<<вернуться к списку

 

Уходил на войну сибиряк

Воспоминания, воспоминания… Они, как торосы в ледоход, громоздятся друг на друга, наползают прошедшими событиями, дробятся фактами, бередя душу и сердце.

Такие вот мысли приходят, когда беседуешь с Василием Фёдоровичем Шмаковым, кавалером трёх боевых орденов и десятков медалей: «За боевые заслуги», «За отвагу» и за взятие четырёх европейских столиц.

В сентябре 42-го Парбигский райвоенкомат Томской области призвал молодого паренька в армию. Попал Василий в 22-й запасной стрелковый полк, располагавшийся в огромных землянках на окраине Бердска, «красочно» потом расписанных Виктором Астафьевым в романе «Прокляты и убиты». В феврале 43-го маршевая рота сибиряков отправилась на Юго-западный фронт и влилась в1-й гвардейский механизированный корпус, державший оборону на Курской дуге. Там сержант Шмаков вместе с друзьями сразу попал в самое пекло наиболее ожесточённого сражения всей отечественной войны и ещё до перехода в наступление был ранен и отправлен в эвакогоспиталь. Почти полгода лечился.

В сентябре 43-го с открытой раной выписался и попал в артиллерийскую часть под Запорожье, участвовал в боях за освобождение острова Хортицы, где ранее располагалась Запорожская Сечь. А затем попал сибиряк в разведку. В районе Апостолова со своим отделением засекал цели, которые затем подавляла артиллерия. В распутицу пешком первыми вошли в г. Широкое, а дальше фронтовые пути-дороги пролегли в Молдавию, форсировал Днестр и во время знаменитой Ясско-Кишинёвской операции сражался за Тирасполь.

До сих пор он плачет, вспоминая, как во время прорыва окружённой немцами батареи на его глазах были убиты несколько разведчиков, в том числе друг Ваня Пацук, и тяжело ранены в ноги пулемётной очередью земляки Павел Иванов, Лёня Копанев и Коля Корнеев. Отходили, отстреливаясь из автоматов, унося раненых. Из отделения остались лишь он да Володя Мамонтов…

Ну а дальше уже младшим лейтенантом, командиром огневого взвода, В.Ф. Шмаков освобождал Румынию, Болгарию, Венгрию, частично Югославию и Австрию. Здесь под г. Винер-Нойштадт закончилась для него война.

В июле 46-го вернулся домой, учился в Бердском сельхозтехникуме, а потом трудился несколько лет заведующим мастерскими, главным инженером совхоза и длительное время преподавателем автошколы, откуда и вышел на пенсию.

И вот сейчас, пережив столько событий, защитив в годы войны в самых ожесточённых боях Родину и пролив за неё кровь, освободив пять европейских государств от фашизма, этот боевой офицер – фронтовик остался у разбитого корыта со всеми своими орденами и медалями и как все ветераны влачит полунищенское существование, проклиная этот режим и эту антинародную власть.

А. Акимов

Искитимская газета, №22, 20 февраля, 1997 г.