Все ценности - в природе.

 

Все начинается с учителя.  Настоящий педагог, несомненно, должен не только любить и знать свой предмет, но и быть яркой личностью, обладать харизмой, даром убеждения и талантом рассказчика, чтобы увлечь детей за собой.

Учитель  экологии  Гимназии  №1  Искитимского  района Юрий  Панов  говорит, что  ему повезло с педагогами, в школьные годы он занимался в кружке юннатов при Дворце пионеров  в  Москве,  руководил  им известный  исследователь  Евгений  Васильевич  Евстафьев. Вместе  с  хранителем  Дарвиновского  музея  Петром  Петровичем Смолиным и его воспитанниками  ходил  на  экскурсии  в  лес,  изучая  природу Подмосковья. Такой стиль преподавания  предпочитал  основатель  Всероссийского  общества охраны природы. Детское увлечение биологией для Юрия Панова стало делом всей жизни.  Вместе  с  друзьями  он  поступил  в  Томский  университет.  Товарищи  затем  вернулись  в  Москву,  а  Юрий  Александрович  остался  в  Сибири, окончив в 1973 году факультет биологии,  работал  учителем в  сельских  школах,  с  1989-го преподает в гимназии в посел­

ке  Линево.  Вспоминает,  что всегда  вел  факультативы  по охране  природы,  на  которых вместе  с  детьми  они  изучали флору  и  фауну  родного  края, создавали  собственные  заповедники.

Учитель  составил  уникальную  учебную  программу  по экологии,  на  его  уроках  дети  не  пользуются  учебниками, они  сами  создают  конспекты, изучая  ту  или  иную  тему.  Например,  знакомясь  с  экологий школы,  гимназисты  смотрели, где  самый  «зеленый»  кабинет, измеряли,  где  самая  низкая или высокая температура и так далее.  И отразили данные своих  наблюдений  в  рисунках.  За годы  работы  набралось  много  таких  наглядных  пособий.

Учащиеся  сами  делают  гербарии.  Каждый  лист  оформлен по  всем  правилам  науки:  на этикетке  название,  семейство, вид,  место  сбора,  кто  собрал, кто смонтировал.  Целый шкаф занимают  аккуратные  коробки:  «Титов  лог»,  «Флора  Линево»,  «Шипуниха».  «На  уроках  я использую  эти  гербарии,  сделанные  детьми.  Мы  смотрим, как  действует  влияние  экологических  факторов  на  растение, какие у него листья, стебли,  цветы.  Учить  экологию  по учебникам бесполезно, — убежден  Юрий  Панов.  — Мы  изучаем  экологию  нашего  Искитимского  района  на  природе».

По его мнению, один день в исследовательском  проекте  на природе  даст  больше  условий для  развития  личности учащегося, чем год в школьном классе.  Юные  экологи  с  увлечением  идут  за  учителем-энтузиастом по полям и лесам родного края,  ищут  уникальные  ценности. И находят.

Так,  например,  в  бассейне  реки  Койниха  обнаружили  удивительную  территорию, где в одном лесочке произрастает  12  видов  орхидей,  большинство  из  них  занесены  в Красные  книги - международные,  российские  и  сибирские.

По  словам  Юрия  Панова,  этот случай уникальный, такого места  нет нигде,  ни в  Европе,  ни в Азии,  только  рядом с  поселком  Линево,  в  Искитимском районе.

Несколько лет назад  занимающиеся  в  экологическом кружке  дети  проехали  всю Шипуниху,  от начала до конца,  сравнили  самые  грязные места у карьеров и самые чистые — у ее истоков.  На протяжении  многих  лет  добровольцы  очищали  берега  этой реки  от  мусора.  А  недалеко

от школы расположен микрозаповедник  «Титов  Лог».  Это своеобразный полигон кружковцев,  где  они  ведут  летопись  природы,  разрабатывают  различные  проекты,  весной развешивают скворечники,  а  зимой  подкармливают птиц.  «Сейчас  мы  работаем  над  проектом  экологиче­

ской  тропы  «Падунчик».  Это речка так  называется.  Возле поселка  Линево  в  овраге  течет  ручей,  начинается  у  Керамкомбината  и  около  Шадрине  впадает  в  Шипуниху, — рассказывает Юрий Александрович. — Мы с ребятами нашли местечко,  где  замечательное  растение  прострел

встречается  разных  видов: синий,  белый,  розовый.  Хотим  сделать  экологическую тропу и  водить родителей  на экскурсию,  наблюдать  первоцветы.  Надо  сделать  стенды  природоохранные,  поставить  указатели.  Работы  много  еще  по  благоустройству тропы, мы этим занимаемся».

Юрий Панов обладает удивительным даром убеждения, умеет  увлечь  за  собой.  После  уроков  вместе  с  учителем  ребята  идут  в  лес,  в  поля,  на  экскурсии,  отправляются  в  экспедиции.  И  совершают свои первые маленькие открытия.  Они  могут  с  ходу назвать  встреченное  на  пути

растение,  а  если  увидят что-то новое, неизвестное,  Юрий Александрович  обязательно объяснит,  что  это  такое.  Да так интересно! О простой ромашке-путешественнице  или редком гусином луке расскажет  целую  историю.  Раскроет маленькие тайны всем известной медуницы. Знает, где

растет  краснокнижная  эфедра.  И чем удивителен татарник.  В  этих  походах  самым ценным становится общение. «Для  меня  экология  основана  на  любви  к  природе.  Это способ  общения  с  детьми. Я в лес  никогда один не ходил, всегда  с  ребятами,  с  кружковцами.  Мне  одному  не  ин­

тересно,  а  с  ними  общаемся, общаемся  с  природой,    говорит  Юрий  Александрович.

  И  они  будут  природу  любить.  И  вспоминать наши походы».

Как-то  после дождя  утром на  экскурсии  увидели  на  асфальте  множество  умирающих  розовых  червей.  Юрий Александрович  рассказал детям,  что  150  лет  назад  Чарльз  Дарвин  посвятил  этим созданиям научный труд.  Позднее  об  этой  истории  учитель  написал  на  своем  сайте:  «И  сегодня  научный  труд  натуралиста  читается как роман... Дарвин ставил банку с червями на рояль и  просил  жену  играть.  От вальсов  у  червей  кружилась голова,  и  они  качались  как змеи, а от маршей они прятались в ужасе... А почему черви  гибнут  во  время  дождей, толком никто не знает, существуют  только  гипотезы.  О червях  можно  говорить  бесконечно.  А  в  учебнике  биологии  за  седьмой  класс  тайны червей сводятся к информации о внутренних органах. Наверное,  что-то  мы  делаем не так.  После изучения темы «кольчатые черви»,  дети червей не полюбят, тем более не

станут  задавать  им  вопросы и разгадывать тайны».

А  талантливый  педагог-ученый  может  рассказать  о каждом  цветке,  камне  или пташке  так,  что  захочется узнать  больше.  И  сделать что-то хорошее.

В  гимназии  каждую  весну проходит  День  птиц.  Вместе с учителями дети развешивают  домики  для  пернатых  на деревьях вокруг школы, в поселке, в ближайшем лесочке. И  немало  других,  связанных с природой, праздников, есть в  календарных  планах  этого учебного  заведения.  Так,  ка­

ждую  осень  12  ноября  отмечают  День  синички.  Как  говорит  Юрий  Александрович, для  первоклашек  это  становится  своеобразным    вторым  (после  19  октября)  — посвящением  в  гимназисты.

Старшие  ребята  развешивают кормушки,  а малыши кладут  в  них  лакомство  для  синичек:  семечки,  крупу,  хлеб. Каждую  осень  ученики  гимназии  устанавливают  в  поселке  около  пятидесяти  таких  «столовых».  Ежедневно наполнять  кормушки    обязанность  юных  сотрудников экологического музея. Пятнадцать  лет  назад  в  гимназии  был  создан экологический музей. Он постоянно пополняется новыми экспонатами.  Кто-то  приносит  упаковку  от  экологически чистого продукта,  кто-то пустое  осиное  гнездо,  камень с берега  Байкала.  В открытых  витринах    образцы  пород,  кости  ископаемых животных,  найденных  учащимися и жителями поселка, отданными  в  дар  музею.  Например,  фрагмент  зуба  мамонта.  Мальчишки,  купаясь в реке, нашли необычный камень, принесли учителю с вопросом, что это такое? Юрий Александрович  определил,

что  это  обломок  зуба  ископаемого животного.

«В  нашем  музее  каждый ребенок  может  прикоснуться к экспонатам, подержать в руках бивень мамонта, камни горных  пород,  осколок  окаменевшего  дерева.  Или  посмотреть,  как  работает  анемометр. Ученики с увлечением дуют в него, измеряя силу ветра.  Я  все  уроки  начинаю

здесь,  а потом идем в класс», — говорит  Юрий  Панов.  Вот Юрий  Александрович  берет в  руки  невзрачный  черный камень.  «Знаете,  что  это  такое?    спрашивает  так,  что невольно  останавливаешься и  с  замиранием  ждешь  продолжения.  Что  особенного в  этом  негромком,  спокойном  голосе?  Чем  завораживает?  Тем,  что  ему  и  самому действительно  это  интересно.  И  важно  раскрыть  тайну собеседнику. — Искитимскому району 80 лет,  а земля,  на которой  он  расположен,  существует уже 350 миллионов лет. И об этом нам может рассказать вот эта удивительная редкая горная порода — диабаз.  На  месте  Бердских  скал был  вулкан,  выливалась магма,  она  застывала,  и образовались  вулканические  горные  породы,  появились  Алтайские  горы,  Салаир.  С  тех пор вот эти камнепады существуют, каменная река течет, — учитель показывает фотографии  на  стенде.    И  диабаз  мы  можем  подержать  в руках.  Прикоснуться  к  истории».

Рисунки  лилового  цветка встречаются на многих стендах.  Эту  эмблему  музея  ребята вместе с руководителем придумали  много  лет  назад.

Кандык  сибирский  встречается  в  нашем  районе,  растение занесено в Красную книгу  Новосибирской  области. Сейчас  этот  цветок  изображен  на  гербе  Искитимского района,  такую  идею  предложил  Юрий  Панов  на  сессии депутатов  районного  совета, она была поддержана.

Юрия  Панова  хорошо  знают  жители  поселка  как  защитника природыдумчивого исследователя  и самобытного  фотографа,  создающего маленькие фото-шедевры. Он  подмечает  такие  вещи, мимо которых другие обычно проходят.

Педагогический  стаж Юрия Александровича 42 года.  Увлеченный  своим делом учитель-энтузиаст  продолжает  зажигать  в  сердцах детей  любовь  к  природе,  учит бережному  отношению  к окружающей  среде,  умению общаться  с  ней  и  сохранять ее равновесие.

«Когда  это  будет,  что зашел  в  реку,  зачерпнул  воды  и  выпил?  Когда  из  заводских труб будет идти чистый дым?  Когда  в  лесу  никто  не будет  рвать  цветы?  Будет, наверное.  За границей такой вид  отдыха,  как  экскурсии на природу, популярен. Люди идут  по  тропинкам  с  фотоаппаратами  никто  не сорвет ни травинку,  ни  цветок.  Когда-нибудь  и  у  нас  такое  будет»,    уверен  учитель  экологии Юрий Панов.

Анна Зубарева Фото автора и из архива Юрия Панова.

Искитимская газета. - 2017, № 40 (05 окт.. 1,7.