В песне вся наша жизнь.

 

Вы никогда не задумывались над тем, что заставляет человека петь? Или над тем, что заставляет его слушать песню?

Влюбляться в эту музыку, в слова? Прочувствовать песню до слёз или, не удержавшись, пуститься под песню в пляс? 19 февраля в городе Искитим в РДК имени Ленинского комсомола прошёл фестиваль-конкурс сельских хоров и ансамблей «Поет село родное». В нём приняли участие 19 хоровых

коллективов нашего района. Среди них и вокальная группа «Криницы» Легостаевского сельского совета.

А так как большинство участников этого  мероприятия  женщины,  то  и разговор наш о легостаевских музыкальных традициях с Татьяной Николаевной Рыбаковой, главой Легостаевского сельсовета и с Панной Владимировной Леоненковой,  постоянной участницей вокальной группы «Криницы», состоялся накануне 8 марта.

-  Татьяна Николаевна, современная жизнь так мало даёт поводов для радости, а люди не перестают петь. Вам не кажется это удивительным?

-Современные психологи утверждают, что лучший способ повысить качество своей жизни - просто начать ей радоваться. Пение именно тот инстру­

мент, который позволяет «добыть» радость жизни.

В моём детстве у каждой девчонки была толстая тетрадь,  в которую мы записывали слова любимых песен. А наши бабушки  и  мамы,  собирая  го­

стей, привечали не только угощеньем, но и песнями.

В Легостаевских сёлах пели  всегда.  В старые времена  рядом с церковью  в  Легостаево  находилась церковно-приходская школа. При ней был детский хор. В 30-е годы здание церковно-приходской  школы  было определено под клуб. Изменился и репертуар хора. В его исполнении зазвучали патриотические песни. В период, когда село Легостаево стало районным центром, при клубе начали  создаваться  различные самодеятельные  коллективы,  в том числе духовой оркестр, которым  руководил Б.Ржевский. О нём до сих пор  тепло вспоминают старожилы. В 1935 году была открыта новая Легостаевская средняя  школа.  В  ней  сразу был организован  школьный хор,  как одно из направлений  развития творческих способностей детей. Уже тогда этому вопросу уделялось  большое внимание.

В  начале  семидесятых годов  в Легостаевскую школу пришла талантливый учитель пения  Валентина Михайловна Четверикова. Она продолжила

старые добрые традиции. Под её руководством  школьный хор зазвучал по-новому. Отец Валентины Михайловны играл на скрипке, а дочь обучил

игре на баяне.  Как руководитель, Валентина Михайловна была очень требовательна к хористам. Она и сама хорошо пела, и от нас требовала, чтобы

пели только по партиям, отчего каждая песня приобретала тонкое аккордное звучание.

При Валентине Михайловне школьный хор прославился на весь район.

Участвовало в нем более ста ребятишек. Выезжали на районные смотры художественной самодеятельности, ездили с концертами в соседние села.

Ездить приходилось в кузове обычного грузовика на деревянных скамьях и, если вдруг начинался дождь,  промокали до нитки, но были очень гор­

ды тем, что имели возможность выступать с песнями. В то время песни пелись, а не исполнялись. Они были частью нашей жизни и в них отражалась

вся наша жизнь. Песни пели дома, на работе, в пионерском лагере и в школе, в детском саду и во дворе. При  сельском доме культуры собирался хоровой  коллектив, руководила которым Валентина Михайловна Четверикова.

Когда Валентина Михайловна уехала из села,  коллектив продолжил свои занятия под руководством талантливого баяниста Александра Афанасьевича

Маганова. Александр Афанасьевич активно работал с населением.  При  нём  в хоре пели 19 участниц. В это время удалось решить вопрос о выделении денежных средств на новые хоровые костюмы с руководителем  колхоза  «Сибиряк»  Владимиром  Александровичем Абаскаловым.  Владимир Александрович  любил русские песни и поддерживал  сельскую художественную самодеятельность.

Под руководством Александра Афанасьевича группы хора выезжали на поля в посевную и уборочную пору, чтобы порадовать механизаторов, комбайнеров, водителей доброй песней, а передовиков поздравить с трудовыми успехами.  Ни одно проводимое на территории сельсовета мероприятие не проходило без их участия.

В  1986 году для сельчан распахнул свои двери  новый Дом культуры.  В  нем  было  250  посадочных мест и большая сцена с  карманами.  Это событие дало  новый толчок для  развития художественной  самодеятельности.  У  всех было  хорошее  настроение.  Хочется  назвать по именам,  кто в те годы пел в хоре. Это Вера Борисовна Зиборова, Надежда Борисовна Жулидова, Мария Владимировна Шатова,  Галина Федоровна Круглова,  Екатерина Александровна Лобко,  Татьяна  Евграфовна  Морева,  Наталья  Николаевна Жигулина,  Галина Ивановна  Ельцова,  Римма  Абраровна Голованова. У всех были семьи, дети, домашнее хозяйство,  но это  не  мешало занятиям в хоре,  находили время и для  репетиций,  и для  концертов. Хотя выкроить в те времена время было непросто - все трудились на производстве, в колхозе, на фабриках, в школе или детском саду.

- В школе  в это же время тоже был  организован  вокальный ансамбль учителей,  -  вступает в разговор Панна Владими­ровна, - руководила им Людмила Владимировна Конькова.  В ансамбле пели Ирина Александровна Морева, Юлия Игнатьевна Журкова, Татьяна Николаевна Филонова, Валентина Федоровна Фролова, Альбина Михайловна  Батова, Людмила  Николаевна Сычева, Наталья Яковлевна  Малявина.  Как-то  учительский

ансамбль участвовал в районном  смотре,  -  вспоминает Панна Владимировна.  -  При подведении  итогов его за красивое многоголосное звучание (пели на 4 голоса без музыкального сопровождения)  назвали «изюминкой» смотра.

Восьмидесятые  годы были  годами плодотворными не только для хора,

но и всего песенного творчества в селе. На концертах всегда выступали многочисленные дуэты, трио, квартеты.

К  сожалению,  в  годы  перестройки  многое было  безвозвратно утеряно. Казалось, умирает песня. Но она возродилась вопреки всему.

В  1991  году в  село  приехал Александр Николаевич Иванов.

Он стал новым художественным руководителем Легостаевского хора. Правда, теперь это не хор, а ансамбль,  в  котором  насчитывается двенадцать человек. В доме культуры собрали всех, кто пел в хоре в прежние годы.

В их числе Панна Владимировна Леоненкова,  Анастасия Анатольевна Еремина, Зоя Лукинична Арсентьева, Нина Ивановна Розенталь,  Галина Дмитриевна Малявина, Татьяна Евграфовна Морева,  Людмила Александровна  Загоскина, Людмила Ивановна Патрушева.

Хочу сегодня обратиться к ним с теплыми  словам и  благодарности  за  то,  что они продолжили добрые  традиции, за их истинную любовь

к  русской  песне.  Ни одно  мероприятие не обходится без их участия, будь то награждение медалями  или День рождения села, День победы  или  праздник 8 марта.  Наши  сельчане  всегда с радостью принимают выступление группы «Криницы».

-Что для  Вас русская  песня?- задали мы вопрос Панне Владимировне Леоненковой.

- Для меня песня - это жизнь, огромная,  ни с чем не сравнимая  радость,  -  говорит Панна Владимировна.  -  Бывает, здоровье пошаливает,  а  придешь на репетицию - и все словно рукой снимает.

Она поет, сколько себя помнит. Ведь любовь к песне, родившаяся в раннем детстве, остается с человеком навсегда.

Заканчивая наш разговор, Татьяна  Николаевна  Рыбакова вспомнила  слова  президента Путина,  который  сказал:  «Хор, где  все,  как один  - это яркий символ взаимопонимания, единения и согласия,  абсолютных и неделимых ценностей нашего  народа».  Эти  слова сегодня  и  являются  отправной точкой возрождения хоровых коллективов по всей стране.  И небольшое село Легостаево - не исключение.

-Нельзя  допустить,  чтобы люди  забыли  о  своих  корнях, о традициях. А песня - это как учебник  истории.  В  ней  -  вся наша жизнь,  - говорит Татьяна Николаевна.

Знаменка. - 2016, № 8 (04 марта). - С. 4,5.