомство с музеем» охватила многие школы города и детские сады. Ежегодными
её участниками становятся первоклассники школы N5 г. Искитима и
воспитанники детского сада «Огонёк».
В увлекательной игровой форме проходят
мероприятия, посвященные различным праздникам.
«В гостях у старой школы» ребятишки с
удовольствием пишут при помощи пера и чернил.
На основе художественных коллекций ребята
познают жанры живописи, различные виды декоративно-прикладного творчества.
Искитимская газета № 45 С. 9