Андрей Оборкин : "Чем больше радиус познанного, тем больше периметр соприкосновения с неизвестным..."

 

Что такое история знает, наверное, каждый. Даже тот двоечник, кто проспал все школьные уроки. Но для большинства она статична как параграфы в учебнике вместе с датами, именами правителей, смутьянов и героев.  Но есть исследователи и краеведы, которые пусть не творят историю, но пишут ее, вскрывая доселе темные страницы прошлого.  К таковым и относится историк Андрей Оборкин — наш сегодняшний герой.

  Андрей  Иванович,  если уж   заговорили  об  исследованиях,  поделитесь  своими  последними открытиями.

  Как  специалист  по  генеалогии  я  занимаюсь  исследованиями  искитимских  фамилий.  К  примеру,  не  так  давно нашел  материал  про  род  Лагода, к которому относится и наш глава  района  Олег  Владимирович.  Я  думал,  может  быть,  эта фамилия украинская или белорусская,  начал «копать» и узнал очень много  интересного.  Подробнее  я  с  удовольствием  расскажу читателям «Искитимской газеты»  (от  редакции:  с  прошлого номера мы начали серию материалов  об  истории  искитимских фамилий). Работая над этой  темой,  я  связался  с  жительницей  Барнаула,  которая является  потомком  рода  Шадриных,  основавших  одноименную деревню недалеко от Евсино. Она и прислала мне вариант ландрацкой  переписи  (подворной  переписи,  проведённой  в ряде губерний России в  1716— 1717 годах по указу Петра I).  И вот  в  списках  я  нашел  ряд  интересных  фамилий,  в  том  числе Степана Чернодырова,  который  жил  на  территории  Искитима 300 лет назад.  Возможно, этот  факт  для  кого-то  практически  ничего  не  значит,  однако  он  позволяет  иначе  взглянуть на историю города. Как вы знаете,  Искитим  образован  на месте  четырех деревень.  Ранее считалось,  что  названия  трех из них образованы от фамилий основателей —  землепроходцев Сибири Вылкова, Шипунова и  Койнова.  Потомки  их  до  сих пор  живут  в  Искитиме.  Я  считаю, что один из них — экс-глава  Тальменского  сельсовета Алексей Койнов. Сам он не знает,  так  это  или  нет.  Но  Койновы — редкая фамилия, поэтому совпадение  вряд  ли  возможно. Ранее  считалось,  что  название четвертой  деревни —  Чернодырово  произошло  от  одноименной  реки.  Сейчас  это  речка  Черная.  Но данные ландрацкой  переписи  позволяют  иначе трактовать  этот  факт  истории. Скорее  всего,  название  и  деревни,  и  речки  также  произошло  от  фамилии  Степана  (или как  он  записан  в  переписи — Стефана)  Чернодырова.

— Но если Шипуновы и даже Койновы в Искитиме остались, то  Чернодыровых  нет.  Как  вы это объясните?

  Сейчас  эта  фамилия практически  вообще  исчезла. Так же как и название речки было сокращено до Черной, так и фамилии менялись на бо­

лее благозвучные.  В основном, это происходило в 20 веке.  Например,  у  нас  же,  в  Искитимском  районе  жили  Дураковы, которые  так  же  основали  поселение,  названное  их  фамилией.  Но  сейчас  род  Дураковых  практически  угас.  Многие предпочли поменять фамилию.

Кто-то из  этого  рода  остался  в Новосибирске, но это лишь исключение.  Вообще  многие  сибирские  фамилии  можно  назвать  неблагозвучными,  но  по своей меткости  они  не  уступали гоголевским героям. Тот же Тарас Бульба — герой невыдуманный.  Согласно документам, обнаруженным  в  польских  архивах,  в  Малороссии  значился  сотник  Фёдор  Бульба,  который,  по  всей  вероятности,  и являлся прототипом Тараса.

  Но  правильно  ли  будет прослеживать  историю  фамилий от петровских и допетровских  времен,  однофамильцев ведь  очень  много,  а  провести четкую  линию  не  всегда  возможно?

  Нужно  понимать  историю.  К  примеру,  я  изучал  происхождение  своих  фамилий, находил  ветви  их  в  различных губерниях.  Чаще  всего  люди одной  фамилии,  даже  если  и не знают о существовании друг друга,  являются потомками одного  человека,  жившего  300- 400  лет  назад.  Землепроходцы  шли  в  Сибирь  семьями,  которые в те времена были очень большими.  Продвигались  они через  средний  Урал.  Северный  в  то  время,  как,  впрочем, и  сейчас,  практически  полностью  был  незаселенным,  южный  Урал  находился  под  влиянием степных кочевников, поэтому русских поселений там не было.  Переселенцы  находили хорошие  земли  на  берегу  речки,  строили деревню, кто-то из рода  оставался,  а  другие  шли дальше в более южные районы, пробирались  на  Алтай.  В  так называемое,  Беловодье  шли  и старообрядцы,  преследуемые властями.  Многие  не  доходили,  гибли во время пути. У нас, например,  в Искитимском районе,  на  том  месте,  где  сейчас деревня  Бердь,  совершили  самосожжение  несколько  сотен старообрядцев  в  знак  протеста против гонений.  Но многие старообрядцы обосновывались в  деревнях.  И  благодаря  такому  переселению,  у  одного  рода  может  быть  несколько  ветвей,  а потомки его жить  в разных городах России, считая себя однофамильцами, — Андрей Иванович,  а почему вы занялись именно историей?

  Когда  я  окончил  нашу искитимскую  школу  №1,  а  было  это в конце семидесятых годов  прошлого  века,  решил  поступать  на  модный  тогда  факультет  экономической  кибернетики. Математика у меня шла неплохо,  все-таки  в  роду  были  профессиональные  математики,  физика —  с  переменным успехом.  Так что особых сложностей  с  поступлением  не  было.  Но во  время учебы я  понял, что  я  не  экономист.  А  история мне  нравилась,  поэтому  решил на  следующий  год идти сдавать экзамены  в  НГУ  на  отделение истории.  Оно  было  очень  небольшим —  всего  25  человек, поэтому  отбор  был  серьезным. Тогда  на кафедре  работали такие  корифеи  как  Николай  Покровский,  Анатолий  Деревянко,  Нина  Миненко  и  наш  почти земляк из Черепановского района  Леонид  Горюшкин.  И  мне в  какой-то  степени  удалось  их

удивить.  На  собеседовании  меня  спросили,  почему  я  выбрал историю,  и  что  читал  кроме школьных  учебников.  А  я  в  нашей  районной  библиотеке  тогда  проштудировал  часть  сочинений  замечательного  российского  историка  XIX  века  Василия  Ключевского  в  издании 50-х  годов.  Когда  я  сказал  об этом  приемной  комиссии,  мне не  поверили,  пришлось  описать книжки, а это были восемь томов  зеленого  цвета.  Только когда  начались  занятия,  я  понял,  почему был такой жесткий отбор.  На  нас  свалился  огромный  объем  информации,  нас учили  не  запоминать  даты,  как в  школе,  а  учиться  различным методам исследовательской работы.  Не  все  смогли  сразу  понять, чего от них требовали, поэтому были те,  кто отсеялся во время учебы.

  Бытует  мнение,  что,  если  человек  закончил  исторический  факультет,  ему прямая дорога  в  преподаватели.  А  куда еще?

  Стоит  сказать,  что  исследовательская  работа—  это тяжкий  труд,  чтобы  заниматься им, нужен особый склад ума, определенный характер и даже образ  жизни.  Поэтому  окончив факультет истории, многие предпочитают  пойти  по  более легкому пути и стать, допустим,

учителями истории,  просто обучая детей тому, что они знают.

  У каждого историка  свое направление  работы.  Почему вы  выбрали  именно  изучение истории  Сибири,  в  частности, генеалогию сибирских родов?

  Когда  студенты  приходят на факультет истории,  поверьте,  никто из них не собирается изучать историю родного края. Что  мы  о  ней  знаем?  Например,  об  истории  Сибири?  Да практически  ничего.  В  школе преподавание  и  сейчас  очень скудное,  только  какие-то  общие факты, а раньше было еще хуже.  Когда  мы,  25  студентов НГУ,  пришли  на  первую  лекцию,  нам  сразу  сказали,  мол, вы  живете  в  Сибири,  так  кому ее историю изучать как не вам. И  после  очень  целенаправленно  нас  переориентировали именно  на  это.  Сейчас  у  каждого  из  нас  есть  своя  любимая тема,  свое  увлечение,  которому  посвящаешь  все  свободное время.  Это  может  быть  краеведение,  написание  подлинной истории своего города  или  села  без  мифов  и  легенд,  генеалогия,  наконец.

  А с   чего  началось  ваше увлечение?

— С  той  части  искитимского краеведения,  которая  посвящена Великой Отечественной войне.  Натолкнула  на  эту  тему  меня  ваша  коллега  Оксана  Паньковская.  Она  работала  тогда  в библиотеке  и  попросила  найти  какие-нибудь  дополнительные  сведения  о  Герое  Совет­

ского  Союза  Федоре  Матвееве. К  сожалению,  до тех пор  о  нем мало  кто  знал  и  помнил.  Оксана Павловна нашла где-то в книге  упоминание  об  искитимском капитане  и  решила  сделать  информацию  для  календаря  памятных  дат  Искитимского  района.  После  ее  просьбы  я  начал собирать  материал  про  Федора Михайловича,  обращаться  в  общественные организации,  в том числе  и  в  «Союз  женщин».  Тогда  и  выяснилось,  что  Людмила  Кайгородова,  которая  была  председателем  женсовета  в те  годы,  является  племянницей Федора  Матвеева.  Она  и  рассказала  о  его  сестре,  которая живет  в  Бердске,  и  о самом  герое.  А  позже  оказалось,  что  у нас  ещё  четыре  воина-героя,  о которых забыли.  Стоит сказать, что подобное происходит повсеместно.  Только  сейчас  всплывают  имена  полных  кавалеров орденов  Славы,  приравненных к  Героям  Советского  Союза.  А все  потому что  справочник Министерства  обороны  о  Героях был издан еще в советские времена.  Именно  из  него  местные краеведы  брали  информацию  о тех,  кто жил или живет в их городах и селах. А вот том,  посвященный  полным  кавалерам  орденов Славы,  вышел уже значительно  позже.  Когда  собирали информацию, многие деревни и села были  заброшены,  а  значит сведений о воинах, живших там, не  поступило.  И  только  сейчас начинает  появляться  информация,  которая  помогает  восстановить справедливость. Так мне удалось  найти  данные  еще  четырех  полных  кавалером  орденов  Славы.  Михаил  Сергеев  и Николай  Стазаев  родом  из-под Верх-Коена, Мартемьян Ехлаков из Искитима, а Александр Егоркин перед войной жил и работал в  Черноречке.  Также  я  всегда

увлекался  историей  поселений 18  века,  и  связанной  с  ней  темой происхождения фамилий.

  Андрей  Иванович,  ваши труды  известны  многим  искитимцам,  увлекающихся  историей.  А  о  книге  не  задумывались?

— У меня есть серия статей, которые,  возможно,  потом войдут  в  книгу.  Более  серьезно я  занимаюсь  генеалогией,  «копаюсь»  в  документах,  регулярно  выступаю  на  научных  исторических конференциях. А вот когда  пишу  статьи  по  этой  теме,  рассчитываю,  чтобы  они  в

дальнейшем  стали  полноценными главами моей книги.

— Вы  говорите «копаюсь». А вот где приходится «копать»?

  К   сожалению,  нам  не  повезло.  Наша  Новосибирская область  была  создана  поздно, только  в  начале  20  века.  Да  и Новосибирск сто лет назад был безуездным  городом,  а  значит и никакого архива,  даже городского,  не было.  С  этим связаны все  наши  трудности  в  исследовательской работе. Но мы, историки и краеведы, помогаем друг другу.  А еще у нас  есть  замечательная библиотека  ГПНТБ,  где собраны  различные  сборники и  просто  документы  по  истории  Сибири.  Немало  помогает  сборник  «Таможенные  книги  сибирских  городов  17  века» Дмитрия  Резуна.  Историк  Олег Вилков  на  их  основе  написал очерк об экономическом развитии  Сибири.  Но  ведь  эти  таможенные книги — кладезь для генеалогических  исследований: кто куда ездил,  где бывал, откуда  родом.  Так что  книги других историков—  это  тоже  источник  информации.  Очень  помогает интернет. Но, к сожалению, сейчас  немало  псевдогенеалогических  сайтов.  Я  не  осуждаю их  авторов,  ведь  всем  нужно зарабатывать,  но  стоит  помнить —  если  с  вас  просят деньги  за  регистрацию  или  формирование  личного  кабинета,  то вряд  ли  этот  сайт  серьезный.  Я сам  попался  на  их  «зазывалку», мол, мы пришлем вам информацию  в личный  кабинет по  интересующей  вас  фамилии.  Только деньги переводишь — присылают статью из словаря Даля об этимологии фамилии. И все.

Но есть и действительно полезные  сайты,  на  которых  на форуме  собираются  энтузиасты.  Вот  они  помогают  безо всяких  денег.  Если  нужно,  даже  берутся  сходить  в  архив  в своем  городе.  Есть  сайт  «Всероссийское  генеалогическое древо».  Мне  он  нравится  тем, что  его  база  постоянно  растет,  и денег за  нее  не требуют. Именно с помощью этого сайта я нашел  немало информации о своих фамилиях.

— Андрей Иванович,  вы все время  говорите  мои  фамилии. Это какие?

  В  роду  каждого  человека  несколько  фамилий.  Если у  меня  два  деда  и  две  бабушки,  то  соответственно:  четыре прадедушки  и  столько же  прабабушек.  Вот  про  последних ничего  сказать не могу.  Их девичьи  фамилии  забыты.  А  вот фамилии  прадедушек  я  знаю, значит,  могу  проследить  происхождение  родов.  Коноваловы  восходят  к  строителям Бердского  острога.  Бровкиных найти  не  смог,  только  Федора Бровко в списках  17 века.

Но доподлинно отнести ветвь к нему  не  могу.  Еще  одна  фамилия —  Батенев.  Кстати,  у  нас принято  называть  ее  с  ударением  на  последний  слог,  отчего  буква  «е»  меняется  на  «ё». На  самом деле такие  фамилии должны  сохранять  ударения как  в  том  слове,  от  которого произошли.  Как говорили:  «митеня»,  «батеня».  Значит —  Митенев,  Батенев.  Например,  старая  русская  фамилия  Иванов. Дворяне  более  века  назад  никогда  бы  не  сказали,  как  мы сейчас,  они  ставили  правильное  ударение  Иванов.  В  20  веке,  когда  грамотности  были обучены  все,  к  сожалению,  не все  могли  правильно  прочитать  фамилию,  ошибки  делали даже  работники  паспортного стола.  Так со временем вместо последней «е» в фамилии Батенев  появлялась  «ё».  А  это  уже совсем другой человек с точки зрения буквы закона.

Еще одна фамилия моего рода—  Звягин.  Доподлинно  известно,  что  предки  по  этой  линии  пришли  в  Сибирь  из  Тульской  губернии,  но  точное  время —  неизвестно,  возможно, конец  19 века,  начало 20-го.  По России живут потомки нескольких  ветвей  этого  рода:  кубанская,  тульская,  воронежская, курская. Звягины были военные служилые  люди,  а  это  как  нынешние  офицеры:  куда  направили —  туда  и  едут.  Направляли,  например,  строить крепости в разных регионах России, одни оставались  там,  где  работали, другие  возвращались,  третьи — уезжали  на  новое  место.  Когда  я  искал  информацию  о  происхождении  Звягиных, мне сказали:  если  они  были  служилыми,  то  найдете  вы  их  в  каждой губернии.  Петр  1  вел  затянувшуюся  войну  против  шведов,  а в  его распоряжении  были лишь стрельцы  и  дворянское  войско (современные  контрактники).

Стрельцы  особым  доверием  не пользовались  из-за  заговора.  Я нашел двух своих предков,  бывших  стрельцами.  Они  участвовали в том заговоре, а потом информации  о  них  нет  никакой: то ли казнены, то ли сосланы. А дворянам  нужно  было  платить. Тогда  Петр  набрал  из  крепостных  крестьян  большую  армию, призванную  служить  бесплатно и  бессрочно.  Правильно  ли  это было?  Историки  говорят — вынужденная  мера.  Тем  не  менее, в первые пять-десять лет непрофессиональные  войска  проигрывали  сражение  за  сражением.  Но  это  была  особая  каста людей—  служилые.  Они  чуть позже и составили основу переселенцев в Сибирь.

— А фамилия Оборкин откуда появилась?

— Фамилия Оборкин, скорее всего,  искусственная.  Сколько я  ни  изучал  различные  источники,  нашел  лишь  Обориных. Но они никаким образом не связаны  с  Оборкиными.  Ее,  видимо,  придумали  в  начале  20  века,  когда  мой  прадед  со  своим братом  отреклись  от  фамилии Звягины.  Причину  этого  шага  они  никогда  не  рассказывали  даже  своим  детям.  Но,  зная историю,  я  могу  предполагать.

Прадед  мой  был  участником Первой  мировой  войны,  но  потом  его  мобилизовали  в  пятую Красную армию воевать против белополяков. Он попал на польский фронт, а вернувшись, сменил  фамилию.  Возможно,  что-то его напугало.  Вместе с тем в армии  «черного  барона»  Врангеля  был  генерал-майор  Михаил  Звягин.  Судя  по  всему,  он наш  дальний  родственник,  то есть  по  какой-то  другой  ветви. Война  есть  война:  чекисты  наперечёт знали всех высших «белых»  офицеров.  Возможно,  моего  прадеда  и  спросили,  мол, Никита  Иванович,  а  ты  генералу Звягину кто? Тот, естественно,  отговорился:  все-таки  сибиряк. А приехав домой, поспешил  сменить  фамилию  вместе со  своим  братом.  Особой  проблемы  не  возникло,  ведь  тогда отрекаться от своих предков считалось чуть ли не нормой.  В связи  с  этим  мне  хотелось  бы

узнать больше о жизни и смерти  генерала  Звягина.  Мне  обещали  «накопать»  информацию. Он иммигрировал в Европу, известны  годы  его  смерти.  А  вот как  он  жил  и  как  умер —  нет.

Мне просто интересно.

  А  вам  никогда  не  хотелось вернуть обратно свою фамилию?

  Не  знаю,  возможно,  когда-нибудь  возьму двойную  фамилию.  Звягин —  это  мой  литературный  псевдоним,  он  довольно  известен  в  Искитиме. Но  когда  я  пишу  какое-то  серьезное  исследование  я  подписываюсь  своей  фамилией, все-таки меня  знают,  как историка Оборкина.

  И  напоследок  о  планах историка Оборкнна?

— Кто-то из философов иди математиков  писал:  чем  больше радиус познанного или изученного,  тем больше становится  периметр  соприкосновения с неизвестным и не изученным.

Иногда  надо  вовремя  остановиться,  ведь  когда  материала  много,  узнаешь  все  больше и  больше.  Сейчас  я  вижу  границу,  до  которой  дойду,  а  потом,  набрав  материал,  дам  голове остыть. Мне нужно завершить  исследования  фамилии Чернодыров.  Позже  уже  все проанализирую.  Также  нужно обработать  огромные  списки фамилий  из  Генеалогического Сибирского  архива.  На  основе этой  работы  предстоит  написать  ряд  статей,  которые,  надеюсь,  со  временем  выльются в полноценную книгу.

Беседовала Наталья Кривякина, фото из архива Андрея Оборкина

Искитимская газета. - 2018, № 26 (28 июня). - С. 10,11.