ЗЕМЛЯ ИСКИТИМСКАЯ

Образование города и района

Школы города (Школа №9)

Маленький юбилей большой школы »»»»»»

И опять с волнением идет на урок »»»»»»

Юбилей девятой »»»»»»

 

Земля искитимская / краеведческие ресурсы

 

Маленький юбилей большой школы

Несомненно, что каждая искитимская школа имеет свое лицо. Если говорить о "девятой", нашей сегодняшней героине, то оно у нее радостное, светлое, благоухающее, поскольку оно... цветочное. Пожалуй, ни в одной другой городской школе нет такого количества комнатных растений. Каждый кабинет здесь - настоящий оазис, где приятно находиться - хочется жить и радоваться. Чем же живет сегодня юбилярша, каковы настроение и планы? Зайдем, посмотрим.

Устами младенца

К двенадцати часам дня начальная школа заканчивает трудиться, потому специфического ребячьего гомона, создаваемого малышней, слышно не было. Отдельные неугомонные личности носились туда-сюда в поисках шапок, портфелей и друзей. Едва поймав одного вихрастого пацаненка лет 8-9, спрашиваю: "Что ты можешь сказать о своей школе?" Почти не задумываясь, мальчишка выпалил: "У нас самая лучшая школа, только много задают!" Конечно, думаю, всяк кулик свое болото хвалит. Что же скажут старшеклассники, которые и повидали уже многое, и от постоянного грызения гранита науки успели подустать. Однако их мнения практически ничем не отличались от предыдущего, разве что манерой и качеством исполнения: "Школа наша - класс! Учителя между собой ладят, да и нас понимают - это главное", или «Вообще-то, школа - это ад, но наша — ничего себе, путевая, ребята здесь хорошие, добрые учителя!» А вот еще: "У нас есть целые классы, которые между собой дружат, весело проводят всякие вечера..." Словом, ничего плохого о школе в тот день я не услышала. Еще бы, ведь второй дом как никак и, как известно, выносить мусор из избы - дело неблагодарное и нечестное. Тем более, что "родители" в том доме, не щадя своих душевных и физических сил, делают даже невозможное, чтобы их питомцам было хорошо.

Учитель и ученик - звенья одной цепи

Директор школы №9 Александр Алексеевич Еланцев, характеризуя свое беспокойное хозяйство, справедливо заметил, что школа звезд с неба не хватает, за супертехнологии не берется, старается обучить всех, основательно подготовить учащихся к поступлению в высшие учебные заведения, выполняя программу основного цикла и базисный план. Характерно то, что выпускники школы за все время существования учебного заведения практически всегда поступали в высшую школу с первого раза. Кроме того, школа славится и медалистами. В прошлом году их было пятеро, в новом учебном году педколлектив взял обязательство взрастить семерых. Словом, дела учебные движутся в нужном направлении.
Между тем, обучение здесь не является приоритетной категорией. Оно будет хорошим, плодотворным и основательным, если наладится психологический контакт между учителем и учеником. Для восстановления этой невидимой связи, этих основополагающих нитей в "девятой" делается многое. Вся внеклассная досуговая деятельность направлена именно на это. А единственный в городе мужчина - заместитель директора по воспитательной работе Дмитрий Александрович Дашенцев сам полон задора, огня и желания сблизиться с детьми, понять их интересы и проблемы. Кстати, в школе трудится вся семья Дашенцевых. Жена Вера Геннадьевна, учитель русского языка и литературы, врачует на своих уроках ребячьи души лучшими творениями отечественной и зарубежной литературы.
О династиях в школе можно уже слагать целые легенды. К примеру, семья Агибаловых - настоящее школьное украшение. Людмила Ивановна, заведующая библиотекой, ее сын - Олег Евгеньевич, учитель ОБЖ, в бывшем - военный инженер, ушедший из армии ради школы, и его жена Любовь Владимировна - молодой преподаватель иностранных языков. Или работающие по соседству две сестры - Татьяна Николаевна Котова и Мария Николаевна Федораева. Погодки, они и в педагогический институт отправились одна за другой. "Одна поступила, - рассказывают, - вторая следом, особенно и не выбирали, куда пойти учиться. Вот теперь работаем вместе, друг другу помогаем. К концу года вроде бы устанешь, зато все лето торопишь: скорее бы в школу, без ребятишек скучно, хоть с ними и тяжело". Добрая и спокойная семья Батеневых: Надежда Александровна - учитель начальных классов, Сергей Николаевич и Александр Сергеевич (между собой ребятня зовет его "Пушкиным") - учителя физкультуры.
Со дня основания школы работает замечательный педагог - учитель русского языка и литературы Наталья Алексеевна Чуботарева. Любовь к изобразительному искусству прививают ребятам Светлана Григорьевна Аверьянова и Татьяна Владимировна Семенова.
О своих людях Александр Алексеевич Еланцев готов говорить часами, непременно и постоянно подчеркивая, что вверенный ему коллектив творческий, интересный, работоспособный, желающий и стремящийся работать с полной отдачей и особым усердием: иначе в школе нельзя, ведь дети, как индикаторы, вмиг распознают халтуру и фальшь, отдалятся и перестанут доверять. К сожалению, газетная площадь не располагает возможностью поместить материал о каждом (хотя у нас нет сомнения, что каждый учитель заслуживает внимания и самых добрых слов о себе), но кое-что мы придумали.

Доска почета школы №9

Учителя высшей категории - 11 человек: Гусельникова Е.В., Литвинова В.Н., Шевчук Л. С., Г.П.Капшитер, Р.Н. Чулкова, З.ПАрнольд, Е.А. Моисеева, М.М. Родионов, А.А.Еланцев, В.В. Картышко, О.ЕАгибалов. Среди них - отличники народного образования и награжденные дипломами министерства образования и различными грамотами. 31 преподаватель имеет первую квалификационную категорию, 13 человек со второй ка тегорией. Среди них учителя литературы и физики, иностранного языка и биологии, геограт фии и труда. То есть, педагогический состав зрелый, отлично подготовлен, имеет огромный опыт и желает научить учиться своих подопечных. Радует директора и тот факт, что в школу приходят свежие молодые силы, светлые умы, инициативные ребята, зачастую те, кто сам заканчивал "девятую". Уважаемы в школе преподаватели физкультуры Юрий Иванович Голованов и Татьяна Владимировна Руденко, учителя внеклассного обучения: хореограф Е.С.Калиниченко, музыканты Е.В.Ляпустина, В.С.Жиляков, О.А.Санникова. В общем, "золотой" фонд школы с одной стороны непоколебим, с другой - постоянно пополняется.

То, что удивило, те, кто удивил

Продолжая разговор о лице школы,заметим, что немало в ней мест и людей, способных удивить своей красотой, оригинальностью, неординарностью и новыми творческими находками. Вначале о первом. Библиотека просто хороша! Она считается одной из лучших школьных библиотек города. Ее хозяйки - Л.И.Агибалова и О.И. Близнюк - стараются сделать ее еще более уютной, удобной, насыщенной. Постоянные выставки привлекают ребят, и они становятся завсегдатаями этого книжного рая. Многие приходят сюда не только за книгами, но и просто отдохнуть от суеты и собраться с мыслями. Абсолютно уникальным является в школе кабинет - оранжерея. Здесь собраны многие редкие растения Ботанического сада. Дело в том, что, развивая основные направления школьной деятельности - охрана здоровья, развитие интеллекта и воспитание — в рамках этого движения преподаватели (в частности, С.Э.Шевцова) разработали программу экологического медицинского фитодизайна. Идея такова, что специально подобранные растения создают микроклимат, способный вытеснить, а затем и уничтожить вредные для организма микробы и бактерии. Кроме того, у человека, некоторое время пребывающего в этом микроклимате, улучшается кровоснабжение, восстанавливаются обменные процессы, повышается работоспособность. Не менее важен здесь и эстетический фактор. При непосредственном общении с растениями любой человек, тем более ребенок, успокаивается, расслабляется — отдыхает. Таким образом, на основе общих интересов и планов, возникло тесное сотрудничество Новосибирского Ботанического сада и клуба любителей растений из школы №9. Специалисты Ботанического довольно часто приезжают в школу с лекциями и практическими занятиями по созданию флорариума и ухаживанию за теми или иными видами растений. Да и ребята из клуба стали в Ботаническом своими. Возможно, именно идея создания благоприятного климата с помощью цветов и прочих растений захватила школу. Все буквально "заболели" озеленением своих школьных кабинетов. Кстати, о кабинетах. В этом году приемная комиссия особо отметила ремонт и оформление классных комнат. Чистота, уют, огромное количество зелени, оригинальные дизайнерские и оформительские находки — "все это, — в один голос заявляли и директор, и учителя, - родительская заслуга. Спасибо им огромное!"
В связи с тем, что сегодня повсюду растет количество больных детей, в рамках реализации президентской программы по оздоровлению населения учителями школы решено разработать программу по защите и охране здоровья. В этом отношении в "девятой" делается многое: ежедневно проходят занятия в трех залах — гимнастическом, спортивном и тренажерном, работает бассейн. Более того, создано 11 групп лечебной физкультуры, в которых занимается более 110 человек. На сегодняшний день школа №9 является одной из немногих, которые имеют свою лыжную базу и, соответственно, возможность зимой выходить на лыжные прогулки или соревнования. С 1999 года в школе работает логопед первой категории Л.Ю.Мусатова. Это, пожалуй, единственный случай, когда именно в школе трудится специалист по исправлению дефектов речи наших чад.
В школе №9 есть еще один уникальный специалист. Правда, ее в здании школы найти невозможно. Дело в том, что Е.А. Моисеева работает на базе детского сада "Росинка". Именно по ее инициативе в городе была создана городская творческая лаборатория "Росток" и привлечены лучшие умы института усовершенствования работников образования. Идея программы Елены Александровны заключается в том, что каждый учитель начальной школы с детского сада должен готовить детей, что называется, для себя, чтобы ребенок полюбил учителя, не боялся обратиться к нему с любой проблемой. Словом, чтобы подходили они друг к другу, как ключ к замку. Такого достичь, поверьте, непросто. У Елены Александровны же результаты многообещающие.
Итак, как оказалось, наша школа-юбиляр - неиссякаемый источник творческих идей, интересных находок и разработок. И, конечно, детей, для кого, собственно, все это создается. Хотелось бы, чтобы они все это ценили и активно сотрудничали со своими старшими друзьями. Напоследок А.А.Еланцев, желая поздравить свой коллектив с юбилеем, сказал: "Желаю нашей школе в таком педагогическом составе работать еще долгие годы и не стареть, всегда быть в гуще событий и гордиться своим званием - Учитель!".

Ирина Голиченко,
«Искитимская газета»
№39 / 24 сентября 2002 г.

««««««

 

И опять с волнением идет на урок

- Ребятишки, это 32 - ой кабинет?
- Да, - ответил недружный хор шестиклашек.
- Мне нужна Светлана Николаевна Козлова. Не поможете найти?
Узнав, что я из газеты, дети опрометью бросились в коридор. Я даже растерялась в первый момент, оставшись в кабинете совершенно одна. Вокруг перевернутые стулья, мокрые тряпки. До 1 сентября была еще целая неделя, ученики, видимо, готовились к началу занятий. Жду Светлану Николаевну и уже представляю ее. Все учителя похожи друг на друга: строгая одежда серьезный взгляд, чеканная речь. Но она оказалась совсем другой: мягкие глаза, лучистая улыбка, теплый голос. И это учитель математики - науки точной и сухой! В 23-й раз готова она принять детей в День знаний. А как это было впервые? Мне все время казалось, что девушке с мягким характером трудно было начинать работать в школе.
- О, первый день мне запомнился надолго! – улыбнулась Светлана Николаевна.
В том, что решила стать учительницей, большую роль сыграла Чернореченская школа, в которой она училась. Светлана любила математику, физику, неплохо справлялась и с русским языком. Все предметы давались ей легко. Кроме того, училась в музыкальной школе, участвовала во всех мероприятиях, занималась баскетболом и даже выступала за городскую сборную. Активная, веселая Светлана легко училась и в институте. Все у нее получалось в жизни, и потому в день распределения на первое рабочее место она не очень волновалась. С легкой подачи любимого учителя Владилена Петровича Афанасьева, который потом стал заведующим районо, она и еще пять девчонок, выпускниц педучилищ, получили направление в Михайловскую восьмилетку.
- Нам сказали: идите на вокзал, садитесь на В-Коенский автобус, там вас встретят. Мы приехали, а нас никто и не ждал, - сегодня Светлана Николаевна, рассказывая об этом, улыбается, а тогда ей было не до смеха. До Михайловки надо было добираться еще 10 километров. Пришлось ей, как директору, брать бразды правления в свои руки. Позвонив в Михайловку управляющему, стала ждать обещанную машину. Пригнали за девушками бортовой ГАЗ-66, обтянутый тентом.
Взглянув с сожалением на белое платье, Светлана первой полезла в кузов. Ехали в Михайловку девчонки со страхом, но, увидев школу, забыли обо всем. Здание было чисто выкрашено, светлое, просторное. Здесь же была большая комната для проживания молодых специалистов.
Опоздав на обратный рейс, учительницы решили переночевать в школе. И в первую же ночь получили боевое крещение - испытание на прочность, которое им устроили местные парни. Ночь закончилась истерикой и твердым решением бежать отсюда. Но в районо девушек «уболтали», и они остались. Три года молодые учительницы отработали в Михайловской школе и потом разлетелись в разные стороны. Здесь Светлана Николаевна получила первые уроки административной и хозяйственной работы. Да и как предметник набирала опыт именно здесь.
И вот Искитим и 9-ая школа. Светлане Николаевне сразу дали трудный класс - 42 ученика. Дети были слишком шумными, неуемными. Да и особыми знаниями не отличались. Возможно, другие бы пытались подавить их силой и жесткостью, а Светлана Николаевна взяла мягкостью и добротой. Иногда было очень обидно, но ни разу она не ушла из класса, хлопнув дверью. Всегда старалась быть с детьми сдержанной и ровной. А уж за дверью класса иногда позволяла дать волю своим эмоциям, всплакнув потихоньку, но так, чтобы об этом никто не знал. Тогда учительнице было всего 26 лет, и после деревенских ребятишек, спокойных и доброжелательных, ее новый класс казался пеклом. Но вскоре отношения стали налаживаться. Много пришлось работать с родителями и детьми индивидуально. Никогда Светлана Николаевна не пыталась давить силой, давать публичный разнос, но своего добивалась. Чаще всего в неофициальной обстановке, во время какого-нибудь мероприятия она напоминала о конфликте: «Помнишь, ты тогда был не прав?» Ребенок к тому времени остывал и, конечно же, соглашался с учителем. Чтобы сдружить ребят, она старалась их больше привлекать к общешкольным делам. Ее класс стал принимать участие в разных конкурсах и занимать призовые места.
У Светланы Николаевны было два выпуска. Фотография последнего, любимого, до сих пор лежит под стеклом на столе. Первые месяцы она, глядя на новых детей, вспоминала: «Здесь когда-то сидел Саша». Но быстро старалась переключиться на день сегодняшний. Ее пятиклашки подросли за год. Теперь и они не менее любимы, и теперь их жизнью живет учитель. Начинается новый учебный год, впереди новые заботы и дела. А рядом они, еще несмышленые и доверчивые, готовые ловить каждое слово своей учительницы. И она опять волнуется перед началом учебного года, словно не в 23-й, а в первый раз идет на урок.

Людмила Рябоконь,
«Искитимская газета»
35 / 1 сент. 2005 г.

««««««

 

Юбилей девятой

Школа - это уроки и зачеши, контрольные и экзамены, конкурсы, вошедшие в традицию интеллектуальные игры, дискотеки, турслеты. А еще - педсоветы, планерки и большие совещания - всего не перечислить. А за веем этим дети, их родители, учителя. И так продолжается 10 лет, ведь 1 сентября у нашей школы юбилей. В масштабах города незаметное событие, для нас же значительное, предполагающее подведение некоторых итогов.
Главной задачей школы является воспитание творческой гармоничной личности. Только через приобщение к общечеловеческим ценностям - это земля, отечество, семья, труд - возможен процесс воспитания детей.
Пробудить заложенное в каждом ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве - к этому стремится каждый учитель нашей школы.
Немного статистики:
1 сентября 1987 года - в школе 1080 учеников, 31 комплект классов; 50 учителей (всего двое имели первую категорию, старших учителей 4 процента), 7 призовых мест в городских олимпиадах.
1 сентября 1997 года -1280 учеников, 60 комплектов классов, 80 учителей, 21 призовое место в олимпиадах. Из 50 педагогов, пришедших 10 лет назад, 20 работают сейчас. И все они имеют категории: Г.Е. Никифорова - Заслуженный учитель РФ, пять отличников просвещения, 14 учителей 1 и 2 категорий. А всего из 80 учителей категории имеют 53. Это не просто цифры, это оценки деятельности педагогов, в которой основным критерием профессионализма является отношение к ребенку.
За 10 лет школа приобрела "свое лицо" - это отлаженная система учебно-воспитательной работы, которая дает свои результаты. Появились "доморощенные" медалисты.
Во всех городских конкурсах, играх, соревнованиях наши ребята в числе призеров, вот уже три года старшеклассники участвуют в олимпиадах по экономике в Новосибирске, Кемерове, Москве, занимая призовые места.
В тревожное время мы начинаем новый учебный год. Сокращение учителей, расформирование классов - это проблема педагогов, детей, родителей. Надеемся, что наш коллектив достойно справится с этой ситуацией. А для этого всем учителям желаем здоровья, спокойствия, оптимизма.

Е.Гусельникова,
«Искитимская газета»
№102 / 26 августа, 1997 год

««««««