<<вернуться к списку

 

Пятеро у полкового знамени

Среди множества фотографий эта — самая любимая. Долгое время она висела в красном углу роди­тельского дома, потом перекочевала в благоустроенную квартиру Степана Васильевича. У развернутого полкового знамени — пятеро бравых солдат. В предпобедном сорок четвертом эту фотографию прислал в село Елбаши своим родителям Степан Васильевич Мельников. Сфотографироваться возле знамени полка было честью для каждого, поэтому снимок этот с удовольствием и гордостью показывали знакомым, соседям, просто односельчанам, заходившим по случаю в гости.

О войне они узнали рано утром. Хозяин дома, Василий Васильевич, хоть и был инвалидом да и пожилым уже человеком, не любил подолгу залеживаться в постели. В то утро он вместе с приехавшим на выходные Степаном собирался подправить кое-что по хозяйству. Во дворе и застал их прискакавший на колхозном вороном соседский парень.

«Война, война началась, — только и выдавил он  и  тут же поскакал дальше, на ходу крича, чтоб собирались к школе на митинг.

В тот же день старенькая полуторка увозила в военкомат первую партию деревенских мужиков. Потом еще и еще. Степан Васильевич на фронте оказался уже в декабре. По дороге эшелон разбомбили немецкие самолеты. Многие из тех парней, с кем только-только успел познакомиться, погибли, не успев даже подержать в руках оружие. Да и ему воевать пришлось недолго. В одном из боев близ озера Селигер, известного сегодня своими курортами, он был ранен минометными осколками. Каску, что была на нем, продырявило в нескольких местах. Три осколка попало в голову. В полевом госпитале самый крупный вынули, а два небольших и до сих пор дают о себе знать головными болями и внезапными приступами. Тогда его, не приходившего в сознание несколько дней, случайно увидел один зем­ляк. Он и написал родителям Степана Васильевича о случившемся.

Потом была целая вереница госпиталей, фронто­вых и тыловых. И закончил он лечение в Абакане, откуда был отправлен домой.

В те годы многие и с более легкими ранениями спокойно оставались в тылу. Он же сделал все для того, чтобы его признали годным хотя бы к нестроевой. Отправили его к фронту со специфическим грузом — монгольскими низкорослыми лошадками. Зачем они понадобились фронту — неведомо. Но только под Харьковом эшелон разбомбили. По всему было видно, что положение наших было катастрофическим. Не хватало артиллеристов. Тогда какой-то капитан и позвал оставшихся в живых бой­цов-нестроевиков служить в минометную батарею. И хотя Степан Васильевич раньше служил в пехоте, он решительно заявил, что был заряжающим. Так стал С. В. Мельников артиллеристом, так продолжил он свою военную биографию, дополнив ее многими славными делами, за что был награжден орденом Славы третьей степени.

Во фронтовых газетах не однажды появлялись статьи о наводчике Мельникове. Меткими попада­ниями он уничтожил не один десяток фашистских солдат, блиндажей, укрытий. За это был награжден орденом Красной Звезды. А когда в одном из боев убило командира, ему доверили командовать расчетом.

Потом были Польша, Чехословакия, где советских воинов встречали как освободителей. Там, в 18-ти километрах от Праги, и застала С. В. Мельникова весть о конце войны. И первым было ощущение какой-то неправдоподобной, почти фантастической тишины —тишины, которую солдаты не слышали уже четыре года. Но домой Степану Васильевичу довелось попасть не скоро. Их часть перебросили на Дальний Восток, где началась война с Японией. Отбил домой телеграмму в надежде, что родители сумеют на станцию прийти, повидаться. Так хотелось обнять их, поддержать, а, главное, дать убедиться, что он жив-здоров. Ведь совсем недавно получили они похоронку на среднего сына. Но напрасно выглядывал он из окна вагона?- стараясь заметить знакомые фигуры отца и матери. Затерялась, видно, та телеграмма Степан Васильевич не любит вспоминать о прошлом. Даже свои ордена, как правило, не надевает. Жена, Александра Степановна, иногда поругивает его за это. Мол, чего стесняться, чай, не ворованные, за дело получены. А к военным награ­дам прибавились медали за добросовестный труд. Работать супругам Мельниковым пришлось на одном предприятии, бок о бок. Сорок лет отдала молкомбинату Александра Степановна, чуть меньше Степан Васильевич. И на пенсию проводили их отсюда, и живут они рядом. Живут одни. Правда, часто навещают и дети, и внуки, для которых знакомство с дедовой военной биографией начиналось со старенькой фотографии, где он вместе с друзьями у боевого знамени полка.

Л. ЖДАНОВА. Фото В. КОРОТКИХ.

Искитимская газета, №16, 9 февраля, 1995 г.