<<вернуться к списку

Война до последнего пропавшего без вести

В последнем письме с фронта было всего два слова: "Дорогая Зиноч­ка..." И до адресата оно дошло только через 64 года после гибели ав­тора. Кузьма Алексеевич Чупров в годы войны был стрелком штур­мовика Ил-2. Летом 1943 года его гибель наблюдали наши солдаты. Самолет протаранил колонну танков и взорвался. Именно так позже и будет написано в похоронке, которую получат родные Кузьмы Алек­сеевича...

Когда поисковикам сказали, что в од­ной из воронок, возможно, лежит целый самолет, ребята даже не сразу повери­ли. Три дня они копались в болотной жиже, чтобы сначала увидеть хвост штурмовика, затем освободить от глины и ила идеально сохранившуюся в таком саркофаге кабину стрелка с останками солдата и неповрежденными документа­ми. Такие находки - настоящая удача. По справке о направлении в штурмовой авиаполк и конверту письма от родите­лей, который был просто склеен из тет­радки ученицы Верх-Тулинской школы Зины Чупровой, удалось опознать по­гибшего воина. Им оказался Кузьма Чупров.

Экспедиции "Поиск-МГиВ" Сибирс­кого кадетского корпуса проводятся с 90-х годов прошлого века. Совместно с Фондом поисковых отрядов наши ребя­та организуют работу на раскопах на территории Кировского, Киришского и Тосненского районов Ленинградской области. Уже несколько лет в экспеди­ции ездит и жительница Старого Иски-тима Елена Попова.

- Я еще в школе занималась в военно-патриотическом кружке, - вспоминает девушка, - и меня всегда трогали расска­зы и информации о работе поисковых отрядов. А когда поступила в Сибирс­кую академию государственной служ­бы, узнала о наборе в экспедицию "По-иск-МГиВ". Тогда приглашали лишь несколько человек, и я боялась, что не попаду в число избранных. Поэтому сама пошла в кадетский корпус, на базе которого и организовывался отряд, по­смотрела, как там налажена работа по патриотическому воспитанию, расспро­сила о поездках в Ленинградскую об­ласть и собралась в первую свою экспе­дицию. По-настоящему я не понимала, с чем столкнусь и только на месте я осознала, насколько важна эта работа.

Организатор и начальник экспедиций - Наталья Изотовна Некрасова. Именно на ее плечи ложится вся работа по на­бору подготовке отрядов, выезжающих жизнь. Обычно после первых же "подня­тых" тел они признаются, что не пред­ставляли масштабов войны, глубины людского горя, когда даже через 65 лет родственники плачут по погибшим.

Все поездки и питание экспедиций фи­нансируются за счет федерального и об­ластного бюджетов. Члены отряда доби­раются до основной базы - города Ки-риши Ленинградской области - на поез­де. Обустраиваются на две недели рабо­ты в местной школе. Режим дня здесь жесткий. В шесть утра - подъем, завт­рак и - бегом на электричку, которая и доставляет на места раскопов. Иногда приходится уходить и на несколько дней, поэтому туристические навыки в отряде ценятся. Но и без отдыха ребята не остаются. В выходные дни - экскур­сии по Санкт-Петербургу и Нижнему Новгороду. Через две недели работы поисковики едут домой, хотя, зачастую, именно с этого начинается самое глав­ное: расшифровка медальонов, доку­ментов, запросы в военкоматы и адми­нистрации муниципальных образова­ний, переписка с родственниками.

Елена Попова была как раз в той экс­педиции, которая раскапывала самолет нашего земляка Кузьмы Чупрова. Сра­зу же началась работа с архивами. Вы­яснилось, что не совпадали многие из фактов гибели экипажа самолета Ил-2. Теперь остается только гадать о причи­нах такой путаницы. В похоронке ска­зано, что самолет врезался в колонну танков, в "Книге Памяти", что он был направлен в склад боеприпасов. Но ни на раскопы два раза в год: осенью и вес­ной. Так как в составе групп есть и не­совершеннолетние, важно, чтобы они были подготовлены к трудностям и зна­ли элементарные правила техники безо­пасности. Ведь никогда не знаешь, с чем придется столкнуться во время работы.

Раскопы отыскивают разведыватель­ные отряды. Ориентируясь на воспоми­нания местных жителей, на воронки, по­росшие травой и даже лесом, разведчи­ки обходят территорию с миноискателя­ми и делают пометки там, где есть ве­роятность найти тела погибших воинов. Именно сюда и приходят поисковики. А уж что там, в земле... С каждой груп­пой работает сапер на тот случай, если вдруг покажется неразорвавшийся сна­ряд или мина. Чаще всего находят ос­танки бойцов, гильзы от снарядов, ору­жие. Но самые ценные находки поиско­виков - документы, будь то полуистлев­шие справки, еле читаемые красноар­мейские книжки или смертные медаль­оны - все то, что позволяет установить личность погибшего солдата. К сожале­нию, в среднем только каждый пятый павший воин обретает имя.

- Последняя осенняя экспедиция отря­да "Поиск-МГиВ" была уже 37-й по сче­ту, - рассказывает Елена Попова. - Из не­большой команды, численностью в 25 человек, мы превратились в мощную организацию. Сейчас каждая экспедиция - это около ста подростков. Среди них и воспитанники кадетского корпуса, и чле­ны военно-патриотических клубов со всей области, и бывшие поисковики, те, кто уже вырос, но в экспедиции все рав­но ездит. Появились у нас свои династии: бабушки и дедушки когда-то организо­вали работу отряда, потом привлекли к экспедициям своих детей, а теперь и вну­ков. Есть у нас семьи поисковиков, где муж и жена познакомились в отряде и теперь вместе ездят на раскопы. Хочу еще сказать, что наша работа меняет лю­дей на глазах. Вчерашние сорванцы взрослеют, становятся более рассуди­тельными, начинают иначе смотреть на в том, ни в другом случае, штурмовик не остался бы невредимым. Догадок, что же произошло на самом деле, маль­чишки, раскапавшие самолет, строили много. Несомненным для них было одно - они нашли могилу героев.

Вернувшись домой, поисковики отпра­вились в село Верх-Тула, где узнали, что родная сестра Кузьмы Алексеевича - Наталья до сих пор живет здесь. А вот младшая Зиночка, которой и было адре­совано последнее неотправленное пись­мо солдата - совсем недалеко от его ме­ста гибели, в Ленинградской области. Сестры решили, что похоронить Кузь­му Алексеевича нужно дома, в Верх-Туле, рядом с могилой матери. В нояб­ре 2007 года это и было сделано. На по­хороны приехали поисковики, чтобы отдать дань памяти Кузьме Чупрову.

В годы войны самолет Ил-2 стал брат­ской могилой как для нашего земляка, так и для его боевого товарища - летчи­ка Гурия Николаевича Максимова. Он -родом из Владимира. Поисковикам уда­лось разыскать и его родственников, ко­торые также изъявили желание похоро­нить солдата на его малой родине.

В этом конкретном случае работу поис­ковиков можно назвать завершенной: погибшие воины с почестями были пере­захоронены, их родные узнали всю прав­ду об их гибели. Однако, многие солда­ты до сих пор значатся пропавшими без вести. И пока все они не будут найдены и захоронены, Великая Отечественная не закончится.

Искитимская газета, №3, 21 января, 2010 г.