Нескучная наука и техническое творчество школьников.

 

В Новосибирской области взят курс на реиндустриализацию, требуются специалисты с инженерным образованием.  Но они не появятся сами по себе, ведь долгие годы в нашей стране была мода на гуманитариев, все учились на юристов и экономистов, а чтобы молодой человек увлекся техническим творчеством, ему нужно дать возможность заниматься этим с детства.  Именно такую цель ставят перед собой муниципальные ресурсные центры (MPLI), создаваемые в районах региона при поддержке министерства образования и правительства Новосибирской области,  Есть такой и в Искитимском районе.

В  сентябре  2016  года  на  базе  ЦДОД  «Спутник» в  рабочем  поселке  Линево  открылся  МРЦ  естественнонаучной и  технической направленности  «Центр  детского технического  творчества».

Он  создан  на  средства  субсидии  из  областного  бюджета в  размере одного миллиона рублей, полученной на  реализацию  муниципального проекта  по  выявлению,  развитию  и  поддержки  одаренных  и  талантливых  детей. Разработали  его  управление образования  района  и  ЦДОД «Спутник».

Зачем  создали  центр на  базе  «Спутника»?

Востребованность проекта, по  мнению  его  авторов,  очевидна,  ведь  в  Искитимском районе расположены крупные промышленные  и  сельскохозяйственные  предприятия. Современному  производству необходимы  технически  грамотные  специалисты,  обладающие  инженерными  зна­

ниями,  готовые  к  внедрению инноваций  в  жизнь.  И  важно  такие  кадры  подготовить из  ребят,  живущих  в  нашем районе.

Чтобы  дать детям технические знания и  благодаря профориентационной  работе помочь  им  определиться  с  выбором  будущей  профессии, в  центре организовывают такую  модель  обучения,  которая  сохраняет преемственность  учреждений  образования  от  начального  звена до  выпускных  классов,  чтобы ребята всех возрастов были  задействованы  в  реализации проекта.

Как  рассказывает  директор  ЦДОД  «Спутник»  Наталья  Княжева,  базой было выбрано их учреждение не  случайно,  ведь  здесь  уже  есть объединения  научно-технической  направленности,  например,  по  робототехнике.

Сейчас  в  центре  действует 10  объединений  технической и  семь  естественнонаучной направленности.  Они  расположены  на  площадках  школ района  на  станции  Евсино, поселке  Листвянский,  селах Тальменка,  Бурмистрово, Лебедевка.  В  рабочем  поселке их  две:  в  школе  № 3  и  Гимназии    1.  Занимаются  все желающие  в  возрасте  от  5 до  18  лет.

«По  сути,  в  нашем  районе зарождается новая модель дополнительного  образования,  которая  позволит  вовлечь  как  можно  больше  детей и  подростков в  инженерно-конструкторскую  и  проектно-исследовательскую деятельность  в  различных областях»,—  отметила  Наталья Николаевна.

Впереди — нескучная  наука

На  субсидию  из  областного  бюджета  было  закуплено  новое  оборудование:  ноутбуки,  компьютер,  наборы конструкторов  ЛЕГО  по  робототехнике,  смарт  доска и  проектор,  цифровые лаборатории,  программное  обеспечение.

Наталья  Николаевна  показывает  детскую  цифровую лабораторию  «Наураша»  для проектно-исследовательской деятельности  по  окружающему миру  и  технологии  для самых  маленьких  участников проекта.  Она  была  приобретена в  конце декабря и  находится  в  «Спутнике».  Состоит

из  восьми модулей: Температура,  Свет,  Магнитное  поле, Кислотность,  Электричество, Звук,  Пульс.  В  каждом  лотке    набор  необходимого оборудования.

«Это будут первые шаги наших детей в  науку, начало их проектной деятельности. Вот, например,  модуль  для  первого  знакомства  с  электричеством,—  говорит  Наталья Николаевна,  раскрывая  яркую  пластиковую  коробку.— Здесь  датчики,  моторы,  дистанционная мышь, с  помощью

которой  производят  измерения».  Цифровая  лаборатория дает  возможность  научить детей  правильно  проводить различные  измерения.  Освоив  этот  этап,  ребята  получат доступ к  универсальным датчикам.

Первые достижения

Центр  действует  с  сентября,  и  уже  есть  результаты его  работы.  Ребята  участвовали  в  фестивале  науки  Новосибирской  области  «Наука: образы будущего». В  рамках проекта линевские школьники  побывали  на  экскурсии на  Новосибирском авиационном заводе имени В. П. Чкалова, где узнали много интересного из  истории предприятия и  своими  глазами  увидели сборку  фюзеляжа  гражданского самолета «SSJ-100».

В  декабре  команда  тальменцев  стала  победителем областной  профильной  смены  по  робототехнике,  организованной  Региональным Ресурсным Центром «Детский технопарк».

Новосибирский  электродный завод совместно с  Новосибирским  техническим  университетом  провели  для  учащихся  общеобразовательных учреждений  две  профильные  смены  «Школа  инженерного  творчества».  Старшеклассники увидели современнейшее  оборудование  университетских  лабораторий механико-технологического  факультета,  как  происходит гравировка металлов, попробовали свои силы в  решении  конкретных  технических задач.

А  в  начале  февраля  команды  школ  № 4  р.п.  Линево  и  села  Тальменка  примут участие  в  региональных  отборочных  соревнованиях  Робофест-Новосибирск.

Робототехники в  ресурсах теперь не ограничены

Творческое  объединение научно-технического  направления  «ЛЕГО-умники»,  работает  в  «Спутнике»  четвертый год. Благодаря областной субсидии  закуплено  новое оборудование,  которое  открывает  новые  возможности постижения  этой прикладной науки не  только для младших

школьников,  но  и  учащихся  среднего  звена.  И  позволит участвовать в  областных соревнованиях по  робототехнике.

«С  введением нового образовательного  стандарта  робототехника  потихоньку  внедряется  в  основное  обучение,—  рассказывает  руководитель  объединения,  педагог дополнительного  образования Гарегин Макян,— причем это такой универсальный  инструмент,  который  можно

использовать  практически на  всех  учебных  предметах: и  на  информатике, и  на  технологии, и  математике».

Это не  обычный конструктор  ЛЕГО,  который  можно купить в  любом магазине, такие  роботизированные  наборы  разработаны  специально для  образовательных  учреждений.  И  дети  в  них не  просто играют, они получают технические и  естественнонаучные знания в  процессе сбор­

ки.  «Собирают,  например, крокодила.  В  промежутках между  этапами  программирования и  сборки преподаватель дает им сведения о  том, где  крокодилы  обитают,  что это  за  представители  земной фауны.  То  есть полученные  знания  школьники  смогут  использовать  на  уроках по  окружающему миру и  биологии»,— поясняет руководитель. Гарегин Андреевич признается,  что  после  первого выпуска  пришло  много  первоклассников,  с  ними  работать  сложнее,  но  интересно.  И  то,  что они  на  занятии шумят,  то  это  все  по  делу: идет творческий процесс, дети собирают робота, общаются.  учатся  работать в  команде.  На  начальном  этапе  действуют  по  заданной  схеме, потом,  освоив базовые модели,  начинают конструировать фантазийно,  додумывать,  доделывать.  Постоянно  экспериментируют.  Так,  например, собирая  модель  с  ременной передачей  и  располагая  ремень  по-разному,  получают новые  варианты  движения. «Здесь все ограничено только фантазией человека»,— авторитетно заявляет педагог.

Анна Зубарева

Искитимская газета. - 2017, № 4 (26 янв.). - С. 8.