ЗЕМЛЯ ИСКИТИМСКАЯ

Социально экономическое развитие города и района

Промышленность города (ЖБИ - 5)

Слова «нет» для нас не существует »»»»»»

Завод задышал, робко, захлебываясь, но начал оживать »»»»»»

«Кольцо» с ЖБИ-5 может принести удачу »»»»»»

Объединяться или враждовать »»»»»»

Коней на переправе не меняют »»»»»»

Нашла коса на камень »»»»»»

ЖБИ-5: что было, что осталось »»»»»»

Земля искитимская / краеведческие ресурсы

Слова «нет» для нас не существует

Как всегда внезапно закончившееся лето заставляет подводить некоторые итога сезонных работ. К ним можно отнести и те, что выполняются фирмой "Спецстрой". Не секрет, что многие дороги в Искитиме оставляют желать лучшего. А отремонтировать их можно только в летний период. Что удалось сделать, а что в ближайших планах, рассказывает директор фирмы "Спецстрой" Анатолий Иванович ЧЕЧИН.
- В нынешний благоустроительный сезон мы сработали очень неплохо. Почти на две тысячи тонн больше выпущено асфальта. Много внимания мы уделили ямочному ремонту. А кроме этого, занимались сплошным покрытием. Например, в этом году нам удалось-таки совместно с предприятием "Прогресс" сделать дорогу, ведущую на кладбище. Это в первую очередь социальный объект, о котором много говорили искитимцы. Отремонтировали мы и полотно по улицам Энгельса и Украинской, реконструировали технологический мост, сделали ряд заказов цементного завода. Работали мы и в других городах области: сделали шесть тысяч квадратных метров полотна в Бердске, неплохо потрудились в Мошково, Тогучине, Маслянино. Сейчас работаем в Черепаново на реконструкции больницы. Но это лишь часть всей работы нашей фирмы. По другим направлениям мы продолжаем трудиться, в том числе и на Севере.
- Анатолий Иванович, вы рассказываете, и создается впечатление, что все у вас без проблем...
- Однако это не так. Проблем, как и у всех, хватает. Для нас самая большая трудность - постоянный рост цены на ГСМ. Например, наша техника требует ежедневно от трех до трех с половиной тысяч литров бензина. Практически в два раза за этот сезон выросла цена на битум. А это, естественно, ведет к удорожанию строительных работ. Помимо этого, а скорее всего в связи с этим, большой проблемой стало отсутствие оборотных средств. Техника стареет, если не будет ее обновления, то года через три она начнет выходить из строя.
- Но, тем не менее, вы работаете и даже осуществляете новые проекты, такие как сотрудничество с ЖБИ-5?
- Когда в мае на собрании акционеров меня избрали председателем совета директоров ЖБИ-5, я не отказался. В чем причина этого? Наверное, в чувстве патриотизма. Как искитимцу, мне было жаль завод. Ведь он уникален. Таких железобетонных конструкций нигде в области больше не производят. Я тогда понимал одно - завод должен работать. Расчеты мои были просты: фирме "Спецстрой" железобетонные конструкции нужны для работы, раньше мы их покупали в Новосибирске, значит, наши деньги уходили из города. С согласия
совета директоров мы выкупили оборудование завода и заключили договор о совместной деятельности с ЖБИ-5 по производству сборных железобетонныхконструкций. Мы поставляем заводу песок, цемент, щебень. Мы рассчитались за потребленную заводом электроэнергию. Мы вкладываем сейчас от 500 до 800 тысяч рублей ежемесячно. Естественно, не безвозмездно. Получаем мы товарный бетон, поребрик, блоки, плиты, которые необходимы сейчас в Черепаново. ЖБИ же, в свою очередь, получает заказы. Например, в сентябре завод продал готовой продукции на 1 миллион 259 тысяч рублей, из них на 723 тысячи - "Спец­строю". Три месяца работы показали, что сдвиги есть. Рабочие ЖБИ начали получать зарплату, пусть невысокую, но вовремя. Думаю, скоро завод начнет платить и налоги. Заказы на продукцию ЖБИ поступают аж из Омска, из районов Севера. Строить в последнее время стали больше, а значит и спрос повысился.
- На заводе работают ваши рабочие?
- Не только. Коллектив "Спецстроя" и ЖБИ насчитывает сейчас 500 человек. Это крупное для Искитима предприятие. Наши рабочие, как только закончат полностью все сезонные работы, будут трудиться на ЖБИ-5. Вообще же, рабочие начинают возвращаться на завод, а это значит, что они поверили в то, что началось возрождение. Мы же стараемся рабочих поддержать. Вот, например, на территории ЖБИ-5 открыт магазин от торгового дома "Спецстрой". У нас нет возможности сделать его побогаче, но хлеб, молоко, мучные изделия, крупы и все необходимые продукты мы там выдаем рабочим под зарплату. Так что, я считаю, что мы делаем очень нужное дело. Пока что в рамках простого товарищества, а что будет дальше - покажет жизнь.
- На ваш взгляд, какая самая первая задача в рамках возрождения ЖБИ?
- Это, конечно, вопрос сохранения котельной. Сейчас она представляет собой груду металлолома. Она рассчитана на большие объемы работ, а отапливает только производственные помещения. Помните, в прошлом году, когда возник конфликт с НЗИ по поводу отопления в домах Подгорного микрорайона, много говорилось о том, чтобы построить теплотрассу от котельной ЖБИ-5 и отапливать микрорайон. Но как-то все поутихло. На мой взгляд, администрации города надо вернуться к этому вопросу и детально его проработать: реставрировать котельную, возможно, перевести ее на газ, построить теплотрассу. Тогда и Подгорный бы отапливался, и котельная была бы спасена. Вмешательство и помощь администрации в этом вопросе просто необходимы.
- А как сами рабочие воспринимают предложение поработать на ЖБИ?
- Вы знаете, о коллективе я хотел сказать отдельно. Честно говоря, я искренне признателен своим рабочим за понимание и поддержку. Слова "нет" у нас не существует. И это при том, что работать-то приходится в тяжелых условиях, по праздникам и выходным за небольшую зарплату. Они понимают, что в сегодняшних условиях мы никому не нужны и должны сами о себе заботиться. Это понимание диктует и общий настрой на работу. Если восемь лет назад в "Спецстрое" работало 128 человек, то сейчас - более трехсот. Некоторые, конечно, уходят, ищут чего-то получше, но, в основном, коллектив у нас стабильный, а потому и недоразумений по поводу того, кому где работать, не возникает. Кстати, совсем скоро 7 ноября. Как бы этот праздник не называли, он остается праздником. Я хочу поздравить весь свой коллектив и пожелать дальнейших успехов в работе.

Н.Кривякина,
«Конкурент»,
№44 / 4 нояб. 2000 г

««««««

 

Завод задышал, робко, захлебываясь, но начал оживать

На ЖБИ-5 я бываю чаще, чем на других предприятиях. Очень интересный этот завод. Похоже, здесь появились первые в городе бунтари, не желавшие мириться с тем, что коллектив остался без работы и заработной платы. Несколько собраний акционеров проходили на заводе друг за другом подряд невероятно бурно, в обстановке, граничащей с враждебностью. И лишь последнее – 25 мая, можно назвать спокойным и, как говорили в старые времена, деловым. В этот день был избран первый совет директоров. Появился и новый руководитель – Ю.Г.Овчаренко, которого совет назначил исполнять обязанности генерального директора до очередного собрания акционеров.

Времени с тех пор прошло немного. Ждать каких-то сногсшибательных результатов не только рано, но и не реально. И все же по данным, которыми мы пользуемся в управлении экономики и статистики, чувствуется - завод задышал, робко, захлебываясь, но начал оживать. С чего это вдруг? Да и вдруг ли? Что на это скажет Юрии Григорьевич Овчаренко, к которому я пришла с визитом?
Ю.Г. - Проходи, садись. Не обессудь, стулья старые. Нет и холодильника, так что угощать нечем. Все описали приставы, в том числе и здание.
- Хорошенькое начало. А я-то думала...
Ю.Г. - Не надо ничего думать. Положение на предприятии тяжелое, очень тяжелое - скрывать не стану. Но впервые за два года завод вышел на такой уровень как 996 кубометров.
- А подробнее как это раскладывается? Хотя бы за последнее время?
Ю.Г. - За последнее? Ну, например, в июле мы произвели продукции 476 кубометров, в августе - уже 615, сентябре - те самые 996.
- Коли так, то и зарплату, наверное стали платить?
Ю.Г. - Конечно. Но это точнее скажет главный бухгалтер.
(В беседу вступает Валентина Васильевна Баранникова).
В.В. - За июль и август зарплату выдали полностью, но только работающим. В октябре люди получат за сентябрь.
- А долги пока не трогаете? И вообще, сколько их висит на заводе?
В.В. - Долги большие. По зарплате -1,7 миллиона рублей по состоянию на 1 сентября, Пенсионному фонду -8,5 миллиона, за медстрахование - 2,3 и так далее. Общая кредиторская задолженность на 1 сентября составляет 28 миллионов. И все же положение на предприятии улучшилось.
- Как это можно объяснить?
Ю.Г. - Все дело в том, что наконец, появился спрос на железобетон. Потихоньку начали мы рассчитываться по долгам и исполнительным листам. Стали возвращаться на предприятие специалисты. Ведь многие здесь отработали не один десяток лет. Вернулись сварщики, бетонщики. Но дефицит кадров мы продолжаем ощущать. Очень нужны электрики, КИПовцы, электросварщики. Но грядет зима, так что, думаю, кадры мы наберем, да и «Спецстрой» дает людей, которые освобождаются с окончанием благоустроительного сезона.
- Кстати, о "Спецстрое". На майском собрании его генерального директора А.И. Чечина ваши акционеры выбрали в свой совет директоров. Шла речь и о договоре по совместной деятельности. Как сейчас развиваются ваши отношения?
Ю.Г. - Нормально, по договору. Более того, А.И. Чечин на том же собрании был избран председателем совета директоров. Фирма заводу поставляет почти полностью песок, процентов на 70 щебень. Кроме того, "Спецстрой" рассчитался за завод за электроэнергию.
В.В. - Приведу еще пример. В сентябре наш завод продал железобетона и другой продукции на 1 миллион 259 тысяч из них 723 тысячи приходится на "Спецстрой". Спрос на бетон дал работу. Но, увы, оборудование у нас на 90 процентов изношено. Первый формовочный цех мы законсервировали еще в 1996 году. Остальные цеха сейчас работают. Кроме того, полегче стало с наличными деньгами. Раньше ведь Предприятия рассчитывались друг с другом, в основном, - бартером. А нам и предложить-то было нечего. Помогает еще и то, что выпущены векселя Сбербанка, которые используются в операциях без потерь. Все это вместе и позволяет начать производство и вносить хотя бы текущие платежи.
- А есть ли какая-то помощь от нынешней власти? Ведь акционеры всегда возмущались тем, что область никак не отзывалась на крах предприятия?
Ю.Г. - Да, в этом подвижки есть и ощутимые. Во-первых, в совет директоров входит сейчас заместитель главы администрации города В.Н. Песегов. Есть и представитель областной администрации. Город, например, нам помогал углем. Нынче мы вновь обратились с такой же просьбой. Кроме того, по долгам договорились рассчитываться материалами для пристройки первой школы, даем бетон "Прогрессу".
- Кстати, раз речь идет об угле, значит пора поговорить о котельной. Помню на одной из городских сессий стоял вопрос о новой теплотрассе от завода до Подгорного микрорайона. Сдвинулось что-нибудь в этом деле или нет?
Ю.Г. - Сдвинулось бы, если бы были деньги. Котельная -это наш бич. Она же огромная, рассчитана была на 14 домов. А используем ее только на производственные помещения, то есть она загружена не более чем на 20 процентов. Вопрос о котельной и теплотрассе обсуждался и с заместителем губернатора Францевым. Есть конкретные обещания.
В.В. - Сейчас себестоимость котельной составляет 60 процентов от затрат, идущих на производство железобетона А точнее на каждый рубль выпущенной продукций по 30 копеек идет на убытки. Так что полная нагрузка котельной нам здорово бы помогла.
- Ну, хорошо, производство на заводе чуть оживилось. Отразилось ли это на социальных гарантиях рабочих? Помню, они много шумели, что не имеют даже спецодежды.
Ю.Г. - Пока мы мало что успели. Ну, закупили 50 пар обуви для бетонщиков, рукавицы. Хотим купить хотя бы по две телогрейки на дежурную смену. Кроме того, уже три месяца на нашей территории работает магазин от торгового дома "Спецстроя". Там по талонам под зарплату на 300 рублей можно купить всей обходимое: хлеб, крупы и другие продукты, а также мыло, стиральный порошок. Но это - по желанию. Кто не хочет - ждет зарплату.
- Поскольку не так давно люди не имели ничего и были доведены до отчаяния, все рассказанное вами вселяет надежду, что завод должен выжить. Нельзя иначе.

Людмила Рябоконь,
«Искитимская газета»
2000 год №125 \ 17 октября

««««««

 

«Кольцо» с ЖБИ-5 может принести удачу

Территориальный Совет депутатов Искитима запланировал» очередную сессию на 14 июля. Однако депутатов собралось всего 16 из 23. Но это не помешало принять очень важное решение для Подгорного и Юбилейного микрорайонов.
Поскольку по плану на сессии предстояло рассмотреть вопрос о приведении предыдущих решении Совета в соответствие с Законом Новосибирской области "О налоге с продаж", перед депутатами выступила заместитель начальника налоговой службы по городу Е.А. Перемитина. Она подробно рассказала о сути нового налога, с введением которого отменяется ряд действующих до сих пор: налог за право торговли, лицензионный сбор за торговлю винно-водочными изделиями и сбор за уборку территорий. И лишь после этого была объявлена повестка дня, в которую один вопрос включили как неплановый. Именно с такой просьбой обратилась группа депутатов, чтобы поставить на обсуждение проект решения о строительстве резервной теплотрассы от котельной ЖБИ-5 до Подгорного микрорайона. Иначе говоря, на сессии вновь был поднят вопрос о горячей воде в этой части города. Это уже стало искитимской притчей во языцех.
Как отметил председатель Совета А.А. Федотов, из-за воды исписаны горы бумаг, пройдены все инстанции областной администрации. В последний раз на прошлой неделе эта тема вновь была поднята в комитете областного Совета по промышленности и топливно-энергетическому комплексу. Дело сдвинулось с мертвой точки. Отработаны графики погашения кредиторской задолженности и расчета по текущим платежам с НЗИВом. В 1999 году город заплатил заводу уже 6,2 млн. рублей. В этом отношении у предприятия претензий нет.
Чтобы Искитим погасил предыдущий долг за тепло, городу из областного бюджета увеличили дотацию до 18 миллионов. Но НЗИВ не подписал график погашения. И, несмотря на то, что подписаны договоры на поставку угля и мазута для его котельной, горячая вода в Подгорный и Юбилейный микрорайоны не подается. Не привлекло руководство завода и заверение главы города в том, что за подачу воды в выходные дни расчет пойдет отдельно и живыми деньгами. Комитет областного Совета пришел к выводу, что иски-тимская власть сделала все возможное. Но НЗИВ требует полного расчета по долгам, ибо сейчас сам на мели. Однако услышать что-либо конкретное по этому поводу на сессии не удалось, так как ни представители, ни депутаты завода не явились.
Чтобы не рисковать и не подвергать новым испытаниям жителей Подгорного и Юбилейного микрорайонв, администрация Искитима пришла к выводу, что надо закольцевать котельную завода ЖБИ-5 с этой частью города. В проекте решения для такой стройки предлагается изыскать дополнительные внебюджетные средства и перераспределить бюджет для дополнительного финансирования. Однако, чтобы принять такой проект как решение сессии, депутатам в этот день не хватило 0,5 голоса для кворума. Пришлось применить вариант депутатских слушаний, при которых вопрос принимается большинством голосов при поименном согласии каждого. "За" проголосовали 14 человек, двое воздержались. Из них З.П. Безукладнова откровенно призналась, что не уверена в возможностях города начать такую стройку. Удастся ли найти для нее средства? Что значит перераспределить бюджет: опять задержать зарплату?
В ответ на такое возражение глава администрации В.К. Фисюков заверил, что бюджет города не потеряет ничего. Средства пойдут с особого счета из области, предусмотренного на экстренные случаи. Кроме того, часть работ ЖБИ-5 проведет за свой счет. В.С. Александров, председатель комиссии Совета по бюджету, добавил, что необходимость в закольцовке Подгорного и Юбилейного назрела давно. Это необходимо даже в том случае, если договор с НЗИВом на теплоснабжение будет заключен. Он считает, что сомневающихся могло быть меньше, если бы они побывали раз на сходе граждан этой части города. Кстати, председатель комитета жильцов Подгорного микрорайона заявил, что они намерены 26 июля провести пикетирование и перекроют мост через путепровод и Советскую улицу, независимо от решения сессии. Вообще-то инициаторам этого движения следовало бы поддержать администрацию города, а не отвлекать ее на преодоление противостояния. Его достаточно и со стороны завода.
Так или иначе, а депутаты проголосовали за начало строительства резервной теплотрассы. Хотя в частных беседах большинство из них уверены: если бы расчет по долгам с заводом пошел даже небольшими частями два года назад, сегодня бы конфликт решился сам собой. Хорошо еще, что НЗИВ столько времени бесплатно отапливал два района.
Итак, основной вопрос принят. Рассмотрев ряд плановых решений, Совет завершил работу. И вот тогда, когда все уже разошлись, в здании администрации появились главный инженер, он же депутат Южного микрорайона, В.В. Петров и главный энергетик завода Г. А. Козырихин. Но увы, вести переговоры было уже не с кем.

Людмила Рябоконь,
«Искитимская газета»,
№ 85/ 17 июля, 1999 год.

««««««

 

Объединяться или враждовать

Плохи дела на наших предприятиях. Совсем плохи. О призраке тотального кризиса, который бродит по России, говорят уже давно. Режут правду-матку об этом в народе, вещают с трибун, а толку мало. Предприятия, брошенные на произвол рынка, потихоньку умирают. Смириться с этим трудовым коллективам тяжело. И сейчас практически каждый завод представляет собой бомбу замедленного действия. Достаточно неосторожной искры - и произойдет взрыв, последствия которого трудно предсказать. Все громче раздаются протестующие голоса, которые очень скоро перерастают в откровенную оппозицию. И как правило, вся вина перекладывается на плечи руководителя. Кстати, в этом хорошо подыгрывает и правительство, которое старается свои просчеты закрыть неудачами на местах. А на местах уже не хотят отмалчиваться, как, например, на заводе ЖБИ-5. Конфликт здесь идет уже давно и не удивительно, ведь зарплату рабочие не получают почти год. Это-то и послужило главной причиной раскола. Одна часть заводчан осталась на стороне директора завода. Вторая, возглавленная инициативной группой, наоборот открыто заявила, что руководитель, стоявший во главе предприятия десять лет, уже не отвечает требованиям сегодняшнего дня. Об этом говорилось и в письме, которое было отправлено от коллектива завода в областной фонд управления имуществом. Обращалась инициативная группа и к депутату областного Совета СИ. Канунникову. Разговоров вокруг этого конфликта много. Что же думает по этому поводу сам директор ЖБИ-5 В.А. САВЕЛЬЕВ?
- Наш завод не первый и не последний в общей разрухе. И это будет продолжаться до тех
пор, пока в стране действует политика, направленная на уничтожение промышленности. Я в этом уверен и настаиваю, чтобы мои слова были напечатаны без искажения. Так считают все руководители предприятий, а открыто говорят немногие. Да, когда-то ЖБИ-5 процветал. Но наша продукция нестратегического значения и нужна в промышленном строительстве, которое сейчас не ведется. Раньше завод имел связь с Кемеровом, Алтаем, Казахстаном. Я уже не говорю, что в самой Новосибирской области наша продукция была нарасхват. Самое печальное, что и сейчас от нее никто не отказался бы, да нечем рассчитываться. Всем нужны деньги.
- Как же без зарплаты живут люди?
- Да какая это жизнь? Понемногу выдавали, а в основном - продуктами. Закупали, вернее
обменивали, свои блоки на сахар, муку, яйца, кур. Все что можно было брали. Но последнее время и такой бартер вести все труднее - теперь и селянам нечего отдавать. Приходится под зарплату предлагать рабочим заводскую продукцию. Кто-то ее использует в своем деле, а кому-то удается продать.
- Ну, в этом вы, предположим, не оригинальны. Такой способ расчета существует и на других заводах.
- Верно, только наши блоки труднее сбыть. В этом вся и загвоздка.
- Раз нет денег, наверное, и долг за квартиры растет?
- Не у всех. Тем, кто живет в муниципальном жилье, расчет за квартиры уже два года проводим взаимозачетом с городской администрацией. А вот в Южном долги растут. С Гущиным ведь невозможно договориться. Все требуют чистых денег - и за электроэнергию, и за связь, воду, стоки. Нужны они и на новую технологию. Вот и топчемся на месте.
- А как себя чувствуют другие предприятия вашего главка?
- Да развалились все. Работают пока ЖБИ-4 и 12 и то с перерывами. Если разобраться, наша продукция не дороже этих заводов, даже чуть дешевле. Но пока ее перевезешь, транспортные расходы вырастают до цены изделия. Есть у нас договоры с северянами, в том числе с тюменцами. Но опять препятствие - деньги - нечем им рассчитываться с нами. А мы не можем даже набрать сумму сопровождения.
- Это еще что такое?
- Когда вагон отправляешь, нужно отдать 50 процентов железнодорожного тарифа. Хотя деньги мы дороге провели зачётом еще в прошлом году. Но никто этим не занимается. Вот где пригодилась бы помощь СИ. Канунникова. Обращался я в областную администрацию по поводу областного заказа хотя бы под налоги. Но это ведь опять безденежные операции.
- А хоть какие-то задумки есть? Ну раз вас не объявляют банкротами, нет мероприятий по выходу из провала всех предприятий главка, сами-то вы что предлагаете?
- Можно из завода выделить несколько дочерних предприятий, перевести их на самостоятельный счет и работать на договорных условиях между собой и с головным. Тогда получилось бы четыре звена: котельная, цеха формовочный и шлакоблоков и основное - АО "ЖБИ-5".
- Что не устраивает инициативную группу в вашем предложении?
- Они думают, что никто не вспомнит о долгах по зарплате и другие задолженности повиснут на плечах дочерних предприятий. Я же предлагаю начать им с нуля, с чистых счетов, а долги на себя возьмет головное. Группа предлагает соединиться с Новосибирским ЖБИ-4 и стать его филиалом. Но кто возьмет себе такого партнера, обросшего долгами? ЖБИ-4 рискует. С другой стороны, у него сейчас есть один цех, который стоит без оборудования и форм. Поэтому интерес к нам есть - забрать все у ЖБИ-5 и оголить его.
- Вас обвиняют в развале завода. Это так?
- Я пришел в 88-м году. До того за год производилось 116-117 тысяч кубометров железобетона. С 1988 по 1991 годы мы увеличили объемы со 118 до 124. Все началось в 1992-м. В прошлом году выпустили столько, сколько за смену в день. И вот на такие маленькие объемы ложатся все основные фонды.
- И последний вопрос - по акциям. Как пишет областная газета "Ведомости", у вас их 21 тысяча, а у рабочих - 15. То есть, голоса не в их пользу.
- Раньше у меня было 25,5 процента голосующих акций. Сейчас 19,9, по уставу положено 20. Я продал, что было больше нормы. А получилось так потому, что в 94-м году, когда мы акционировали, я на торгах мог выступить от предприятия только как физическое лицо. Потому акции и были на мое имя. Потом мы их пытались продать. Четыре месяца на это ушло. Кто хотел, тот купил, правда, не у всех были деньги, да и в акционирование слабо верили. Сейчас бы всем вместе объединяться и думать, как выходить из прорыва, а не устраивать распри. Кстати, превращение ЖБИ-5 в филиал Новосибирского ЖБИ-4 уводит налоги из искитимского городского бюджета. Хоть и мало от нас идет, и того не будет.
- Да, тяжело быть свидетелем развала предприятия, которое не раз славило Искитим. Кроме большого коллектива, за заводом есть еще 14 домов Индустриального микрорайона, отапливаемых от его котельной.
- Это тоже проблема. Угля нет, нужен ремонт. С администрацией города пока не можем договориться. Еще хочу добавить, что слух о массовом увольнении - неправда. Планируется сокращение по 34 единицам. А это 19 вакансий или 15 работающих. Из них 5 пенсионеров. То есть из действующего состава сокращаются всего 10 человек, а не 150.
- Хотелось бы верить, что два антагонистических лагеря найдут общий язык. Ведь задача у вас одна – сохранить завод.

Л. Рябоконь,
«Искитмская газета»,
№77 / 30 июня, 1998 год.

««««««

 

Коней на переправе не меняют

Кто знает, может слова, взятые для заголовка этой статьи, не раз повторялись в день выборов генерального директора на ЖБИ-5? И именно поэтому большинство голосов акционеров отдано В.А. Савельеву.

День, 5-е августа, заводчане ждали с нетерпением. Ведь яснее ясного, что от того, кто возглавляет производство, зависит все. Поэтому и спрос с руководителей особый. А когда обстановка на предприятии накалена до предела, этот спрос перерастает в бурю. Так и произошло на ЖБИ-5. Судя по последним событиям, ситуация здесь еще долго будет предгрозовой.
Накануне собрания в совет директоров, кроме заявки на место генерального директора на В.А. Савельева, поступила еще одна. Те, кто внимательно следит за событиями на этом предприятии, уже поняли, организаторами второй стала группа акционеров (или чаще ее называют инициативной группой), владеющая пакетом акций около 20 процентов. Их представителем стал А.А. Сибирцев. На собрании ему первому предоставили слово.
Свою биографию Андрей Алексеевич уложил в несколько фраз: закончил институт водного транспорта, после немного работал на Севере, вернувшись в Искитим, попал на НЗИВ. Потом ненадолго задержался в горкоме партии, успел получить второе высшее образование, окончив партшколу.
Главную суть своей программы он как предполагаемый директор крупного завода видит в том, что предприятие должно работать. Для этого произвоство надо перепрофилировать. Свою кандидатуру выдвинуть на пост генерального директора он, по своему признанию, решился, только убедившись в поддержке коллектива. Хорошо изучив финансовое положение завода, много раз встречаясь с рабочими, инженерами, понял, что кое-что в состоянии предложить. На вопрос из зала, как быстро вы сможете вывести завод из кризиса, Андрей Алексеевич смело ответил: «Года через полтора предприятие может покрыть все долги и выйти на прибыльные рубежи».
Неоднозначно встретили такие слова заводчане, кое-кто недоверчиво рассмеялся, другие строго одергивали смешливых. Основную же массу сидящих в зале интересовало, когда начнут выплачивать зарплату. И вновь последовал уверенный, ответ: "Через 2-3 месяца, если не деньгами, то товарами. Я уже сегодня вижу конкретного заказчика". Далее пошла речь о 20 миллионах, происхождение которых не все поняли, один миллион можно направить на зарплату, остальные - на развитие производства. Короткая речь нового кандидата была закончена еще более короткой фразой: "Работать надо". И надо сказать, что ее приняли с одобрением, видно, заводчане давно истосковались по конкретной работе.
Выступать В.А. Савельеву было труднее. Его речь то и дело прерывалась выкриками с мест. И даже слова "я хорошо знаю, что представляет собой наше предприятие" - не получили должной поддержки. Старый директор не счел нужным давать какие-либо обещания, да это было бы бесполезно. С трудом ему удалось пробиться сквозь крики в зале и напомнить, что зарплата все же выдавалась в виде товаров: мукой, например, или железобетоном. Были и авансы, так действуют на всех предприятиях.
Но и этот аргумент был разбит. Ведь бартер для разных людей был неравным. У инженеров и самого директора он обернулся новыми машинами, а у рабочих зарплаты, скопившейся в течение года, не хватит и на полмашины. Непонятно простому человеку и то, что в условиях простоев в основном производстве управленцы умудрялись получать премию. За что? Конечно, им выгоднее работать с нынешним директором.
Вряд ли кто-то услышал и оценил по достоинству его заверения о новых задумках. Кстати, отвергнутые ранее предложения о разделе предприятия на самостоятельные подразделения кое-какими цехами (ремонтным и транспортным) уже используются. Они работают на себя. А обещания Сибирцева по восстановлению функций котельной, которую, по его словам, никто не имел права отключить от домов Индустриального микрорайона, В.А. Савельев считает беспочвенными. Котельная все-таки отрезана, а он немало сил уже положил на то, чтобы она продолжала работать.
Нельзя сказать, что в словах старого директора не было рационального зерна. Но сидящие в зале явно не воспринимали их. Озлобленность, недоверие обуяли людей. Лишь на короткое время, которое ушло на голосование и подсчет голосов, в зале воцарилось спокойствие. Но оно вновь было взорвано криками, как только председатель счетной комиссии сообщил, что 74 процента акций - за В.А. Савельева. Заводчане еще долго не расходились и не отпускали представителя областного фонда по управлению имуществом, роль которого в выборах была, конечно, решающей. Никого не убедили слова, что в нынешней обстановке менять руководителя нет смысла. Более того, проголосовавшие за Сибирцева уверены, что это отразится на их судьбе.
- Савельев же теперь нас всех уволит, - кричали люди, окружившие новосибирского держателя акций. - Он уже предупреждал об этом.
Рабочие убеждены, что и управленцы, проголосовали бы против нынешнего директора, если бы не опасались репрессий. Такой аргумент, что инженернотехнические работники, скорее всего, не видят в новом кандидате специалиста, способного вывести завод из кризиса, не получил должной оценки. Большая порция недовольства перепала и на долю областного депутата СИ. Канунникова, который, по мнению заводчан, должен вмешаться в жизнь их предприятия Трудно людям понять, что и ему это не под силу. Ведь акционерное общество - это самостоятельное образование, судьбу которого вершат сами акционеры. Правда, жизнь показала, в том числе и на ЖБИ-5, что мелкие акционеры своим числом голосов мало что могут изменить. Именно это обстоятельство вызывает обиду и недовольство со стороны рабочих, которые до сих пор не могут согласиться с тем, что, проработав 40 лет на предприятии, работяга имеет всего 9 акций, а тот, кто пришел на завод совсем недавно, по 200, а то и больше. Поэтому, как ни кричи, ни бунтуй, а большинство голосов не за ними.
Итак, выборы состоялись. Трудно даже представить, как будет работать новый-старый директор с коллективом, который так бурно протестовал против его кандидатуры. Похоже, что конфронтация сил здесь не только не ослабевает, а, наоборот, усиливается. А слух об увольнении неугодных, который будто бы исходит от самого руководителя, только подливает огонь в масло. Хорошо, если это останется только слухом. Ведь чуть раньше тоже шли разговоры о сокращении 150 человек, но на самом деле это коснулось только нескольких вакансий. Да и что можно сделать на заводе без хорошие квалифицированных кадров. Чувствуется, что здесь предстоит не только перестраивать производство, но и отношение к мелким акционерам. Ведь они все-таки АКЦИОНЕРЫ.

Людмила Рябоконь,
«Искитмская газета»,
№95/ 11 августа, 1998 год

««««««

 

Нашла коса на камень

Завод ЖБИ-5 уже столько раз попадал в поле зрения средств массовой информации, что другим и не снилось. Отличается он тем, что уже долгие месяцы жизнью предприятия правит господин конфликт, от которого, как волны, растекается по всему коллективу противостояние двух сторон - управленческого аппарата во главе с генеральным директором и рабочими во главе с председателем профкома. Самое интересное, что в центре этой коллизии стоит жизненно важный момент: как сделать завод работающим. Каждая из конфликтующих групп страстно этого желает, однако любое из предложений одной из них тут же отвергается другой. Администрация завода считает, что "лидеры" (так называют тех, на кого опирается мнение рабочих) только накаляют обстановку, которая обострилась еще больше после увольнения О. Рябчиковой - председателя профкома. Эта молодая и очень напористая женщина поняла, что после избрания В.А. Савельева генеральным директором ей не дадут работать на заводе, и ушла с предприятия. Однако профсоюзная организация, в которую входит почти половина коллектива, по-прежнему ей доверяет пост председателя профкома. Директор же решил, что она не имеет на это право и отдал распоряжение не пускать Рябчикову на территорию завода. В общем, нашла коса на камень.
Администрация считает, что у "лидеров" один интерес - убрать Савельева, который "завалил завод". Кстати, эта идея так завладела умами рабочих, что любой разговор в цехе начинается и заканчивается этим выводом. И если управленцы уверены, что на их предприятии многое предпринимается для покрытия долга по зарплате, то в цехах думают иначе. С одной стороны идет такой аргумент, как зачет квартплаты, который тут же легко разбивается - ведь с августа администрация города отменила такую операцию. В итоге обстановка на предприятии накалилась до предела. В добавление ко всему заводчан волнует работа ко­тельной, мощность которой в течение нескольких лет наращивалась, чтобы отапливать 14 домов. Теперь она городу не нужна. И все-таки главный камень преткновения - зарплата. Кстати, остановимся на этом подробнее. Судя по выборке, которую директор показал во время нашего разговора, оказалось, что долг по зарплате у многих рабочих составляет от 600 до 800 рублей. Если учесть среднемесячную величину, то это примерно 2-3 месяца. Но стоило только об этом сказать, как они тут же подсчитали, что чистыми за год получили всего 800 рублей. Можно на эти деньги жить? Конечно, нельзя - странно, что еще живут и работают.
"Нашу работу видно, - говорят рабочие. - А они чем занимаются?". Они - это управление. И опять речь пошла о том, что "они" могут под долг по зарплате приобрести машину, а у рабочих она так мала, что ничего не купишь. Кроме того, родной завод, предлагая под зарплату плиту по цене в тысячу и более, тем самым лишает простого человека покупателя. Ведь эта плита не стоит дороже 700 рублей.
Конфликтующие стороны не находят точек соприкосновения и в перспективе завода. Директор говорит, что "лидеры" только способны бузить, никаких предложений по выходу из кризиса с их стороны нет. Заикнулись как-то о создании своей пекарни, а заняться этим никто не пожелал. В цехе по этому поводу раз­говор пошел по-иному.
Почему на заводе нет ни одного магазина? Почему не реализуются отходы металла, которые можно использовать, чтобы варить из них оградки для могил, каркасы для балконов, водопроводы для дач, печки для бань и многое другое, что могло бы пригодиться искитимцам в быту? Ведь об этом должны думать уп­равление и директор. Можно было бы организовать и производство шлакоблоков. Почему частники в состоянии себе это позволить, а крупный завод нет? Конфликт обострился еще и в ходе обсуждения нового коллективного договора. Работодатель считает, что его менять нет необходимости, а "лидеры" выставляют, в общем-то, справедливые требования, которые, однако, под силу только процветающему предприятию. Ну, например, такие, как материальная помощь неработающим пенсионерам завода, частичное компенсирование им расходов на топливо, ремонт жилья. Или выплачивание за счет предприятия ежемесячного пособия высвобожденным работникам предпенсионного возраста в размере пенсии по старости до достижения возраста 55 лет для женщин и 60 -для мужчин. А безработным, ушедшим с завода, доплата разницы между пособием и средним заработком.
Положения, конечно, замечательные, отвечающие всем требованиям социальной защиты. Но из каких средств проводить все эти доплаты? Ведь, как заметили сами рабочие, денег нет не только на зарплату, но и "спецуру". Они уже забыли, что имели когда-то льготы. "Да что там льготы! Вкалывая в холодных цехах, мы получаем во много раз меньше, чем инженерно-технический персонал", - кипятились рабочие.
Зарплата увязывается с минимальной тарифной ставкой на заводе, которую директор утвердил в виде двух минимумов, плюс 16 процентов. Это меньше, чем требует профсоюзный комитет (280 рублей) в протоколе разногласий к колдоговору, но больше, чем записано в законе, то есть не ниже гарантированного мини­мума (83 рубля). Вопрос о разногласиях, возникший при утверждении колдоговора, рассматривался на трехсторонней комиссии, созданной при администрации города ряд рекомендаций, смысл которых можно выразить парой слов: решайте миром. Профкому дали понять, что некоторые требования явно не выполнимы. Что касается председателя профкома, то законом не запрещено иметь на этом месте человека, не работающего на предприятии Директор же обязан предоставить ему помещение. Пока на урегулирование конфликта комиссия дала еще время до октября.
Но В.А. Савельев убежден, что требования "лидеров" совершенно беспочвенны. Более того, они, накаляя обстановку на заводе, наделали столько шума, что заволновались и заказчики, которые сомневаются: а надо ли иметь такого партнера. И это в то время, когда связи со многими организациями города и за пределами области только наладились. Не может согласиться директор и с тем, что людям никто не помогает. Все, что появляется на заводе, сразу раздается. Очень кстати был зачет по квартплате, который все-таки был разрешен главой администрации города и в августе. О дальнейшем речь, правда, не идет. Кроме того, по-прежнему не решается вопрос по взаимным долгам - город не рассчитался с ЖБИ-5 за тепло, этих денег хватило бы на всю зарплату. Но и завод не платит налоги. Иначе говоря, проблемы здесь те же, что и на других предприятиях. Только на других нет такого противостояния, как здесь. То ли люди там более терпеливые, то ли понимают, только сообща можно победить одного врага – кризис…

Людмила Рябоконь,
«Искитмская газета»,
№116 / 29 сентября, 1998 год

««««««

 

ЖБИ-5: что было, что осталось

Тяжело наблюдать за экономическим крахом практически всех производственных предприятий нашего некогда промышленного города. Главное, помочь не в состоянии. Лишь правительство своим мудрым решением в силах обратить падение в возрождение. Однако и оно уже упустило свой заветный шанс.
Так, в 1994 году акционированием был "издерган" завод ЖБИ-5. Таким же методом разделались и с остальными: с кем-то раньше, с кем-то позднее. Результат, как говорится, налицо. Предприятия останавливаются, люди теряют работу, вместе с ней и надежду, те, кому удалось удержаться на месте, все равно не получают зарплату по полгода, неперечислимые налоги задавили, государственных дотаций нет... Выходит, ничего доброго новые реформы не принесли?.. В недалеком прошлом на ЖБИ-5 существовало 12 производственных цехов, сейчас действует только один. От 800 работающих осталось 200. По словам старшего экономиста Г. Суворовой, "...нынче завод работает эпизодически. Раньше выпускали 300-350 кубов железобетона в день, теперь и в месяц 600 не делаем".
Что ж, цифры незавидные, возможности ограниченные. Но стоит отметить тот факт, что, несмотря на тяжелое положение, завод все же "дымит". В этом году открыто "дочернее", предприятие по выпуску основной продукции - крупнообъемных плит перекрытия с утеплением и без него. "Правда, если недавно всю Новосибирскую область обеспечивали своим товаром, - говорит Галина Михайловна,- то сейчас буквально навязываем; а берут неохотно и не всегда". И не качество тому виной (плиты на заводе делают отличные), а высокие цены. Понизить их невозможно, поскольку сырье достается очень дорого и везут его издалека. Сбыт продукции становится особенно проблематичным в весенний период, когда вводится запрет на перевоз тяжестей по трассам.
Но при всех трудностях и неудачах завод ни на один день не остановился. Если бы срыв произошел, производство не поднять, не возобновить. Вот и держатся. На честном слове, кое-где на энтузиазме.

«Искитимская газета»
№68 / 7 июня, 1997 год

««««««