<<вернуться к списку

Этого бы хватило на десять биографий

Наград у Зои Ивановны Никифоровой много. Среди них Орден Великой Отечественной войны, медаль «За отвагу», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне» и другие. Но их могло быть еще больше. Зоя Ивановна по этому поводу особо не горюет: «Все мои награды плен съел». Вот такая она есть и была в молодости: боевая, категоричная, острая на язычок. Настоящая фронтовичка.

Когда началась война, Зое было уже 20 лет. В это время она работала в Каргате в сберкассе. Могла бы продолжить учёбу в техникуме, но пришлось о нем забыть. Надо было зарабатывать на жизнь. Всех молодых парней бралина фронт. А девчонок щадили. Но им тоже хотелось воевать, потому Зоя с подружками вечерами после работы училась на курсах медсестер. В то время в Барабинске формировался 524-ый стрелковый полк, который вскоре стал для Зои родным на долгие военные годы. Сначала ее поставили старшей группы, дав в подчинение 17 девчат. Все они были деревенские, простые девчонки, несмелые. Так что Зое приходилось их многому учить находу.

Первым делом санитарок отправили на стрельбище. Ведь все они до того ружья в руках не держали. А война - не прогулка, это стало понятным в первом же бою.

Первые годы для нашей страны были годами поражений. Русские отступали, немцы же рвались вперед, к Волге. Раненых было очень много. А у санитарок была всего одна двуколка. Много ли на ней увезешь? А тут еще и лошаденку уби­ло. Собрала Зоя кое-кого, кто мог самостоятельно передвигаться, перевязала на скорую руку и пове­ла оврагами к штабу полка (знала по памяти его расположение).

А тут снова бои, все смешалось: стрельба, живые, мертвые, стоны раненых. Зою тоже пуля зацепила: попала в шею и вышла на вылет. Кроме того, еще получила осколочное ранение в живот. Слава Богу, саперная лопатка спасла, осколки только сверху скользнули. Но это не останавливало ее, по-прежнему спешила к тем, кто звал сестру.

Укрылись раненые в блиндаже. Отстреливались до последнего патрона. Немцы все-таки выкурили их оттуда. Собрали всех пленных, среди которых почти все были раненые, и отправили в станицу Черскую. Согнали солдат и санитарок в одно помещение. 17 дней длился Зоин плен. Потом она с подружкой Зиной, переодевшись в штатское, бежала. Вышли к сво­им. Солдаты на радости девчат дынями угощали. Да видно пере­старались. С тех пор Зоя Ивановнам в рот дыни не берет. Наелась. На а этом «сладкая жизнь» закончилась. Никифоровой заинтересовался особый отдел. Правда, недолго мучили допросами, пожалели, отправили лечиться. Но Зоя и в гос­питале не задержалась, удрала и оттуда в свой полк. Догоняла его на попутках без документов. Но не забыли в полку боевущую санитарку, сразу взяли обратно.

Тут Зою ждала радостная встреча с каргатской подружкой - Верой Алексеенко, с которой они учились на курсах и попали в один полк. Так вместе они и шли фронтовыми дорогами, пока тяжелое ранение не вывело Веру из строя - ей перебило обе ноги. В память о воине подружки сфотографировались. До сих пор переписываются. Вера сейчас живет далеко - на Украине. Женщин связывает настоящая фронтовая дружба. Вспоминают часто они и бои за Сталинград. Немцы старались переломить сопротивление наших частей, столкнуть в Волгу. Бились за каждый квартал, улицу, дом.

- Бывало и так; на втором этаже наши, выше - немцы. А в низу все подряд, - вспоминает Зоя Ивановна. Столько огня с воздуха, с земли она за всю войну не помнит, хоть прошла до самой победы.

Раненых таскали на палатках, шинелях к эвакопункту. Потом пере­правляли через Волгу. В одном из боев рядом с Зоей разорвался снаряд. Прикрыла она собой раненого, уцелели оба, но санитарка оглохла - получила контузию. Но потом все отошло. Ясно, не до госпиталя было. От полка тогда горстка людей осталась.

До сих пор переписываются однополчане. Раньше встречались часто. Сей­час больше дома сидят.   Годы уже не те. Но память по-прежнему остро держит страшные картины.

На второй день после нашего визита Зоя Ивановна призналась, что не спала всю ночь: все огненные годы, день за днем, как в немом кино, пролетали перед глазами.

Вспоминаются былые дни и при встречах. Вот нынче совет ветеранов собрал участников Сталинградской битвы всех вместе пригласив главу города и военкома. В память о былых сражениях ветеранов сфотографировали

- Может, кто из нас в последний раз пришел на встречу, - вздохнула Зоя Ивановна. - Спасибо совету ветеранов, городской власти что помнят о фронтовиках. Мало нас осталось - жизнь идет. Но забывать о славной Победе наших войск нельзя. Нельзя и допустить чтобы снова все повторилось.

Людмила РЯБОКОНЬ Фото Натальи ДАВЫДОВО

Искитимская газета, №5, 30 января, 2003 г.