<<вернуться к списку

 

Защитник Путиловского

Великая Отечественная война была общей для всех, но для каждого прошедшего по ее тернистым дорогам она начиналась и конча­лась по разному. Для Федора Семеновича Ахменева, простого хлебороба из села Верх-Суетка Алтайского края, она началась 12 ав­густа 1941 г. В тот день его призвали в Советскую Армию и через несколько дней он уже был в Новосибирском военном городке в сос­таве учебной роты, где ему предстояло обновить воен­ные знания, так как дейст­вительную службу он прохо­дил больше десяти лет назад.

Началась упорная учеба — строевая подготовка, изучение новой техники, политзанятия. За короткий срок потомственный крестьянин овладел автоматом и станковым пулеметом и в составе 154 стрелкового полка 522 отдельного артбатальона отправился на фронт. Но добраться благо­получно до передовой не довелось: на подступах к Ленинграду эшелон разбомбила немецкая авиация. Сотни солдат легли в болотис­тую ленинградскую землю, не сделав ни одного выстрела...

Ахменев с небольшой группой бойцов оказался в окружении. Только через месяц скитаний удалось с боями вырваться из вражеского тыла, отыскать свою часть.

Ленинград к тому времени был уже полностью блокирован фашистами, а их полк занял оборону на Карельс­ком направлении и получил приказ охранять Кировский (бывший Путиловский) за­вод, выпускавший и ремонтировавший танки.

Начались долгие, страшные дни блокады. Полк отра­жал налеты вражеской авиации и упорно напирающих с севера финнов. Ни дня, ни ночи покоя, постоянный голод из-за скудной блокадной пайки и пустой баланды, гибель товарищей, друзей...

Казалось, что в этом адском кошмаре ничто живое не в состоянии выжить. Советские воины выжили, выстояли, победили.

«Часто снятся те страшные дни?» — спрашиваю Федора Семеновича.

«Снятся — не то слово, — прячет сразу повлажневшие глаза старый солдат. — Неотступно сидит вот тут, — стучит он по груди. — Недаром недавно совсем очередной инфаркт перенес...».

После войны Ахменев долгое время работал в родном колхозе, потом два десятка лет жил в Горно-Алтайске, а недавно перебрался к детям в Искитим. Он бережно раскладывает фронтовые фотографии, до­кументы, боевые награды: орден Отечественной войны 2 степени, медали «За освобождение Ленинграда»,

«За Победу над Германией» и юбилейные, вспоминает погибших и живых однополчан.

«Все бы ничего, жить можно, — сетует Федор Семенович, — да вот чужаками мы чувствуем себя тут, в Искитиме. Те, кто перед пенсией трудились на искитимских предприятиях, объединились в сильные ветеранские организации, а нас, приезжих, мало кто знает, никто к нам не ходит и особенно нами не интересуется. А ведь воевали, как и все фронтовики, и война на всех одна была, и Победа одна.

М. КУДРЯШОВ.

Искитимская газета, №52, 9 мая, 1995 г.