<<вернуться к списку

Он   брал огонь на себя

Переворачивая очередную страницу "Живой летописи", мы встречаемся со следующим участником Великой Отечественной войны, нашим земляком Александром Ивановичем ЗАРКОВЫМ.

"Меня призвали в армию в самом начале войны, в 1941 году, когда мне едва исполнилось 18 лет. 1 сентября, приняв присягу и получив оружие, я отправился с такими же новобранцами в расположение Северо-Западного фронта, движущегося по Калининскому направлению. Должен сказать, что на войне я пробыл недолго, до конца 1942 года, но из моего военного прошлого мне особенно запом­нились два эпизода. И прежде всего потому, что я дважды был ранен. Первый раз это случи­лось в марте, во время наступ­ления. Помню, что с поставлен­ной боевой задачей мы тогда не справились, но "подцепить" вра­жескую пулю, к сожалению, мне удалось. Попал в госпиталь. Ра­нение было легким, пролежал недолго. После успешного выз­доровления меня направили в офицерское училище. Окончив обучение, я получил звание младшего лейтенанта и был оп­ределен командиром взвода в 26 дивизию 87 стрелкового пол­ка. Спустя некоторое время, моему подразделению пришлось участвовать в наступле­нии. Где оно происходило, я уже не помню, но знаю, что местность была болотистая. По при­казу мои бойцы должны были продвигаться с левого фланга, совершая отвлекающий маневр и при этом беря вражеский огонь на себя. Для выполнения задачи дали всего один танк, который в первые же минуты боя немцы подбили. Поскольку во время вой­ны, особенно в ее начале, техни­ка была на высоком счету, нам по приказу командования надлежа­ло окружить машину и сделать все возможное, чтобы противник ее не поджег. Почти сутки, пока шел бой, мы тщательно оберегали танк. Потом мои бойцы, подцепив трос, благополучно вытащили его из зоны вражеского огня. Основ­ную боевую задачу мы тогда все же не выполнили (не потеснили немца), но повреждения техники не допустили. За выполнение это­го задания я получил орден "Крас­ной звезды".

Другой эпизод, связанный с моим вторым ранением, произо­шел в том же 1942 году. Перед предстоящим наступлением мне по приказу велено было идти в разведку. Двигаясь короткими пе­ребежками, я вдруг почувствовал сильное жжение по телу, словно огнем опалило. Как потом выяс­нилось, пулеметной очередью мне "прошило" руку и ногу. Это рана была уже гораздо серьезнее первой. Время проведения в гос­питале затянулось на несколько месяцев. После выздоровления я был комиссован и в начале 1943

года уже прибыл в родную Си­бирь.

Мой воинский путь хоть и не очень долог, но уж больно серь­езные отметины оставила Вели­кая Отечественная война у меня на теле. Она сделала меня инвалидом второй степени".

Сейчас А. И. Заркову 79 лет. Прожив со своей супругой На­деждой Марковной "золотые" 50 лет, бывший ветеран, к со­жалению, остался один. Но Александр Иванович не оди­нок. Его навещают четверо де­тей и восемь внучат. Несмотря ни на что, жизнь продолжает­ся. Она - в детях и внуках. Имен­но в них - радость и отрада не­мало повидавшего, много испы­тавшего на своем пути седовла­сого солдата-пехотинца.

                                                                                               

                                                                                              Н.ПОЛУНИНА

                                                                                              «Новое время»