Марина
Курдюмова: "Любить детей всем сердцем"...
Здесь
не классы, а объединения, не уроки, а занятия. Здесь не ждут звонка на
перемену, не ставят отметки в дневники. Но это не умаляет ту роль, которую
учреждения дополнительного образования играют в воспитании и обучении детей. 5
октября вместе с учителями школ педагоги Центра дополнительного образования
Искитима, а их 45 человек, отмечают свой профессиональный праздник. Об итогах
прошлого учебного года и планах на будущий, о традициях и новшествах рассказала
директор ШЮ Марина Курдюмова. - Марина Исаметовна, сотрудников ЦДО не обижает,
что праздник называется День учителя, а, например, не педагога. Ведь именно
учителей школ принято поздравлять, оставляя в тени тех, кто работает в других
образовательных учреждениях? - Слово «учитель» очень емкое. Оно имеет свои
корни и свои традиции. Под ним подразумеваются все работники педагогической
сферы, и не только. Ведь мы можем назвать учителем любого человека, который
передал нам свой опыт, знания, умения, стал настоящим примером преданности
делу, по влиял на выбор жизненного пути. Честно говоря, года три назад
обсуждался вопрос введения в календарь праздничных дат Дня работника
дополнительного образования. Но в результате обсуждений было решено этого не
делать. Тем более, что в современном мире воспитать всесторонне развитого чело
века можно только работая в системе: детские сады, школы, дополнительное
образование. - Раньше, как мы помним, работа ли так называемые «кружки по
интересам». Сейчас все они являются частью системы. А есть ли какие-то государственные
стандарты, по которым она обязана работать? Федеральных образовательных
стандартов, как в школе или детском саду, у нас нет. Еще не придуманы... Да и
можно ли творчество ограничить какими-либо рамками? Но это, пожалуй,
единственное, что отличает дополни тельное образование. В остальном мы также
отвечаем за детей, за степень овладения теми или иными умениями. На каждого
ребенка у нас заведено личное дело, в котором и заявление от родителей, и
согласие на обработку персональных данных, и документы ребенка, и согласие на
сопровождение их наши ми педагогами во время соревнований, фестивалей и
конкурсов. Если в школе качество обучения показывает итоговая аттестация, то
у нас именно эти творческие мероприятия. Пожалуй, еще одно большое различие -
принцип добровольности посещения тех или иных занятий. Ребенок может выбрать
то, что ему по душе. И наш Центр дополнительного образования предоставляет
такую возможность. У нас работает 140 различных объединений для детей от
четырех до 18 лет. А обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья могут
занимать и до 30 лет. - Честно говоря, сложно представить такое число
«кружков». На ум приходят песни, танцы, может, рисование и еще что-то... - Вот
как раз обучением рисованию и музыке, а также спортом занимаются
специализированные школы. У нас педагоги работают с детьми по различным другим
направлениям. Например, художественное — это вокал, хореография, театр, цирк,
декоративно-прикладное творчество. Социально-педагогическое направление включает
в себя военно-патриотическое воспитание. Естественно-научное представлено зооцентром
«Аквариум». Техническое - это пока только авиа-моделирование. В будущем будем
активно развивать это направление, как того требует современная
действительность. А спорт у нас представлен только в туристско-краеведческом
направлении в виде спортивного туризма. - В системе образования один из
важнейших принципов - доступность услуг для детей из различных микрорайонов
города. Это касается не толь ко детских садов и школ, но, наверное, и
дополнительного образования? - Да, действительно. Судя по результатам прошлого
учебного года, у нас занимаются почти две тысячи детей. Конечно, им удобнее,
когда до места занятия рукой подать. Сейчас наши объединения есть практически
во всех микрорайонах. В Северном, в бывшем ДК «Цементник», расположен сам Центр
дополнительного образования. На улице Комсомольской - центр информационных технологий.
Там работает экономическая школа, школа «Информал» для юных журналистов, отряд
ЮИД, а так же частично представлено естественно-научное направление — объединением
ЗО Ж . Еще одно наше подразделение - зооцентр «Аквариум». Традиционно там
разводят рыбок, учатся ухаживать за ними, там работает замечательный живой
уголок с попугаями, разными животными, есть даже шиншиллы. Дети приходят в
зооцентр с удовольствием, а их интерес поддерживают замечательные педагоги. С
июля в систему ЦДО вошли три клуба по месту жительства. Это клуб «Юность»
Шипуновского микрорайона, где представлены социально-педагогическое и
художественное направления. Клуб «Импульс» Южного микрорайона. Там работают
туристско-краеведческое и социально-педагогическое направления, занимается
отряд «Юный спасатель». В центре — клуб «Чайка», где занимаются спортивным туризмом,
действуют объединения декоративно-прикладного творчества, а также «Юный
дизайнер «Модники и модницы». - А почему только три клуба по месту жительства,
их ведь было больше? - Клуб «Росинка» остался работать при молодежном центре,
который с июля также вошел в систему образования города. А клуб «Икар»
Подгорного микрорайона пока не работает. Со временные требования пожарной и санитарно-эпидемиологической
безопасности не позволили оставить клуб в той квартире, где он был ранее. Но
ребятишкам в Подгорном есть куда пой ти заниматься. Различные объединения
работают на базе 8 школы, есть ДЮСШ. - Переход в систему образования подразумевает
более строгие требования к сотрудникам. В клубах работа ли замечательные
педагоги. Не отрази лось ли на них такое новшество? - Не так давно наш ЦДО
стал пилот ной площадкой по апробации профессионального стандарта педагога дополнительного
образования. Первый и очень важный критерий: наличие педагогического или любого
другого высшего образования. У многих педагогов, которые пришли к нам
работать, оно есть, кто-то учится. Еще двое - посту пили в этом году. Кстати,
один из них — в педуниверситет. Наверное, он ста нет первым специалистом в
городе, у кого в дипломе будет записано: педагог дополнительного образования.
Сейчас у нас в ЦДО таких нет. Конечно, когда происходила реорганизация, волновались
все. Но педагоги клубов - высококлассные специалисты, они любят детей, свое
дело, а дети любят их и приходят к ним. Так что, я думаю, работа будет
продуктивной. - Есть ли еще какие-либо изменения в нынешнем учебном году? - С
радостью могу сказать - есть! Раньше в ЦДО работал только один образцовый
детский коллектив - это клуб самодеятельной песни «Вдохновение» под
руководством Анжелики Почивало- вой. В июле приказом министерства образования
Новосибирской области этот коллектив подтвердил высокое звание. Но кроме того
образцовыми стали еще два наших объединения. Это ансамбль танца «Серпантин»
(руководители Нина Колотова и Мария Мороз) и объединение по
декоративно-прикладному творчеству «Элегия» (педагог — Елена Никифорова). Я
очень благодарна и педагогам, и детям, и их родителям за настойчивость и
терпение в достижении цели. Теперь очень важно плодотворно и продуманно
работать, чтобы через пять лет подтвердить это звание. - Марина Исаметовна, в
октябре ваши воспитанники поедут в город-побратим Карамай Китайской народной
республики. Расскажите об уже сложившихся традициях сотрудничества. - Дети из
Карамая уже побывали у нас. В нынешнем году в связи с 300-летием Искитима
работала детская профильная смена «Мы вместе», организованная ЦДО при поддержке
центра отдыха «Лесная сказка» и ДЮСШ. Для детей проводились досуговые мероприятия,
мастер-классы, экскурсии. Ребятам из Карамая очень понравилась экскурсия в
пекарню, где дети украшали пирожные, которые потом сами же съели. В Карамае
хлеб печется по другому, поэтому было очень интересно. Через такие вот моменты
происходит знакомство с другой культурой, традициями. Наши дети поедут в
Карамай 20 октября с большой концертной программой. Они выступят в центре
научно-технического творчества и в школе №6, где также проведут мастер-классы
по русскому народному творчеству. Как только они вернутся, с 31 октября
начнется традиционная научно-практическая конференция исследовательских работ
детей, занимающихся в системе дополнительного образования, «Горизонты
открытий». Конференция проводится с 2011 года, а с 2013-го в ней участвуют
школьники из Китая. Стоит отметить, что с каждым годом растет число ее
участников. Сейчас ведь, в основном, проводятся дистанционные конференции и
конкурсы. Отправил работу - получил диплом или грамоту. Мы же решили, чтобы
члены жюри отбирали лучшие работы для публичной защиты в ходе конференции.
Выступления перед зрителями всегда волнительны, но они позволяют увидеть,
насколько дети увлечены темой, с каким азартом отвечают они на вопросы жюри. В
этом году заявки по дали школьники из 19 районов Новосибирской области! Так
что ждем новых тем и новых открытий. - Марина Исаметовна, что бы Вы по желали
своим коллегам? - Недавно я смотрела фильм «Это мы не проходили», снятый еще в
середине 70-х годов. Героиня актрисы Татьяны Пельтцер, выступая перед
студентами пединститута, сказала чудесную реплику: «Учить детей всегда было
сложно, а в настоящее время практически не возможно». И эта фраза актуальна
для всех времен! Тем не менее, я хочу пожелать всем педагогам: любите детей
всем сердцем, всю душу вкладывайте в них. Когда ребенок поймет, насколько сильно
вы его любите, он обязательно ответит взаимностью. Но на это нужно время и
терпение.
Наталья Кривякина
Искитимская газета. - 2017, № 40 (05 окт.). - С. 6.