<<вернуться к списку

 

У ВОЛЖСКОЙ ТВЕРДЫНИ

Двести огненных дней и ночей длилось гигантское по своим масштабам сражение на Волге в годы Великой Отечественной войны. Весь мир с затаенным дыханием следил за ходом величайшей битвы.  В тяжелом единоборстве с гитлеровскими захватчиками советский народ, его армия под руководством Коммунистической партии героически отстаивали свой свободу, честь и независимость. Защитники Сталинграда дали клятву выстоять и победить. И они сдержали её.

 

Память моя навсегда сохранила   грозные дни Сталинградской битвы, хотя прошло с того времени  40 лет. Кто участвовал в ней, тот никогда не забудет эти грозные дни сражений

Тяжелые бои шли на всех фронтах, но самая тревожная и тяжелея обстановке сложилась на сталинградском направлении. Оборонительное сражение на дальних подступах к Сталинграду началось в середине знойного июня 1942 года. В районе г. Перелазовский, в большой излучине Дона. В этих бескрайних степях разгорелось жестокое сражение, в котором мне пришлось принять участив в составе 113-й гвардейской воздушно-десантной бригады 119-го- гвардейского полка. Здесь противник прорвал фронт и создал угрозу Сталинграду.

Не место назначений мы прибыли ночью, до рассвета спешили оборудовать свои огневые позиции. Местность для обороны была неважная, кругом степь, поросшая бурьяном, каменистый грунт и ни одного деревца. Подготовили противотанковые ружья, гранаты, пулеметы, бутылки с горючей смесью. Командир роты, капитан Калинин был краток: «Назад ни шагу. У нас один путь — победа!».

Это был не только приказ командира, но и веление сердца каждого солдата, оно, это веление, отражало тот перелом в  сознании, что у стен Сталинграда мы должны выстоять и победить врага.

Каждый из нас дал клятву сражаться с врагом до последнего дыхания, до последней капли крови бить фашистов и не допустить к Волге. Сражение, начавшееся на рассвете, по своему   ожесточению   и   потерям превзошло все бои, в которых мы участвовали до этого. Воздушно – десантные войска действовали не только в тылу врага, мы вели борьбу с врагом, плечом к плечу со стрелковыми частями

На бреющем полете мессеры с пронзительным воем кружились над нами, ведя огонь из пулеметов и пушек, затем начался артиллерийский и минометный обстрел наших позиций. От взрывов земля, казалось, сме­шалась с небом.

После артобстрела фашисты перешли в атаку при поддержке танков. Вдали показались бронированные чудовища, как черепахи ползли они, поднимая пыль, за ними, прячась за броню, бежала пехота.

В окопах была тишина. Когда до танков остались считанные метры, раздалась команда «Огонь!». Вспыхивали подбитые стальные громадины. Такие танки мы увидели впервые — это оказались «Тигры», «Пантеры» с черно - белыми крестами на броне. Из пулеметов и автоматов уничтожали  противника, следовавшего за танками.

Мы, гвардейцы, не дрогнули, дрались на смерть, сдерживая бешеный натиск врага, потеряв счёт танковым атакам. От взрывов дрожала наша родная земля, плавился раскаленный металл, горела не успевшая пожухнуть трава. Фашисты в течение дня предприняли около семи-девяти яростных атак. Пе­ред каждой бомбили, обстреливали из орудий и минометов.

Каждый метр земли был вспахан взрывами. Казалось, невозможно поднять головы от таких взрывов, но суровые фронтовые будни закалили волю и характер у нас, молодых гвардейцев.

В эти тяжелые дни для Сталинграда мы сражались с особой стойкостью, до последних сил отстаивали каждую пядь истерзанной земли. Противник не давал нам ни минуты передышки, все время атакуя, хотел во что бы то ни стало уничтожить прибывший десант. С утра до позднего вечера  на поле боя стоял несмолкающий гул моторов и взрывов.

Очень было трудно отражать и сдерживать беспрерывные атаки танков и натиск озверевшей пехоты. День ото дня напряженность боев все больше возрастала, обстановка накалялась до предела. Противник вводил в бой все новые резервы и непрерывно возобновлял ожесточенные атаки. Героизм проявляли не только отдельные  бойцы и командиры, но и в целом рота.

Вспоминаются люди: честные, дружные, бесстрашнее. Они сделали все, что можно было сделать в то время. Все за одного, один за всех — такое правило привилось всему личному составу крылатой гвардии. О своей жизни мы тогда не думали, мысль была одна: остановить врага, не дать пройти к  Волге.

И мы выстояли! Не рассвете19 ноября 1942 года огненная буря обрушилась на вражеские позиции. Весь передний край противника потонул в разрывах снарядов и мин. Наши грозные «Катюши» учинили расплату за все наши обиды и страдания, ее смертоносные снаряды летели словно метеоры — вестники грозного суда над фашизмом. В глубине обороны противника наносили удары на бреющем полета наши «Илы».

Началось наступление советских войск.

В яростном гневе на боль­шой скорости врезались наши Т-34 в боевые порядки фашистов Наступил и не нашей улице праздник!

Победа под Сталинградом была и победой тех, кто днем и ночью, в жару и стужу де­лал для нас танки, самолеты и другое оружие.

Победа нам досталась очень дорогой ценой, от Волги да берегов Дуная мы свое боевой знамя, овеянное славой, с честью пронесли по трудном дорогам войны.

Не приукрашивая, я рассказал о тех днях, когда мы, советские воины, сумели, пусть ценой огромных потерь, вынести неимоверное напряжение в самый переломный период великой битвы за нашу Совет­скую Родину.

                                               М. Фомичёв.

Ветеран Великой Отечественной войны

Знамя коммунизма, №31, 23 февраля 1983 г.