ЗЕМЛЯ ИСКИТИМСКАЯ

Образование города и района

Школы города (Школа №3)

100 лет – это миг, это только начало »»»»»»

Каждый школьный миг отмечен неповторимостью своей »»»»»»

Сто лет – не возраст »»»»»»

Вы всегда с нами рядом останетесь »»»»»»

 

Земля искитимская / краеведческие ресурсы

 

100 лет – это миг, это только начало

Давно в ГДК "Молодость не было столько гостей. В зале - ни одного свободного места, даже в проходе стояли люди. Всем хотелось побывать на 100 - летнем юбилее любимой 3-й школы. Сколько было объятий, слез. Женщины осторожно ставили отметины помадой друг другу на щеках, мужчины, как и положено, что есть силы жали руки, хлопали друг друга по плечам. Радость сквозила в каждом слове, в улыбках, глазах.
Но вот распахнулся занавес. И как только все увидели слова на сцене: "С днем рождения, школа! 02.02.2002", грянул гром аплодисментов. Так выпускники разных лет встретили восемь цифр, в которые укладывается вся столетняя история третьей школы. И сразу же, словно сноп солнечных зайчиков, выбежали девчонки и мальчишки, начав задорный русский хоровод. Песен, танцев в этот вечер было много. Чувствовалось, что дети и учителя долго готовились к торжеству: яркие, красивые костюмы, великолепные рисунки танца, многоголосье вокальных групп. Школа всегда гордилась талантами и в свой юбилей продемонстрировала их во всем блеске. За 100 лет из третьей школы вышли 7773 выпускника. За это время она сменила несколько зданий и 11 директоров. М.В. Костюкова - двенадцатый руководитель. Во время переклички выпускников прошлых лет на первые тридцать не отозвался никто. А когда раздался клич: "Сороковые", в зале взметнулся радостный мужской голос - "Здесь!" И снова гром аплодисментов. Их сила все больше возрастала, когда перечислялись даты: "60-е, 70-е, ... 90-е". И как только стены зала выдержали все это!
На юбилей были приглашены ветераны. Наталья Алексеевна Третьякова работала в школе с 1942 по 45-й год. Она вспомнила, как бедны были тогда ученики: не по росту фуфайки, латаные штаны, драные ботинки. Но сколько в них было желания учиться! На сцену приглашался В.Н. Кирилкин, директорский стаж которого 10 лет. В этот период школа строила новое здание. Нельзя было обойти В.Н. Моренко - самого надежного и бессменного шефа. С ним у школы не было никаких проблем. А как гордится третья своими выпускниками! Один из них - Владимир Сисин (красавец, солист Новосибирской филармонии) буквально заворожил весь зал своими песнями. Многие из выпускников стали известными людьми: Оксана Ломоносова - московский журналист, Елена Межецкая (Тальникова) - кандидат медицинских наук, Наталья Лехнова - директор искитимского ТВ, Роман Кривякин - заведующий (КРУ), Сергей Грошин - директор энергопредприятия и еще многие, многие другие.
Приятно, что 100-летие школы стало событием не только искитимского, но и областного масштаба. Об этом говорят благодарности, подписанные губернатором и главой администрации Искитима, почетные грамоты, подарки. Школа получила ксерокс, компьютер (от ЗАЦИ), сотовый телефон (от бывшей ученицы), цветной телевизор. Да разве все перечтешь. В финале торжества директор школы М.В. Костюкова вывезла на сцену огромный торт с зажженными свечами. А потом ученики и учителя пошли в здание школы, чтобы просто посидеть вместе, повспоминать, попеть, потанцевать... Так было 100 лет и так будет еще долго. Пока жива любимая школа, таким встречам не будет конца.

Людмила Рябоконь,
«Искитимская газета»
№6 / 7 февраля 2002 г

««««««

 

Каждый школьный миг отмечен неповторимостью своей

Мы уже привыкли к тому, что наши городские школы расположены в современных зданиях. Даже первая,завалившаяся от древности, обрела новую крышу. Каждая из них насчитывает разное число лет, ведя свою" историю с довоенной поры. Но кто бы мог подумать, что среди городских школ есть родившаяся 100 лет назад? Однако таковая жива и поныне и, дай Бог, будет жить еще столько же. Это третья школа, отмечающая нынче вековой юбилей. К этому событию готовятся ученики и учителя. Знаменательной дате посвящен и конкурс сочинений. Фрагменты некоторых из них мы взяли в районную газету.
Из работы Кати Дягилевой из 6 "г" класса вы можете коротко познакомиться с историей школы:
- 100 лет прошло с того дня, как в 1902 году построили старейшее здание города. Находилась школа № 3 около церкви и имела всего одну классную комнату. Всего в ней обучалось 25-30 человек (не сравнить с нынешним количеством). В 1920 г. по инициативе Давыдкова пересыльный пункт был перестроен в начальную школу, имеющую уже 4 классные комнаты. В 1925 г. построили второе здание. В семилетку школа была преобразована в 1928 году. Первый выпуск составил 23 человека. В 1961 г. состоялось открытие еще одного здания, где сейчас находится детский дом. Новое здание, в котором мы все учимся сегодня, было построено за очень короткий срок и имеет 29 классных кабинетов, две мастерские, библиотеку, столовую на 270 мест, спортзал и многое другое. Рассчитана школа на 1104 ученика.
Во многих сочинениях ученики пытались описать свой первый день в школе. Вот как его вспоминает Георгий Перемитин из 7 "г".
- Когда пришла пора идти мне в первый класс, само собой подразумевалось, что я буду учиться в нашей "семейной" - третьей школе. Её закончили моя мама, тетя. И вот теперь учусь я. Моей первой учительницей была Елена Владимировна - тетина одноклассница. Впервые в этой школе я побывал, когда было около пяти лет. Честно говоря, плохо помню подробности, но уже тогда она мне понравилась.
Наша школа славится своими учениками, среди которых есть участники российских и победители областных олимпиад. Практически все выпускники школы поступают в вузы. Наверное, только в нашей школе так много традиций. Ежегодно проводится "Слет лучших", много и других праздников. В прошлом году третья стала школой года. Если я буду жить в Искитиме и дальше, то хотел бы, чтобы и мои дети учились именно в третьей школе.
У Седнева Вовы из 8 "г" в этой школе учились дедушка, папа, мама. Поэтому родители отправили сына в ту школу, которой гордились сами. Вова так пишет о своих первых впечатлениях:
- Нас встретила наша учительница Елена Владимировна, привела в класс. Это был очень большой и светлый кабинет, где стояло много парт. В коридоре, на втором этаже была спортивная площадка. На перемене все мальчишки бежали туда и лазали по лестницам. Но годы пролетели очень быстро. Мы многому научились, перешли в 5-й класс. Что тут началось! Разные кабинеты, разные учителя, куча учебников, завал заданий и очень много двоек и троек. Дома начался настоящий ад, в школе тоже. Но нам дали хорошего классного руководителя - Марину Геннадьевну. Она всегда все знает. И я для себя сделал вывод - нужно начинать учиться. Кончилось веселье. Я хочу выучиться и стать хорошим человеком. Но свою школу не забуду никогда.
Очень оригинальным нам показалось сочинение Нади Сарнацкой из 6 "в", которое она назвала "Школа будущего". Её она видит "в большом круглом здании с огромными окнами и террасами, где много цветов. Их непременно должны привезти из Африки и других жарких стран. В каждом классе у учеников есть персональные компьютеры. Усердие ребятишек оценивается по 10-балльной системе. Самое интересное в сочинении - наказание за нерадивость. За плохое поведение ученик после того, как учитель нажмет красную кнопку, попадает под пол, где его робот кормит такой гадостью, как морская соль. Чистоту в школе тоже наводят роботы. А дети ходят на занятия в форме: мальчики в сиреневых костюмах, а девочки в таких же юбках, а блузки и рубашки - желтые."
Наверное, в такой школе должно быть весело и приятно учиться, совсем как сегодня в третьей. Главное, что видно во всех сочинениях: любовь к школе, учителям. И гордость.

«Искитимская газета»
№5 / 31 января 2002 г.

««««««

 

Сто лет – не возраст

В следующем году третьей школе Искитима исполнится 100 лет. То, что это самая старая школа в городе, известно давно, сейчас дата основания подтверждена документально. Передо мной Паспорт Койновской семилетней школы за 1946- 1950 учебные годы. Его нашла нынешний директор школы Мария Васильевна Костюкова, разбирая старые бумаги.

Дилетантский сравнительный анализ

Почему дилетантский? Слишком сложно сравнивать несравнимое – разные эпохи, да еще без специального исторического образования, но все-таки. Вместе с Марией Васильевной рассматриваем пожелтевшие страницы, заполненные аккуратным почерком фиолетовыми чернилами, и сравниваем. В 1947 в школе учились 500 детей (сейчас 773), 139 из них во вторую смену. Наверное, это судьба третьей школы и в 1902-м, когда она возникла как церковно-приходская в единственной классной комнате в ней занимались 25-30 человек в две смены, и через 100 лет в 2001-м она не может отказаться от двухсменки. Листаем дальше - скурпулезный перечень имущества, зданий. В те годы их было пять, они записаны как школа N 3 (а), (б). (в), (г) и учительская, здания отапливали 20 печей, в распоряжении школы имелись две лошади, две телеги и двое саней, пришкольный участок в четыре гектара, с которого собрали три тонны овощей. Поэтому в списке построек числятся амбар, дровяник и конюшня. Вместо компьютеров классные счеты количеством – 2, один складной метр и 6 таблиц умножения столбиками. А вместо музыкального центра – 4 струнных инструмента и два радиорепродуктора.(Кстати, о компьютерах, компьютерного класса в школе нет и сейчас. Достигнута договоренность, что будет такой класс выделен для третьей школы в рамках программы “Одаренные дети”, но при условии, что помещение будет поставлено на сигнализацию и иметь железную дверь и решетки на окнах. Все эти траты сегодня для школы непосильны, поэтому установка компьютеров остается под вопросом). Естественно, в 47-м году в школе не было телефона, теплого туалета, зато на хозяйственные нужды предусматривалось1060 рублей, на учебное оборудование еще 1200, всего на школу в 1946-47 учебном году было затрачено 43 619 рублей бюджетных средств, больше, чем планировалось, и каждый последующий год сумма увеличивается: в 48 году – уже 58 тысяч, в 49- 116. Для сравнения: на хозяйственные нужды в 2001-м году третьей школе, как собственно и всем другим в городе, из бюджета не выделено ни копейки. Уже не первый год школы получают лишь деньги на выплату зарплаты и то с опозданием. А у нас ведь нет за спиной Великой войны, как это было в 46-м учебном году.
Особое наше внимание привлек список периодических изданий, в 47-м году школа получала Пионерскую правду, Правду, Комсомолку, Учительскую газету, Советскую Сибирь, видимо, журнал “Культура и жизнь”, Социализм. А в 61 –м году школа получала 21 издание, сравнение напрашивается невольно в 2001-м подписка оформлена лишь на “Российскую газету”, “Учительскую газету” и Искитимскую.

Воспоминания

Для нас эти желтые страницы – давняя история, когда нас еще не было в помине, а школьниками были наши мамы и папы. Если бы в паспорте за 1947 год был список учеников, то в нем мы конечно бы нашли фамилию Галины Васильевны Моренко, ученицы третьей школы с 42-го по 49-й годы. Галина Васильевна помнит школу тех лет, преподавателей.
“ Тогда в послевоенные годы в школе преподавали фронтовики: директор школы А.И.Труш, завуч Н.И.Якимович, преподаватель труда Н.И. Слепцов. Когда они в форме, подтянутые проходили по коридорам, ребятишки не то что не смели думать о курении, дышали тише”.
Потом Галина Васильевна была старшей пионервожатой “Пионерия насчитывала 350 человек. Вся школа – кроме первых - вторых классов – пионеры, все боролись за право носить имя Героя Советского Союза Олега Кошевого (сейчас его бюст стоит в кабинете завхоза и многие ученики спрашивают, кто он такой). Мы боролись за это звание пять лет.
…Следующий этап истории, когда директором был А.И.Ильин, энергичный человек, любивший детей и школу. Это он был инициатором строительства новой школы. Разбирали старые домики, рыли траншеи, заливали фундамент сами ученики с учителями и родителями. И в 1961-м году школу открыли ( то здание, в котором сейчас находится детский дом ), основное здание. К 1965-му пристроили оба крыла.
Еще более раннее время помнит Татьяна Ивановна Пивнева, ее мама привела в Койновскую начальную школу 1934-м.
- Учиться мне было очень трудно и виной тому был мой язык, польско-украинский от мамы и белорусский от отца. Я стеснялась отвечать урок, когда слышала сдержанный смех одноклассников. Приходила домой со слезами. Как же я благодарна своей учительнице русского языка и литературы, Надежде Ивановне за то, что она вложила в меня частичку своей любви к литературе, русскому языку.
Огромную роль в моей судьбе сыграл мой первый учитель И.И.Ищенко. Это он уже после войны предложил мне закончить курсы учителей начальных классов. Моих учителей сегодня уже нет, но я с благодарностью вспоминаю Я.Н.Тугомукова- он вел у нас географию, биолога А.К.Петровскую, преподавателя немецкого языка Р.К.Розенблит, преподавателя черчения и рисования В.А.Сапожникова- он погиб на фронте. Директор школы А.С.Труш жив и сейчас, ему 82 года.

Сегодняшний день

О нем мы тоже беседуем с директором. Кстати, с 49 года в школе сменилось 10 директоров, Мария Васильевна Костюкова – одиннадцатая в этой должности.
Сегодня третья школа- целый комплекс. Уже в этом году третья школа стала лауреатом Конкурса воспитательных систем, проводившегося в Новосибирской области, материалы о школе послали на Российский конкурс. В ней созданы классы для одаренных детей- это школа РИС – развитие интеллекта и способностей . С ребятами работает команда сильных учителей, они много дают, но и много спрашивают. Учиться здесь трудно, но никто не уходит. Наряду со школой РИС существует коррекционно - развивающая школа “Данко”, задачи которой социальная адаптация, коррекция поведения и развития детей, которые в этом нуждаются. Таких достаточно много, это с одной стороны - специфика района, где расположена школа. С другой стороны, здесь учатся дети из детского дома, которые нуждаются в особой поддержке.
В городе у третьей школы есть свой собственный имидж. Учителя третьей школы считаются строгими, получить у них четверку стоит большого труда, а быть отличником просто невероятно. В школе же поддерживается железная дисциплина. Насколько это соответствует истине? Об этом я спросила у директора.
- Мы говорим: хотите иметь хорошие оценки – идите в другую школу, хотите иметь хорошие знания - оставайтесь с нами. Дети выбирают знания. Мы не стремимся делать круглых отличников. Отличники это трудяжки, но победителями олимпиад они редко становятся. Очень трудно иметь пятерки по всем предметам и глубоко знать какую-то одну область. Большинство наших детей не обязательно отличники, но они одарены в какой-то сфере, и мы помогаем им развивать их талант в этой области. Если вы заметили, то среди победителей олимпиад, в основном, мальчики. Они не гонятся за оценками, занимаются тем, что им особенно интересно и в этом достигают истинных высот.
Мы пришли к выводу, что одному учителю высоких результатов достичь сложно, почти невозможно, должна быть команда. Определяют все литератор и математик, если эти дисциплины преподают сильные педагоги, класс состоится. У нас сложилась команда учителей, которые преподают в нескольких классах и из этих классов вышли сегодняшние наши звездочки. Потом, когда заканчивают школу, эти ребята подтверждают свои знания. Поступают в престижные вузы: НГУ, академию Госслужбы.
- А вы знаете, кем становятся ваши выпускники, где работают, каких высот достигают?
- Сейчас готовимся к столетию школы, будем разыскивать выпускников, наверное, сделаем такой анализ. Одно точно в налоговой инспекции Искитима, наверное, процентов сорок – выпускники третьей школы. Есть среди выпускников профессора, кандидаты наук. Вячеслав Ступак, “К+” уже писал о нем, доктор медицинских наук, профессор, заведующий отделением НИИТо, известный нейрохирург, Сергей Стрельцов закончил НГУ, кандидат физических наук, Ольга Филатова кандидат медицинских наук, работает в облбольнице. Вообще, врачей довольно много, у нас в Искитиме Владимир Соколов- заведующий реанимационным отделением, Лариса Морозова, Елена Тальникова.
- Разделение общества на бедных и богатых отражается на школе?
- Мы выпускаем ребят, но не все из них, даже самые талантливые, могут учиться дальше. Чтобы снимать квартиру в Новосибирске, питаться, необходима сумма, которая равна а то и выше зарплаты многих родителей. В прошлом году мы пытались устроить в физико-математическую школу Алешу. Мальчик нестандартно мыслит в области химии, все необходимое тестирование он прошел, но надо было платить за содержание, его мама не смогла осилить такой суммы. В этом году второе место в олимпиаде по математике занял Андрей, тоже навряд ли сможет учиться дальше, мама растит его одна, живут в общежитии.
- К юбилею школы уже начали готовиться?
- Да, издан специальный приказ, где за каждым классом закреплена эпоха, о которой ребята собирают материал: в какие игры тогда играли, какие песни пели, кто были учителя, кем стали выпускники тех лет. Подразумевается, что по найденным крупицам они создадут программы и выступят с ними на фестивале в декабре, а лучшие выступления будут представлены на юбилейном вечере в феврале 2002 года, на который мы приглашаем всех наших выпускников.

Любовь Кононова
Конкурент»
№10 / 10 марта 2001 год

««««««

 

Вы всегда с нами рядом останетесь

Удивительный этот дом - школа. Здесь все перемешалось: детство и зрелость, юность и романтика, наука и искусство, мечты и реальная жизнь. Школа живет пока есть там учитель. Люди, однажды пришедшие сюда по зову сердца, никогда не покинут этот вечно кипящий страстями дом, ибо кто-то очень точно однажды назвал школу "сладкой каторгой".
Но учитель - это обыкновенный человек. И ему, как никому другому, хорошо знакомы боли, страдания, переживания, старость, болезни. Но что удивительно, так это то, как не стареют учителя, которые, несмотря на свой возраст, продолжают педагогическую вахту.
Школа № 3 - одна из самых стареньких, через два года у нее юбилей -100 лет. Вот почему нам хочется особо поговорить о ветеранах. Жизнь каждого из них - редкая, особая страница в истории школы. Жаль, что не все встретят юбилей. Ушла из жизни Демина Раиса Михайловна. Удивительный биолог, редкой души человек. Она очень любила детей, жизнь, цветы. Она даже не доработала до пенсии, ушла на инвалидность. Ведь лечиться учителям всегда некогда. Сегодня в школьной учительской стоят цветы, которые подарили нам родственники Раисы Михайловны.
Совсем недавно мы похоронили Маслакову Нину Петровну. Кто вспомнит ее, то обязательно по-доброму улыбнется. Ведь эта женщина от природы была полна юмора, энергии, оптимизма. Как просто: инсульт - и нет человека. А ведь она жила, любила, страдала, учила детей, растила свою единственную дочь Надю, нянчила своего любимого внука Колюшку. Мы помним всегда Нину Петровну, желаем здоровья Наде. Оно ей очень нужно.
Так уж повелось, что учительский коллектив - одна семья. А в семье друг про друга знают все. Вместе же собираемся только в праздник. Главный праздник у нас - День учителя. Мы знаем, что наши ветераны обязательно придут. Встреча со школой для них радость, воспоминания о трудной, но счастливой жизни. Вот об этих людях и хочется рассказать.
Лидия Ивановна Лазовая. Литератор от бога. Именно она начала собирать материалы по истории школы. Ее помощниками стали ребята: Оля Щаульская, Толя Константинов, Юра Демин и другие. Поисковая работа увлекла всю школу. Именно эти ребята нашли подробности о жизни и смерти Давыдкова, памятник которому сегодня стоит в нашем дворе.
Чутчикова Лидия Ивановна. Настоящий математик, строга, принципиальна, но всегда справедлива. Нет такого - дела, за что бы Лидия Ивановна не бралась. А если уж возьмется, то успех обеспечен. Сейчас Лидия Ивановна приболела, мы шлем ей наши искренние пожелания, быстрого выздоровления. Моренко Галина Васильевна. Когда-то она была визитной карточкой школы № 3. Ей первой в городе было присвоено звание учителя-методиста, а начинала со старшей пионерской вожатой. Это душа любой компании. Прекрасно шьет, вяжет, готовит, поет, любит охоту, рыбалку. Удивительный человек. Неиссякаемой энергии, остается только позавидовать. Пивнева Татьяна Ивановна. Литератор, языковед. Поэзия - ее душа. Интеллигентный человек, романтик, мечтатель. Она до сих пор верит в принцев, эльфов. Нелегкую жизнь прожила, но сумела сохранить красоту души, искренность чувств и веру в добро.
Никифорова Тамара Борисовна - учитель начальных классов. "Сестра милосердия" - так называют ее друзья, коллеги. С такими всегда спокойно, надежно. О заботах своих и проблемах говорит всегда с юмором. Порой удивляешься, откуда она берет силы.Киселева Мария Никифоровна. Тоже работает с младшими классами. До сих пор на посту. В школе легче пережить горе, которое пришло в ее дом. Ходит по классу, понемногу "ворчит" на своих малышей, а в глазах столько доброты и любви, что утонуть может не одно поколение ее питомцев. У Марии Никифоровны много друзей. Иначе и быть не может. 2 августа ей исполнилось 60 лет, мы от души поздравляем вас, Мария Никифоровна.
Белова Августа Ивановна. Учитель начальных классов. Вот уж действительно "старость ее дома не застанет, она в дороге, она в пути". В 70 лет научит жить, работать любого молодого. Уходила на пенсию, но опять вернулась. Жить - так уж полной жизнью. Последние четыре года работала с детьми детского дома. Это не просто, но с каждым ладила, каждого любила, смогла научить всех. Ступак Раиса Иосифовна, учитель начальных классов. Она тоже умела и любила работать. Учителя старших классов с большим желанием брали ее ребят, так как они были приучены к труду, имели прекрасные знания за курс начальной школы. Раиса Иосифовна воспитала трех своих детей Дети - ее гордость, а сын Слава - гордость нашего города.
Сечукова Екатерина Владимировна, первая в Искитиме начала работать по новому букварю. Не боялась экспериментов, радовалась успехам других Жизнь ее не баловала судьба сложная, но эте сильная женщина так и не научилась жаловаться. Пс состоянию здоровья пришлось уйти из школы, не вернулась. Уходить из школы трудно. Потому, наверное, до сих пор на пост) Александра Васильевна Абраменко, Таисия Михайловна Сазонова, Эльвире Алексеевна Лебедева.
У Эльвиры Алексеевны этот учебный год юбилейный - 40 лет в школе. Сегодня ее воспитанниками стали дети детского дома. Она не только учит их читать и писать, но и заменяет мать. Сейчас она возглавляет совет ветеранов учителей. Обо всех заботится, ко всем спешит на помощь. Именно Эльвира Алексеевна поделилась своими воспоминаниями о своих бывших коллегах. Это "живая энциклопедия" истории нашей школы № 3. А школе № 3 скоро 100 лет. Старая и всегда молодая, как любая школа, которая навечно связана с детскими судьбами.

В. Ганжа,
«Искитмская газета»,
№149 / 16 декабря, 1998 год

««««««