За  180 дней -  половину света.

Житель Искитима на велосипеде проехал  11  стран.

 

Более полугода длилось путешествие искитимца Константина Кудрявцева по странам нашего континента. Он стартовал в начале апреля в Таиланде, проехал Лаос, Вьетнам, Китай, Казахстан, Киргизию, Узбекистан, Таджикистан, Россию, Грузию, а финишировал в октябре в Туриии.  На велосипеде Костя проехал  11  стран, побывал на самых высоких горных перевалах, преодолел пустыню, добрался до берегов Средиземного моря и вернулся домой. О том, как удалось осуществить столь масштабный проект, что посчастливилось увидеть и понять, Костя рассказал журналисту «Искитимской газеты».

- Костя,  а  с чего все началось?

-  С  нашей  Берди,  точнее  со сплавов  на  лодках,  которыми мы с  братом Женей  увлекались с  детства.  А  однажды  решили, что  на  велосипеде  удастся  увидеть гораздо больше и отправились в поход. Сначала в Новососедово, потом в Горный Алтай, а потом еще  дальше.  В  2009  году прошел  наш  первый  велопробег по территории Монголии.  Правда,  получился  он  несколько  не таким,  каким  был  запланирован.  Не  все  тогда  получилось.

Но ошибки мы учли и после этого трижды успешно съездили по Средней Азии и Китаю. А вот после  этого  произошел  довольно длительный перерыв - дома возникли  вопросы,  которые  нужно было  решать.  И  только  в  этом году  появилась  возможность вновь  отправиться  в  путешествие.  4  апреля  в  пять  вечера  я сел  на  электричку,  добрался до аэропорта,  самолетом  долетел до  Пхукета  (Таиланд),  а  затем до самой Турции - велосипедом.

- Но раньше  ты  ездил  в  компании  брата  или  других  попутчиков.  Не  страшно  было  отправляться  в  одиночку  да  еще  на такой  длительный  срок?  И   не опасно ли  это ?

-   Я  читал  отчеты  людей,  которые  путешествовали  в  одиночестве,  и  мне  захотелось  попробовать. Честно скажу, понравилось!

Наверное,  все зависит от самого человека,  от  того,  насколько  он готов  быть  один,  не  скучно  ли ему наедине с  собой.  Ради справедливости  стоит  отметить,  что один  я  чаще  всего  бывал  только в палатке ночью,  а днем меня окружали люди.  Я  много  общался с местными жителями, так что скучать  было  некогда.  А  опасность... Иногда в городе опаснее, чем одному на дороге. К тому же, насколько я успел заметить, к путешественникам  с  рюкзаком  за плечами  всегда  несколько  иное отношение,  чем  просто  к  прохожему. Мне всегда помогали, если обращался за помощью.

- Ты знаешь английский язык ?

-  Очень плохо, скажу точно – не на должном  уровне,  только  простые фразы для общения.  Но его знают далеко не везде. Да что говорить,  в  Китае даже  китайский язык не все понимают. Огромная страна, разные регионы - разные диалекты... Мне приходилось зазубривать  самые  простые  мест­

ные  слова:  «здравствуйте»,  «спасибо»,  «сколько  стоит»,  «вода», «рис».  Но  стоит  ошибиться  в  интонации, ударении - и все...  Что­

бы меня лучше понимали, скопировал  иероглифы  на  бумажке  и показывал.  В  Тибете,  например, зашел  в  местную  лавку,  говорю: «Дами  (что значит рис)». Женщина-продавец  непонимающе  смотрит на меня, повторяю - реакция та же.  Она  начинает показывать на товары, я только отрицательно головой  машу.  Она  зовет  мужа, тот тоже  не может меня  понять. Тогда я достаю бумажку с  иероглифом.  Он долго читает,  потом радостно восклицает: «Дами»! Денег  они  с  меня  не  взяли,  сделали  подарок.  После  Китая  я  ехал по Казахстану, Киргизии, Таджикистану,  Узбекистану,  Грузии.  В этих странах  хорошо  знают  русский,  так  что  проблем  не  было, а уже в Турции помогало знание фраз  на  английском языке,  хотя русский и там хорошо понимают.

-  Костя,  а  как  такой  путь  выдержал твой верный друг? Велосипед,  я  имею в виду? Он какой- то особенный?

-   Нет,  самый  обычный.  Я  купил его в спортмагазине два года назад.  Если  судить  по  ценам  - среднего  уровня.  Но  я  переделал руль,  чтобы  удобнее  было  опираться,  ведь  целые  дни  предстояло  за  ним  проводить,  поставил более  надежные  покрышки,  чтобы меньше было проколов.  И все, никакого супер-снаряжения!

-  Часто  приходилось  ремонтировать?

-   Неоднократно.  Только  проколов - штук двадцать.  Но я уже не  первый  год  езжу  на  велосипеде,  что-то  уж е  умею  чинить, что-то  осваивал  на  ходу.  Был  у меня  с  собой  необходимый  набор  инструментов,  рем. комплект для  проколов - это так же необходимо как аптечка.

- А  на самолете как его до  Таиланда доставлял?

-  У  каждой  авиакомпании  свои требования  к  перевозке  таких грузов.  Так  что  я  дома  велосипед  полностью  разобрал,  чтобы по габаритам прошел,  в аэропорту Таиланда собрал часа  за два и прямо оттуда выехал на дорогу.

-  Путь  длительный,  стран  много...  Где пришлось тяжелее всего?

-   Пожалуй,  в  Средней  Азии.

Я  проложил  путь  по  грунтовым,  в  основном,  дорогам,  через  высокогорные  перевалы.

Самый  сложный  из  них  -  в  Таджикистане.  Высота  -  4650  метров,  грунтовка,  неприятный уклон,  нехватка  воздуха...  Возможно  сказалось  резкое  повышение  физических  нагрузок.  До этого  ехал  по  равнине,  отдохнул на  Иссык-Куле,  а  потом  -  сразу в  горы.  Непросто  этот  участок

мне  дался.  В  Китае  преодолевал горы,  забрался  на  самый  высокий в моей жизни перевал - 4700 метров  над уровнем моря,  но так

тяжело  не  было  -  уклон  дороги меньший, да еще и асфальт.

-  А   в  психологическом  плане возникали сложности?

-   Конечно.  Мой  маршрут  -  как единая  нить,  на  которой  нанизаны  точки  интереса,  но  между ними  были  такие  большие  расстояния!  Уставал  от  однообразия  пейзажей.  В   Средней  Азии это  степи:  только  небо  и  земля, и  идеально  ровный  горизонт.  Тяжело  давались  большие  по  протяженности  участки.  На  них  и физически  выматываешься,  и психологически.  Например,  ехал я  по  пустыне.  Жара  и  сильный

встречный  ветер.  Впереди - прямая длинная дорога,  а едешь всего  около  10  км  в  час,  слишком медленно.  А  от  понимания,  что этот  путь  может  занять  не  один день становится плохо.  Китай пересекал  как  раз  в  самую летнюю жару.  На  солнце  -  плюс  пятьдесят,  и укрыться  негде.  Брал с собой  побольше  воды.  Когда  кожа, казалось,  начинала  гореть,  ополаскивался.  Только  хватало  минут на  пять,  а  потом снова  жара.

Хорошо  хоть  заправки  есть,  а  на них - зоны отдыха.

-  Было  ли  желание  все  бросить,  взять  билет на  самолет - и домой?

-  Нет.  Еще  когда  готовился  к путешествию,  поставил для  себя условие  -  идти  до  конца.  Понимал,  что  сложно  придется  и  заранее  отрезал  пути  к  отступлению.  Просто  иногда  во  время пути  хотелось сменить род занятий.  Когда  едешь  на  велосипеде, работают  ноги,  а  зачастую   хотелось  дать  нагрузку  и  на  руки, что-то другое  поделать,  а  не  педали крутить.

-  Что  самое удивительное увидел?  Из  какой  страны  не  хотелось уезжать?

-  Удивительным  было  все.  Мне понравился  юг  Таиланда,  Вьетнам,  где  природа  богата  яркими  красками.  Там  такая  зелень! И  жизнь  очень  колоритна.  Поразила  Грузия:  очень  много  достопримечательностей,  богатая природа,  зеленые  склоны,  заснеженные  вершины.  При  всем

природном  богатстве  еще  и  хорошие  асфальтированные  дороги.  Там  живут  удивительные интересные люди.  Очень понравилась местная  кухня.  В  Грузии мне  хотелось  задержаться  подольше,  даже  расстроился,  когда до границы добрался. Еще интересно  было  в Тибете  в  Китае. Стоит  сказать,  что  я  побывал только  в  разрешенной  для  туристов части,  но  все  равно  впечатлений  было  много.  Здесь самобытная  архитектура,  местные жители  ходят  в  традиционных нарядах:  широкополых  шляпах, длинных халатах с ярким поясом -  и  украшают  себя  различными  браслетами  и  ожерельями.  А еще они глубоко верующие люди. Было приятно вновь посетить Памир  (Таджикистан).  Меня  всегда  поражал  аскетизм  природы и  быта  памирцев.  Машин  здесь очень  мало,  раз  в  полчаса  может  быть  какой-нибудь  автомобиль с туристами проедет.  И все. Камни  и дорога. Остановился  на самой  высокой  точке,  оглянулся  вокруг:  ни  деревца,  ни  птиц, ни животных. Только голые камни,  кажется,  что даже ветра нет. Удалось  мне,  наконец,  побывать в  древних  городах  Узбекистана.

Давно хотелось полюбоваться на эту красоту.

- Во время  твоего путешествия в  Турции  произошел  военный переворот.  Не было желания изменить маршрут?

-  Думал об этом, конечно. Брат писал  о  событиях  в  Турции.  Но это  произошло  в  июле,  я  тогда был в  Киргизии.  Поспешных решений принимать не стал,  и,  как оказалось,  правильно.  К  тому моменту,  когда  к  началу  сентября  достиг  границ  Турции,  там уже все успокоилось.

- К а к   ты связы вался с родными?  Они,  наверное, очень за  тебя  переживали?

-  Мама очень бурно отреагировала, когда я только  начал  готовиться  к  путешествию.  Но  я  рассказал  все,  предоставил  факты,  объяснил,  что  риск минимален. Тогда только поняла, что это не какой- нибудь  экстрим,  а  все  продумано.  Папа  спокойно воспринял,  начал думать, чем на этапе подготовки можно мне помочь.  А брат,  скорее всего,  завидовал.  Обычно мы с ним вместе участвовали в велопутешествиях.  В дороге связывался с ними часто. С  собой  был  смартфон  и  GPS-навигатор.  Скидывал свои координаты и родные могли видеть,  где я сейчас  нахожусь с точностью до трех метров,  видеть  дорогу,  кусты,  где  я  палатку  поставил.  Общались по скайпу, если был Wi-Fi.  Всю дорогу вел дневник,  фотографировал  страницу  и  отправлял брату.  Он  уже  публиковал  в  интернете мои  отчеты. Так что причин для беспокойства не было.

- Какие-то  сувениры из путешествия привез?

-   Ничего  крупного  я,  к  сожалению,  привезти  не мог.  Нельзя было утяжелять рюкзак.  Но сувениры есть.  Из  Тибета  привез тряпичный  флажок с  молитвой.  Из  разных стран - монеты,  из Таиланда - баночку  с  песком,  чтобы  пополнить  мою  коллекцию.  У  меня  уже  есть  пески  и  грунты  из  разных стран, остатки кораллов, ракушек.

- Во  многих странах введен запрет на их вывоз.

- Да,  я  слышал  об  этом.  Но  есть большая  разница между таможенным досмотром в аэропортах и в.наземных  пунктах.  Когда  переходил  границу  из Таиланда  в Лаос,  меня даже досматривать не стали,  печать поставили - и  вперед.  Если  говорить о таможне, то самому жесткому досмотру я подвергся  в  Узбекистане.  Обычно  осматривали  только на  предмет хранения оружия  и  наркотиков,  видели,  что я  путешественник,  и  отпускали,  зачастую, даже  вещи  не  глянув.  А  в  Узбекистане  обыскали  меня  с  ног до  головы,  вывернули  весь  рюкзак, все пакетики развернули и посмотрели,  вплоть до вскрытия походной горелки.  Неприветливо меня и родина  встретила.  Мой  маршрут  включал  небольшой отрезок по  России:  из  Казахстана  вокруг  Каспийского моря через Астрахань. У пункта досмотра у небольшой деревеньки  выстроился хвост из машин.  Обычно  велосипедистов  пропускают  вне очереди,  ведь  такого  тщательного  досмотра  как автомобили,  они  не  проходят.  Но  тут  заставили долго  ждать  разрешения.  Пока  смеркаться  не  начало, на меня внимания не обращали. Пока не убедил  таможенника,  что  мне  еще  искать  место  для ночевки,  ставить  палатку,  так  и  стоял  в  очереди. Но вот прошел через пункт досмотра,  проехал деревеньку, выбрал местечко и устроился на ночлег. Тут приезжает мужчина,  представившийся старостой, и говорит, что останавливаться здесь нельзя.

Ну куда я уже по темноте пойду!  Забрался в палатку  и  уснул.  Просыпаюсь  от  света  фонарика.  В   12 ночи  обнаружили  меня  пограничники  и  говорят: или штраф, или езжай дальше. Во т и пришлось мне собираться  и  в  полной  темноте  ехать  еще  15  километров,  пока  не  закончилась  пограничная  зона. Дорога  узкая,  да  еще  и  без  освещения!  Хорошо,  у меня  сзади  светоотражатели  стоят,  а  то  всякое могло произойти.  Когда  выбрался  из пограничной зоны,  уже  не  смотрел,  что  вокруг  -  поставил  палатку и завалился спать.

-  Я   так  понимаю,  лишних денег  на  штрафы различные  не  было.  А,  если  не  секрет,  во  сколько тебе  обошлось все путешествие? Насколько  такой вид отдыха  финансово затратен?

-  На велосипеде путешествовать выгоднее,  чем на машине,  например.  Здесь  множество  плюсов.  Во-первых,  если  выезжаешь  на  машине,  то  из  дома  и возвращаешься  своим ходом.  Таким образом далеко  не  уедешь.  На  велосипеде  ж е  можно  улететь  на другой  конец  мира  и  путешествовать.  Во-вторых, расходов  на  бензин  нет,  да  и  ремонт  не  такой  дорогой.  За  полгода  велопробега  я  истратил  120  тысяч  рублей.  Это билеты  на самолет туда  и обратно, несколько  раз  я  останавливался  в  хостелах,  но  самая большая часть бюджета ушла на питание. Своеобразное путешествие оптом:  надолго,  но дешевле.

-  А  на  работе  как  тебя  отпустили  на  столь  долгий срок?

-  Я  до  путешествия  работал  в  новосибирской фирме,  занимающейся  декоративной  штукатуркой. Денег заработал и уволился. Теперь вот вновь

буду  устраиваться.  А  вообще  хочу  поменять  сферу  деятельности,  совместить  работу  с  хобби.  Во время  путешествия  не  раз  встречал  велогруппы европейских  туристов.  Во т  организовывать  и  сопровождать такие  группы  я  вполне  бы  мог - опыт огромный!

- А  по  образованию  ты кто?

-  Художник-преподаватель.  Я  потому  и  занимался  декоративной  штукатуркой,  что  там  требуется умение  рисовать.

-  Так  вот  почему у   тебя  получились  такие  интересные  композиционно  правильные  фотографии!

А  какие-нибудь наброски в дороге делал?

-   Нет.  Во-первых,  любое творчество - это  время, а у меня его было не так много.  Во-вторых,  рисунки  еще  довезти  надо.  Я  брал  с  собой  карты,  они за  время  путешествия  истрепались  основательно.

То  же  было  бы  и  с  набросками.  Но  все,  что  я  увидел,  очень  вдохновляет  на  творчество.  У  меня  после  всех  поездок  появлялись  идеи,  которые  я  воплощал  в  жизнь.  Думаю,  что  и  сейчас,  после  того, как все осмыслю, разложу по полочкам, возникнут какие-то образы.  Просто пейзажи мне не интересны,  а  вот  их  отражение  через  образ  героя  хотелось бы передать.

- Костя,  понятно,  что ты только  что вернулся,  но, может  быть,  уж е  есть  планы  на  следующее  путешествие?

-  У  меня  два  варианта:  на  восток  или  на  запад! Очень хотелось бы  посмотреть свою  родную страну. Думаю, что поездка на Дальний Восток была бы интересной.  А  если  на  запад, то через всю  Европу с перелетом в Мексику. Для меня составить какой- то маршрут не проблема, главное - не повторяться. А  в мире есть еще много удивительных мест!

Наталья Кривякина, фото Константина Кудрявцева.

Искитимская газета № 41, 2016 г.