Дорога, которую они выбрали.

 

Без  преувеличения можно  сказать,  что  история  наземных транспортных средств началась с изобретения колеса.  Потом появились колесницы,  телеги,  кареты...  Но менялись времена, ускорялся ритм жизни,  и сейчас нам уже никак не обойтись  без автомобилей,  автобусов,  троллейбусов  -  транспорт играет в нашей повседневной жизни большую роль. Автомобили стали скоростным  транспортом,  благодаря  чему мы имеем возможность  преодолевать огромные расстояния и добираться в самые недоступные уголки мира. Увеличивается и число профессий,  обслуживающ их автомобильный транспорт,  а профессия водителя была и остается одной из самых массовых.  Поэтому не удивительно,  что во многих странах существуют праздники, посвященные данным профессиям. В нашей стране День работников автомобильного транспорта традиционно отмечается в последнее воскресенье октября.

Сегодня  День  автомобилиста  своим праздником считают многие, мол, «машину купил, права получил, все -  имею право». Но мы порой и не задумываемся о том, насколько нелегок труд водителей  -   профессионалов.  Тех,  кто доставляет грузы,  кто обеспечивает бесперебойную  работу  предприятий,  кто трудится на пассажирском транспорте. МУП  «ЦПАТП»  города  Искитима одно из  самых  крупных  автотранспортных

предприятий  Новосибирской  области. В октябре текущего года оно отметило свое 68-летие. За этот долгий путь пришлось пройти множество преобразований,  взлетов  и  падений,  но  предприятие сумело выстоять, сохранить коллектив  и  маршрутную сеть в тяжелое время реформ, перестройки и экономического кризиса.

«Сегодня мы работаем в сложных условиях,  выполняя  при  этом  все договорные  обязательства,  оставаясь  надежным  перевозчиком  в  городе,  -  рассказывает директор  МУП  «ЦПАТП»  г.  Искитима  Сергей  Михайлович Лукьяненко.  -  Мы  много говорим,  как важна современная техника, отвечающая требованиям нового времени, но не надо забывать: управляют ею люди, своим профессионализмом и опытом заслуживающие уважение окружающих. На нашем предприятии работают асы своего дела. Это и водители с большим опытом и высоким чувством ответственности за тех,

кто находится в салоне автобуса.  Это и специалисты  ремонтно-механической мастерской, от которых зависит техническое  состояние  машины,  а  значит  и безопасность пассажиров.  Благодаря им  наше  предприятие  переживет любые невзгоды».

Есть  в  МУП  «ЦПАТП»  и  свои  передовики  производства.  Один  из  них  -  Рафаиль Агафуров,  который  работает  на предприятии  водителем  уже  34  года. Рассказывает,  что  «шоферить»  начал еще до армии, учился в автошколе ДОСААФ. Отслужив положенные два года, сразу  устроился  в  Искитимское  автотранспортное предприятие. За это время весь город исколесить довелось,  на всех  маршрутах  поработать,  но  свой первый маршрут Рафаиль Мансурович до  сих  пор  помнит  и  называет его  ласково  -   «девяточка».  Кстати,  говоря  о Рафаиле  Мансуровиче,  нельзя  не  сказать о том,  что он  -  основатель трудовой династии предприятия. Его жена Татьяна уже семь лет работает кондуктором, а сын Рамиль трудится здесь же на автозаправке.

Сергей  Горелов  и  Юрий  Дегтярев тоже  водители  с  большим  опытом  и стажем. На предприятии они работают более двадцати лет. Десять из них -  на одном автобусе. «Напарники мы,  - говорит Юрий Александрович. -  Иногда, как и любого человека, посещали мысли найти другую, более спокойную работу, но потом посидишь, подумаешь, ну как я  Горелова - то оставлю».  Сергей Иванович тоже отмечает, что когда работаешь  в  одной  команде с  надежным  и  ответственным  напарником,  то и  результат очевиден,  и  на душе спокойнее.  А  спокойствие  для  водителя автобуса -  самое главное.  По словам мужчин,  водители  автобуса  должны не  просто  «рулить» уметь  и  в технике разбираться,  но  еще  и  особым  складом характера обладать -  сдержанностью,  терпеливостью.  Ведь  ситуации разные бывают,  поэтому девиз любого водителя пассажирского автотран­

спорта, за спиной которого люди, звучит примерно так: «Спокойствие, только спокойствие».

Как  известно,  залог  успеха  любого  предприятия  -   дружный  коллектив. Это высказывание актуально и для МУП «ЦПАТП» города Искитима. Здесь каждый  цех,  каждый  специалист -   как звенья  одной  цепи.  Если  кто-то  один не  успел  выполнить  свою  операцию или сделал ее не качественно,  то другому  тоже  не  повезло.  Ремонтно-механическую мастерскую смело  можно  назвать  одним  из  главных  звеньев всего предприятия. Сегодня пассажирское автопредприятие имеет парк подвижного состава  в  количестве  35  единиц транспортных  средств,  обслужи­

вают  которые  38  специалистов  -   слесари, токари, фрезеровщики. Возглавляет  ремонтно-механическую  мастерскую  Олег  Греков.  Правда,  начальником  Олег  Петрович  стал  не  сразу.  На предприятии  он  трудится  более двадцати лет. Начинал восхождение по «карьерной лестнице» с должности слесаря, одно время водителем работал, но, по признанию самого Олега Петровича, работать с железом, собирать и разбирать двигатели, другие механизмы ему больше нравится. Снова стал слесарничать, со временем его назначили бригадиром механиком, а затем и работу всех

цехов мастерской возглавил. «Высококлассный специалист, - говорит об Олеге Грекове главный инженер предприятия Андрей Юрьевич Дятлов. -  Все умеет. В мастерской  14 цехов и специфику работы каждого из них он знает досконально. А еще Олег Петрович очень ответственный сотрудник». Сам Олег Греков  признается,  что  ответственное  отношение к делу ему еще родители привили. Олег Петрович родился и вырос в сельской местности и в большой семье, так что к труду с малолетства приучен. Владислав Берсенев работает слесарем  в  МУП  «ЦПАТП»  города  Искитима 22  года.  Сначала его должность звучала так -  слесарь -  ремонтник.  Сегодня он  -   слесарь -   агрегатчик.  «Я  отвечаю за  пневматику  и  гидравлику.  Для  «непосвященных» объясняю - за то, чтобы тормоза на автобусах всегда в исправном состоянии были, - смеется Владислав Николаевич. -  Автопарку нас далеко не новый, так что работы специалистам мастерской хватает. Какие-то запчасти мы сами делать умеем - токарный цех у нас достаточно хороший.  Какие-то закупать приходится.  Работа сложная,  но современное  оборудование  нам  в  помощь,  теперь и  компьютерная диагностика нам доступна».

По словам главного инженера Андрея Юрьевича Дятлова,  Владислав  Берсенев тоже  профессионал  своего дела  с большим опытом работы. При этом легко  и  быстро  осваивает какие-то  новые методы и технологии,  постоянно повышает уровень своего мастерства.  Ведь сегодня требования  к  представителям рабочих профессий  постоянно  растут: надо и специальные компьютерные программы знать, и современное оборудование осваивать.

«Компрессоры, краны, двигатели, распределители...»  -  сыплет  профессиональными терминами Владислав Николаевич,  проводя  для  журналистов  небольшую экскурсию по своему цеху. Для «непосвященных»  все это звучит сурово  и  непонятно.  Осознаешь лишь одно -   работа  слесаря,  да  еще  и  автотранспортного предприятия, требует абсолютной точности  и  мастерства  ювелира.  Ведь  это  не только  всегда  исправные  тормоза.  Это  -  жизнь  и  безопасность пассажиров.

Сергей  Бухарцев  и  Вячеслав  Орешников  -   золотая  молодежь  ремонтномеханической  мастерской.  В  хорошем смысле  этого  слова.  Их участок также один  из  самых  сложных  и  ответственных  -   Сергей  и  Вячеслав  занимаются  диагностикой  автомобилей.  Сергей Бухарев  по  образованию  автомеханик, на предприятии работает три года. Признается, что был момент, когда уходил  с  МУП  «ЦПАТП»,  но потом  вернулся.  «Во-первых,  я  люблю  свою  работу, во-вторых, понял, что официальное трудоустройство в наши дни тоже дорогого стоит. В-третьих, когда мне позвонили  и  сказали,  что для  нашего  цеха  новое оборудование  приобрели, которое позволяет быстро  и  качественно находить причины неполадок в автомобиле, поставить  правильный  «диагноз»  сломавшемуся автомобилю, мне интересно стало.  Предложение вернуться принял с радостью».

Говоря об умении работать в команде, все,  и  особенно  водители,  отмечают, что очень многое зависит и от кондукторов -  от их умения общаться с людьми, поддерживать в салоне автобуса атмосферу доброжелательности. Ведь пассажиры они тоже  разными  бывают,  а водителям  нервничать  нельзя.  Как  говорилось выше,  их девиз:  «Спокойствие, только спокойствие».

Действительно,  рабочий  день  многих из  нас  начинается  именно с общественного  транспорта.  И  вот  заходим мы в автобус, порой не выспавшиеся, в плохом настроении. И даже не задумываемся, что кондукторы, как и водители, давно уже на ногах. Зимой свои будильники они заводят на четыре утра, летом могут позволить себе  поспать чуть подольше.  Но  в  половине  шестого  -   все они уже на работе. А «домой»,  в гараж, автобусы возвращаются в десять вечера, а то и позже.

Елена  Цвык  работает  кондуктором  с 1994 года. Говорит, сначала думала, что устраивается в МУП «ЦПАТП» временно, но,  как показала жизнь,  нет ничего более постоянного, чем временно принятое  решение.  «А мне  нравится  моя  работа, - признается женщина. -  Хоть и тяжело  порой  бывает.  Зимой,  в  сильные морозы, руки стынут, пока пассажирам сдачу насобираешь, летом душно в автобусах».  Рассказывает  Елена  Михайловна  и  о двух  ситуациях,  когда,  казалось  бы,  все,  ДТП  не  избежать.  Но тут же  добавляет:  «Водители  у  нас  -   профессионалы своего дела. Благодаря их мастерству беды и не случилось. Даже на наших дорогах с ними не страшно». За двадцать лет Елена Цвык работала на самых разных маршрутах.  При этом отмечает,  что  практически  у  всех  кондукторов есть «свой», любимый маршрут.  У  Елены  Цвык это  -   «четверочка». Говорит, что пассажиры на этом маршруте,  как  правило,  все  общительные, улыбчивые.

А  у  Татьяны  Плескачевой,  которая трудится  здесь  с  1997  года,  любимый маршрут «двоечка».  В  свое  время  Татьяна  Васильевна  окончила  медицинское училище.  Правда,  по специальности так и не поработала. Трудилась воспитателем в детском садике - на ясельные группы тогда брали специалистов с медицинским образованием.  Когда такие группы сократили,  пришлось и место работы поменять. Смеется, что навыки, полученные за годы работы в детском садике,  и сегодня пригождаются. «Нет, нянчиться с пассажирами, конечно же,  не  надо,  но  порой  с  ними,  как с детьми общаться приходится, - рассказывает женщина. -  С кем-то пошутишь, кому улыбнешься,  глядишь и  настроение у человека поднялось».

По словам Елены Цвык и Татьяны Плескачевой,  водить  автомобили  они  не умеют, но День работников автомобильного  транспорта  считают  своим  профессиональным праздником. И вполне заслуженно.  Ведь День работников автомобильного транспорта  -  это  праздник  водителей,  рабочих,  инженерно-технических работников и служащих, руководителей автотранспортных и пассажирских  автопредприятий,  ученых  отраслевой науки и преподавателей учебных заведений.  В  решении  всех задач, стоящ их  перед  отраслью,  неоценим опыт ветеранов автомобильного и пассажирского транспорта,  отдавших любимой  профессии лучшие годы жизни.

Все они как звенья одной цепи. А в МУП «ЦПАТП» города Искитима - слабых звеньев не бывает.

Оксана Паньковская,

фото автора.

Конкурент. - 2016, № 42 (1279) (28 окт.). - С. 8,9.