Как все начиналось.

 

В  декабре  1948  года  для  обеспечения грузовыми перевозками  организаций  города  и  района  в  Искитиме было создано автотранспортное хозяйство  (АТХ-4),  которое  возглавил  Данила  Кузьмич  Зылев. Автопарк предприятия насчитывал  14 грузовых  автомобилей  ЗИС-5  и  пять  лесовозов.

Материально-техническая  база  хозяйства была очень скудна:  стояночных боксов  не  было,  ремонтировать автомобили также  было  негде.  Тогда  руководство организовало  строительство  своими  силами,  коллектив  с  готовностью  откликнулся  на  просьбу  начальника  хозяйства Д.К. Зылева  и  стройка  закипела,  трудились  не только  работники,  но  и  члены  их семей  -  жены,  дети.  Строительных  материалов  не  хватало,  поэтому  гаражи строили  саманные,  неотапливаемые. Водители  приходили  на работу в 5 часов и  занимались  подготовкой  транспорта:  в бочке  подогревали  воду,  чтобы  прогреть и завести двигатель и вовремя отправиться  по своему маршруту.  Рейсы совершали  не  только  по  Искитимскому  району, но  и  по  Новосибирской  области  и  даже за  ее  пределы.

Потребность  в  грузовых  автомобилях постоянно росла,  но  расширяться хозяйству  не  позволяла  небольшая  территория.  Осенью  1953 года было принято решение перевести хозяйство на улицу Пушкина.  И снова коллектив взялся за работу,  но  строили  уже  полноценные  здания

из кирпича, а не саманные гаражи из глины  и  соломы.

Парк  предприятия  пополнялся  новыми машинами,  такими  как  ГАЗ-51  и  ЗИЛ-585.  Кроме того,  в  1953 году автопредприятие  получило  автобусы  ПАЗ-651  и ПАЗ-652, предназначенные для пассажирских перевозок по городу.  Села обеспечивали  грузотакси.  Работники  повышали квалификацию.  В  1954 году А Н.  Башмаков,  П.И.  Лезов,  Ф.С.  Могилевцев  и  Н А. Нефедов  получили  права  1  класса,  им доверили  управлять  новыми  ЗИС-150  с бортовыми  прицепами.  Позже  пришли два новых ГАЗ-63 для перевозки грузов в совхозах  и  колхозах,  на  которых  трудились  передовики-комсомольцы.  В  это время  на предприятии ударно трудились И.П.  Дземба,  А.Г.  Колточихин,  И.Я.  Равинский,  Н.В.  Руденко,  И.П.  Черепанов, В.А.  Санин,  М.А.  Борисов,  Г.П.  Самохвалов,  Ф.С.  Могилевцев.  Они,  не  зная  усталости,  день  и  ночь  совершали  рейсы

на  стройки  и  совхозные  поля.  А  после смены  каждый  делал  еще  по  рейсу за песком,  бутовым  камнем  и  другими стройматериалами  для  возведения на территории АТП гаражей, котельной, реммастерской,  конторы.

Выполняя работу в своем хозяйстве, коллектив  не забывал  и  подшефных,  водители вместе со своими семьями выезжали  в село Легостаево на уборку льна.  За высокие производственные показатели и активную помощь сельскому хозяйству в уборке урожая  многие  водители  награждены  Почетными  грамотами  облавтотреста,  обкома профсоюза автошосдор г. Новосибирска.  Лучшие заносились в книгу Почета автопредприятия.  В  1966  году А.Н.  Башмаков  награжден Орденом Ленина.

С  каждым  годом  предприятие пополнялось новыми комфортабельными автобусами.  Маленькие автобусы стали обслуживать  около  десятка  сельских  маршрутов,  сменив  грузотакси,  а  по  городу курсировали автобусы городского типа ЗИЛ-158.

В  1980 году автотранспортное предприятие возглавил  Н.А.  Смирнов.  Хозяйство было  передано  ему  не  в  лучшем  виде: более десяти автобусов находилось в разукомплектованном  состоянии,  ремонтная  база  обветшала,  существовала  необходимость  строительства  новых  производственных  помещений.  Коллектив под  руководством  Николая  Александровича  добился  многого.  Была  построена мощная  современная  производственная база:  гараж  на  несколько  десятков  автомашин со всеми бытовыми помещениями,  мастерские, столовая и многое другое,  значительно  возрос и обновился  автобусный  парк,  в  июле  1981  года  АТП перешло  на  абонементную  оплату  проезда  пассажиров,  в  1982  году  по  решению сессии  исполкома городского Совета  было  упорядочено  движение  городских  автобусов,  начали  работу  по  обучению водютлей категории "Д” .  Уже к 1985 году хозяйство  преобразилось.  Автопарк предприятия  насчитывал  57  автобусов марки ЛиАЗ-677, которые обслуживали  12 маршрутов в городе, и 37 автобусов марки ПАЗ-672,  обслуживающих  13 сельских маршрутов.  При  поддержке  партийной организации, которую возглавлял начальник  ОТК  В.И  Пономарев,  на  предприятии  ввели  новые  экономические  реформы  в  виде  бригадного  подряда и фиксированной  выручки.  Много  труда  вложили в развитие предприятия старейшие работники  Н.А.  Авдеев,  И.М.  Музыка,  Ф.И. Вишнякова,  Г.А.  Сергиенко  и  М.А.  Борисов,  И.С.  Лезова.

К 90-м  годам  Искитимское  ПАТП  объединения "Новосибирскавтотранс” выросло  в  мощное  автопредприятие.  Замечательно трудились водители В.Ф. Суворов, В.Ф.  Заводский  и  Н.С.  Коллегов,  на  городских  -  И.Ф.  Долгих  и  А.П.Бабенко, слесарь-ремонтник  Н.С.  Макаров,  строитель  Н.И.  Шевченко,  а  также  заместители  директора  по  направлениям  С.И.

Могилевцев, А.В.  Щечков и С.В.  Леоненко,  председатель  совета  трудового  коллектива  Н  И.  Худокормов.

В  1992  году предприятие возглавил B.C.  Александров. Время  в стране  было непростое: рыночные отношения, рост  цен  на горюче-смазочные материалы,  запчасти  и  новую  технику.

Владимир Семенович  в труднейшее для  предприятия  время сумел  сплотить  коллектив,  найти экономические рычаги,  которые позволили предприятию  не только устоять  на  ногах,  но  развиваться,  улучшать  финансовое  положение.  В  сложных  экономических  условиях  предприятие  работало  стабильно:  налажено бесперебойное движение автобусов  по  городским  и  сельским  маршрутам,  расширена  производственная  база, введена  в  эксплуатацию  собственная АЗС,  изыскивали средства для обновления  подвижного  состава автобусами  импортного производства.  В автобусах продолжает  действовать  льготная  оплата проезда  для  ветеранов  войны  и  труда, инвалидов;  по  просьбе  горожан  введен маршрут    10,  а  маршрут  автобуса  N2 11  изменен.

Большое  внимание  руководство  ПАТП уделяло социальным вопросам:  разработана  прогрессивная  система  оплаты, предприятие является базой практики для молодых  специалистов  города.  Созданы условия и для отдыха работников:  оздоровительный  комплекс,  сауна  с  бассейном,  спорт зал,  прекрасная столовая, комната  отдыха,  бильярд,  библиотека.

Кроме  этого  на  территории  ПАТП  действует  спортивный боксерский  клуб "Искитимец".

В  2007  году,  поздравляя работников с  профессиональным  праздником, B.C.  Александров отметил,  что  основную  свою  задачу  - обеспечение  пассажирских  перевозок  - предприятие  выполнило.  "Мы  смогли сохранить все имеющиеся  маршруты  и развить маршрутную сеть  межгорода. Коллектив  нашего предприятия трудится  добросовестно,  с полной  отдачей.  Показатели  Искитимского  ПАТП  на  сегодняшний день лучшие в  области  среди предприятий,  занимающихся пассажирским  перевозками.  В  этот день  хочется отметить  тех,  кто  много  лет  отработал на предприятии: А.У.  Соколова,  А.Г.  Колточихин,  И.Н.  Саламахин,  И.Ф.  Долгих, И.П.  Черепанов,  Г.Т.  Чайко,  И.М.  Зотов, А.С.  Смиренова,  Н.Ф.  Рудюк,  К.А.  Ершова,  З.А.  Канаева  и  многие другие". В  2010  году  в  структуре  предприятия  произошли  изменения:  образованы  Центр  пассажирских  и  автотранспортных  перевозок,  который  Обслуживает  городские  и  дачные  маршруты,  и  Пассажирское  и  автотранспортное  предприятие  №1,  которое  обслуживает  маршруты  по  Искитимскому  району.

В  2012  году  в  связи  с  уходом  на  заслуженный отдых B.C. Александрова директором   ЦПАТП  назначен  Федор Дмитриевич  Богатов,  а  19  марта  2013 года  новым  руководителем  искитимского  пассажирского  автотранспортного  предприятия  стал  Сергей  Юрьевич Шевченко.  В  честь  65-летия  Искитимского  МУП  "ЦПАТП"  был  организован ряд  мероприятий:  спартакиада  работников  и  конкурс  профессионального мастерства,  а  сотрудники  трех  городских  библиотек  подготовили  развлекательную  и  познавательную  программу для  пассажиров  и  рассказывали  об истории  становления  предприятия,  о водителях и  кондукторах,  которые  каждый день обслуживают тысячи искитимцев,  о  шоферских  династиях  пассажирам  маршрута  №12.  С  24  июля  2013

года  в  Искитиме  появился  новый  автобусный  маршрут    17  "Бассейн  "Коралл"  -  Женская  консультация".  Автопарк  пополнялся  новыми транспортными  единицами,  и  коллектив  предприятия  трудился  с  надеждой,  что  положительные  перемены   в  жизни  МУП

"ЦПАТП”  будут  продолжаться. 30  марта  2016  год  исполняющим  обязанности  директора  МУП  "ЦПАТП"  был назначен  заместитель  директора  Сергей  Михайлович  Лукьяненко,  который  с 27  апреля  2016  года  назначен  директором  предприятия. Сегодня  Муниципальное  унитарное

предприятие  "Центр  пассажирских  и автотранспортных  перевозок"  города Искитима  является  одним  из  крупнейших  автотранспортных  предприятий Новосибирской области.  МУП  "ЦПАТП" имеет  парк  подвижного  состава  в  количестве  35  единиц  транспортных средств  и  обслуживает  всю  маршрутную  сеть  города  Искитима:  14  городских  и  5  пригородных  маршрутов  (3  из них  дачные  сезонные  маршруты  и  2  -школьные).  В  сутки  перевозит  более 12  000  пассажиров.  Количество  работающих  на  предприятии  более  200  человек.  ЦПАТП  имеет  ремонтно-механическую  мастерскую,  автостоянку, теплые  стояночные  боксы,  центр  технического контроля и справочную службу.  Производственная  база  предприятия  располагает  всем  необходимым комплексом  административно-бытовых,  производственных  и  хозяйственных построек, обеспечивает полную потребность  в  техническом  обслуживании,  ремонте, хранении подвижного состава  и  создании  надлежащих условий для  работы  персонала.  На  предприятии  обеспечивается  полный  технологический  цикл  по  эксплуатации,  технической эксплуатации, техническому обслуживанию  и  ремонту  автобусов. Предприятие  осуществляет  перевозки  льготных  категорий  граждан.  Ежемесячно  единые  социальные  проездные  билеты  (ЕСПБ)  для  проезда  в  автобусах общего  пользования  приобретает  более  3000  жителей  города.

Успешная  деятельность  предприятия во  многом  определяется  наличием опытного,  высококвалифицированного состава  и  грамотных  специалистов.

Высококвалифицированные кадры водителей,  ремонтных рабочих,  кондукторов и  специалистов  обеспечивают  надёжное  функционирование  предприятия  и транспортную  доступность  населения города.  Более  30  человек  имеют  звание  "Ветеран  труда",  работники  предприятия  неоднократно  награждались почетными  грамотами  Министерства транспорта  НСО  и  Администрации  города  Искитим.  Опыт  ветеранов  автомобильного и пассажирского транспорта,  отдавших  любимой  профессии  лучшие  годы  жизни,  неоценим,  многие  из бывших работников трудились на благо автопредприятия  и  жителей  города  более  30  лет.  Это  Ф.И.  Вишнякова  (стаж работы  43  года),  П.Л.  Геншель  (38 лет), И.М.Зотов  (33  года),  А.Д.  Дрозд  (33 года),  В.М.  Рядозубов  (35  лет),  Ю.И. Храмченко (34 года),  В.И. Храмченко (33 года),  Н.И.  Будников  (38  лет).  Сегодня добросовстно  работают  и  продолжают дело  своих предшественников  М.Е.  Зубов;  В.И.  Колесников;  О.П.  Греков;  В.Н. Рыбалова  и  Б.И.  Карболин,  С.Н.Бардаков,  С.В.  Бруг  и  С.И.  Горелов.

По  словам  Сергея  Михайловича  Лукьяненко,  его  основной  задачей  в  качестве директора  МУП  "ЦПАТП"  является вывод  предприятия  из  кризиса.  "Жители  могут  быть  спокойны:  городской транспорт  продолжит функционировать в  нормальном  режиме,  -  комментирует Сергей  Михайлович.  -  Нам  предстоит продолжить работу по совершенствованию пассажирских перевозок  и обеспечению  их  безопасности.  В  числе  первоочередных  задач:  обновление  парка автобусов,  повышение  качества  обслуживания  населения,  улучшение  социально-бытовых  условий  работников  и рост  заработной  платы.  Достойно справляться  с  этими  задачами  нам  помогут  ответственность,  опыт  и  сплоченность  коллектива.  Совместными усилиями  постараемся  сделать  все, чтобы  муниципальный  транспорт  в  Искитиме  развивался,  а  не  умирал".

При  подготовке  публикации  использованы  материалы  из  газеты "ЗНАМЯ  КОММУНИЗМА",  книги Максимова  Г.Г.  "Искитим.  XX  век" и  личных  архивов  ветеранов  и  работников  МУП  "ЦПАТП".

Конкурент. - 2017, № 14 (14 апр.). - С. 5.