Нескучная
наука и техническое творчество школьников.
В Новосибирской области взят курс на реиндустриализацию, требуются специалисты с инженерным
образованием. Но они не появятся сами по
себе, ведь долгие годы в нашей стране была мода на гуманитариев, все учились на
юристов и экономистов, а чтобы молодой человек увлекся техническим творчеством,
ему нужно дать возможность заниматься этим с детства. Именно такую цель ставят перед собой
муниципальные ресурсные центры (MPLI), создаваемые в районах региона при
поддержке министерства образования и правительства Новосибирской области, Есть такой и в Искитимском
районе.
В сентябре
2016 года на
базе ЦДОД «Спутник» в
рабочем поселке Линево
открылся МРЦ естественнонаучной и технической направленности «Центр
детского технического
творчества».
Он создан
на средства субсидии
из областного бюджета в
размере одного миллиона рублей, полученной на реализацию
муниципального проекта по выявлению,
развитию и поддержки
одаренных и талантливых
детей. Разработали его управление образования района
и ЦДОД «Спутник».
Зачем
создали центр на базе
«Спутника»?
Востребованность проекта, по
мнению его авторов,
очевидна,
ведь в Искитимском районе
расположены крупные промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Современному производству необходимы технически
грамотные специалисты, обладающие
инженерными
зна
ниями, готовые к внедрению инноваций в
жизнь. И важно
такие кадры подготовить из ребят,
живущих в нашем районе.
Чтобы дать детям технические знания и благодаря профориентационной работе помочь
им определиться с выбором будущей
профессии, в центре
организовывают такую модель обучения,
которая сохраняет преемственность учреждений
образования от начального
звена до выпускных классов,
чтобы ребята всех возрастов были
задействованы в реализации проекта.
Как рассказывает
директор ЦДОД «Спутник»
Наталья Княжева, базой было выбрано их учреждение не случайно,
ведь здесь уже
есть объединения научно-технической направленности, например,
по робототехнике.
Сейчас в
центре действует 10 объединений
технической и семь естественнонаучной направленности. Они
расположены на площадках
школ района на станции
Евсино, поселке Листвянский, селах Тальменка, Бурмистрово, Лебедевка. В
рабочем поселке их две:
в школе № 3
и Гимназии №
1. Занимаются все желающие
в возрасте от 5 до 18
лет.
«По сути,
в нашем районе зарождается новая модель дополнительного образования,
которая позволит вовлечь
как можно больше детей и
подростков в инженерно-конструкторскую и проектно-исследовательскую
деятельность в различных областях»,— отметила
Наталья Николаевна.
Впереди — нескучная
наука
На субсидию
из областного бюджета
было закуплено новое
оборудование: ноутбуки, компьютер,
наборы конструкторов ЛЕГО по робототехнике, смарт доска и
проектор, цифровые лаборатории, программное
обеспечение.
Наталья Николаевна
показывает детскую цифровую лабораторию «Наураша» для проектно-исследовательской деятельности по
окружающему миру и технологии
для самых маленьких участников проекта. Она
была приобретена в конце декабря и находится
в «Спутнике». Состоит
из восьми модулей: Температура, Свет,
Магнитное поле, Кислотность, Электричество, Звук, Пульс.
В каждом лотке
— набор необходимого оборудования.
«Это будут первые шаги наших
детей в науку, начало их проектной
деятельности. Вот, например, модуль для
первого знакомства с
электричеством,— говорит Наталья Николаевна, раскрывая
яркую пластиковую коробку.— Здесь датчики,
моторы, дистанционная мышь,
с помощью
которой
производят измерения». Цифровая
лаборатория дает возможность научить детей
правильно проводить различные измерения.
Освоив этот этап,
ребята получат доступ к универсальным датчикам.
Первые достижения
Центр действует
с сентября, и
уже есть результаты его работы.
Ребята участвовали в
фестивале науки Новосибирской
области «Наука: образы будущего».
В рамках проекта линевские
школьники побывали на
экскурсии на Новосибирском
авиационном заводе имени В. П. Чкалова, где узнали много интересного из истории предприятия и своими
глазами увидели сборку фюзеляжа
гражданского самолета «SSJ-100».
В декабре
команда тальменцев стала
победителем областной
профильной смены по
робототехнике, организованной Региональным Ресурсным Центром «Детский технопарк».
Новосибирский электродный завод совместно с Новосибирским
техническим университетом провели
для учащихся общеобразовательных учреждений две
профильные смены «Школа
инженерного творчества». Старшеклассники увидели современнейшее оборудование
университетских лабораторий механико-технологического факультета,
как происходит гравировка
металлов, попробовали свои силы в решении конкретных
технических задач.
А в
начале февраля команды
школ № 4 р.п.
Линево и села
Тальменка примут участие в
региональных отборочных соревнованиях
Робофест-Новосибирск.
Робототехники в
ресурсах теперь не ограничены
Творческое объединение научно-технического направления
«ЛЕГО-умники»,
работает в «Спутнике»
четвертый год. Благодаря областной субсидии закуплено
новое оборудование, которое открывает
новые возможности постижения этой прикладной науки не только для младших
школьников, но
и учащихся среднего
звена. И позволит участвовать в областных соревнованиях по робототехнике.
«С введением нового образовательного стандарта
робототехника потихоньку внедряется
в основное обучение,—
рассказывает руководитель объединения,
педагог дополнительного образования
Гарегин Макян,— причем это
такой универсальный инструмент, который
можно
использовать практически на всех
учебных предметах: и на
информатике, и на технологии, и
математике».
Это не обычный конструктор ЛЕГО,
который можно купить в любом магазине, такие роботизированные наборы
разработаны специально для образовательных учреждений.
И дети в них
не просто играют, они получают технические
и естественнонаучные знания в процессе сбор
ки.
«Собирают, например, крокодила. В
промежутках между этапами программирования и сборки преподаватель дает им сведения о том, где
крокодилы обитают, что это
за представители земной фауны.
То есть полученные знания школьники
смогут использовать на
уроках по окружающему миру и биологии»,— поясняет руководитель. Гарегин Андреевич признается, что
после первого выпуска пришло
много первоклассников, с
ними работать сложнее,
но интересно. И
то, что они на
занятии шумят, то это
все по делу: идет творческий процесс, дети собирают
робота, общаются.
учатся
работать в команде. На
начальном этапе действуют
по заданной схеме, потом,
освоив базовые модели, начинают
конструировать фантазийно, додумывать,
доделывать. Постоянно экспериментируют. Так,
например, собирая модель с
ременной передачей и располагая
ремень по-разному, получают новые варианты
движения. «Здесь все ограничено только фантазией человека»,— авторитетно
заявляет педагог.
Анна Зубарева
Искитимская газета. - 2017, №
4 (26 янв.). - С. 8.