На стыке будущего с прошлым

 

Наш город славится тем, что в нём жили и живут интересные и трудолюбивые люди. Я хочу расска­зать о ветеранах педагогического труда школы N14. Педагог - профессия творческая, требующая полной отдачи своему делу. Наши ветераны всю свою жизнь посвятили школе. Педагогический стаж Валентины Иннокентьевны КОВШЕВОЙ - 52 года, из них в школе N14 - 38 лет. Евгения Ефимовна ТУПКАЛОВА проработала в образовании 54 года, в Искитиме - 30 лет. Геннадий Иванович ТУРАЛИН отДал работе с детьми 47 лет, в нашей 14 школе он трудился 32 года. За их плечами огромный опыт работы с детьми. И они с удовольствием делятся своими воспоминаниями и бесценным опытом.

 

Валентина Иннокентьевна КОВШЕВАЯ: «Я живу в Ис­китиме с 1966 года. Работала учителем истории. Вспоминаю

70-е годы: много внимания тогда уделялось внеклассной работе, в частности, общению с ветеранами войны и труда. Направлял эту работу Дом пи­онеров. А у нас в школе эту работу вела я вместе с органи­затором по внеклассной рабо­те, старшей пионервожатой. В микрорайоне Ложок было бо­лее 200 ветеранов войны. Мы приглашали их на встречи, и участники войны охотно при­ходили в школу. Периодически мы с ребятами выступали по Искитимскому радио с рас­сказами о ветеранах. В работе учителя всё взаимосвязано. Я уже говорила, насколько важ­на была внеклассная работа. И не только во время учебно­го года. В летние каникулы весь коллектив школы работал в трудовых лагерях: на при­школьном участке, в совхозе по уходу за молодняком пти­цы, изготавливали ящики для мраморной плитки; осенью - на уборке урожая. Эта деятель­ность не была мне в тягость. Но основная работа - уроки. К подготовке и проведению уроков я относилась очень от­ветственно. Ребята любили историю, что немаловажно. А я любила ребят и в каждом из них видела личность. И эта повседневная кропотливая ра­бота давала свои результаты: ребята впоследствии станови­лись хорошими специалистами, благодарили нас. Да и сейчас не забывают. Особенно тепло вспоминаю тех ребят, с кото­рыми начинала работать: ШИПИЛОВА Виктора, ТРОЩЕНКО Виктора, ГАВРИЛОВА Сергея, ЯРОВУЮ Любу, БЫКОВУ Лену, БАЙЧЕНКО Олю, КОШМАРЕНКО Веру, ДРУЖИНИНУ Люду, КОМИССАРОВУ Иру. Позже в Экспедиции «Моя родина - СССР» участвовали с ГЕРА­ЩЕНКО Володей, ХРЕБТОВОЙ Олей, ПОЛЯКОВОЙ Яросла­вой, ОРЛОВЫМ Сергеем, ПАШ­КИНЫМ Сергеем, ЧЕЧЕРОЙ Женей и многими, многими другими. Компьютеров тог­да не было, всё приходилось оформлять чернилами, краска­ми от руки. Но какая это была радость для меня и ребят!»

 

 

Евгения Ефимовна ТУПКА­ЛОВА: «Я преподавала в школе N14 географию. В 1982 году мне поручили возродить школьный музей. Все ученики принимали участие в его соз­дании, приносили экспонаты. А в сентябре в музее всегда было большое пополнение. Во вре­мя каникул ребята отдыхали в деревнях у бабушек и дедушек, и те дарили нашему музею но­вые экспонаты: лапти и рогачи, серпы и рубели. И в 1985 году музей начал свою работу. Ещё мне очень запомнились 80-е годы тем, что наше образова­тельное учреждение было шко­лой продлённого дня. Работали с 8 часов утра до 5 вечера. В первую смену проводили уро­ки, классные часы, кружки, а с 3-х часов работали группы продлённого дня. Все ученики с 1 по 9 класс обязаны были их посещать. Работать было очень трудно, но интересно. Я счи­таю, что большое влияние на развитие учащихся оказывает поисковая, исследовательская деятельность, которой в тече­ние многих лет я занималась с детьми на базе музея и на уро­ках краеведения. Ребятам пред­лагала темы поисковых работ: о природе, полезных ископае­мых родного края, об истории микрорайона Ложок, о пред­приятиях города Искитима. Совместно с В.И.КОВШЕВОЙ и учениками школы собрали материал об участниках Вели­кой Отечественной войны, во­йны в Афганистане и Чечне, по истории школы. В конце каждого полугодия собранные материалы обрабатывались, оформлялись. И таким образом в музее был накоплен богатый краеведческий материал, кото­рый ученики и учителя школы используют в научно-исследо­вательской работе, на уроках, классных часах, на праздниках, во время встреч с ветеранами.

Помню, дали мне очень ак­тивный шестой класс. Мы с ними выступали на школьных и городских конкурсах, турслётах, проводили различные классные часы, политинфор­мации. Ребята участвовали во всех делах школы. Почти все учащиеся этого выпуска полу­чили высшее и среднетехниче­ское образование, и многие из них остались работать в городе Искитиме. Это ВОСТРОТИНА Лена, ЖУМАНОВА Галя, ТАЛОВСКИХ Инна, ТРЕТЬЯКОВА Ира, ЗАЙЦЕВА Ира, ПАНОВ Слава, ТРУХИН Костя и другие. С благодарностью вспоминаю тех ребят, кто помогал мне в музее. Это СЕРГУТОВ Сергей, ИВАНОВ Андрей, ЮДИН Алек­сей, АКИМОВ Николай, АКИ­МОВ Сергей, ПАВЛОВ Миша, ЦЕЛИЩЕВ Миша. Очень много сделали для музея ФОМИНЫХ Вера, АРЖАНУХИН Игорь. Оформляли стенды и альбомы ДМИТРИЕВА Катя, СОМОВА Настя, АРСЕНИЧКИНА Саша, ТАРАНИНА Даша.»

 

 

Геннадий Иванович ТУРАЛИН: «В школу N14 я пришёл в 1980 году. Преподавал изобра­зительное искусство. За про­шедшие годы было проделано

много разной работы, которая временами была и тяжела, но большей частью приносила большое удовлетворение. Не тогда, когда другие оценивали, а когда оценивал себя сам и от­мечал: «А мог бы так..., и ещё лучше..., не успокаивайся..., доведи до конца...» Придер­живаясь лозунга «Труден путь художника, но этим он и пре­красен», мои ученики ежегодно принимали участие в жизни го­рода, района, области, участво­вали в различных выставках и конкурса, в том числе и все­российских. За это получали грамоты и ценные подарки.

На мой взгляд, самое важ­ное в работе педагога, то, что учитель должен показы­вать ребятам личный пример в творческой деятельности.

Так, посещая районные, го­родские художественные вы­ставки, ученики видели среди картин искитимских худож­ников и мои работы. Это вы­зывало у них большой интерес ко мне, как к учителю. А когда я выполнял оформительские работы для школы, микрорай­она (например, лепил из снега к Новому году Деда Мороза и Снегурочку), ребятишки оста­вались после занятий, чтобы посмотреть, даже поделить­ся своим мнением, посовето­вать, что-то предложить. И я их стремление поддерживал, мы вместе обсуждали, почему я выбрал такую композицию, такое лицо и т.д. Всё это рабо­тало на развитие творческих способностей учащихся. Ещё я очень важной считаю пленэр­

ную практику. За две недели уровень подготовки учащихся возрастает, как при занятиях в течение двух-трёх месяцев в кабинете.

Очень хорошие результаты показывали СКАКОДУБ Таня, ФОМИНЦЕВ Алёша, КОВШЕ­ВОЙ Сергей, ТАРАСОВА Лена, КУДАШКИНА Оксана, КУДАШ- КИНА Лариса, ПОЛЯЩЕНКО Виталий, КУЛИКОВА Таня, ДРЮЧИНА Лена, СКАКОДУБ Марина. Они являлись участни­ками городских, областных вы­ставок. Закончив школу, мно­гие мои ученики продолжили художественное образование: ФОМИНЫХ Дмитрий, ПОПОВ Сергей, СЕРГУГОВ Сергей, БУРУМОВА Марина, ЗЫЛЕВА На­таша, ПАРШЙКОВ Коля, ПИВО­ВАРОВ Саша, ТАРАСОВА Лена.»

 

Беседу вела Галина Михайловна Урванцева, руководитель музея школы N14 города Искитим

 

Искитимская газета № 50 С. 10