Десять
километров молитвы.
«Ну и зачем
тебе это?» -
задавали мне один
и тот же
вопрос все, кому
я объявляла, что
собираюсь 14 июня
участвовать в крестном ходе
от центра Искитима д о
Святого источника в Ложках. «Я хочу
понять...» - «Что понять?!»
- «Понять,
зачем люди это делают». 14
июня было жарко. Я прошла
эти
И это не
просто совместное «шагание» по дороге,
это путь-молитва.
СБОР назначен у храма в честь
иконы Божией Матери «Владимирская» (часовня
на Комсомольской площади). Три
девчонки, смеясь, плещутся в струях фонтана, который появился здесь совсем
недавно. Длинные юбки, береты
и широкополые шляпы,
а на ногах - кроссовки.
Видно сразу, что
девчонки тоже с нами.
Буквально десять минут длится
служба в храме, а выхожу на улицу
и даже присвистываю от удивления -
площадка вокруг храма заполнена народом так, что некуда упасть даже тени
от ветки. По примерным подсчетам, в этот день
в крестном ходе
приняло участие около полутора тысяч человек.
Во второе воскресенье после
Троицы Православная Церковь отмечает соборный день памяти всех святых, на земле
Русской просиявших. В этот день крестный
ход «За духовное возрождение России» является в Ис
китиме традиционным и ежегодным. Идем красиво.
Впереди грузовичок с походной колокольней - перезвон колоколов сопровождает нас всю
дорогу. Далее - крепкие мужики с
хоругвями. Следом - детишки и тоже с хоругвями,
но поменьше, сообразно силе и росту.
Двумя рядами, в зеленых с
золотом облачениях, идут
священнослужители, прибывшие из храмов Искитима, Бердска, Новосибирска.
Людскую массу возглавляет Преосвященнейший
Лука, епископ Искитимский и Черепановский.
Сзади движутся автомобили - если нет сил идти, можешь сесть и ехать, не возбраняется. И замыкает
шествие машина с пластиковыми бочонками
со святой водой.
Вдоль всей колонны
буквально летает отец Василий Бирюков,
настоятель Преображенского собора г. Бердск с двумя парнями-помощниками. У парней в руках по полному
ведру с водой, отец Василий обмакивает в воду кропило, широко размахивается - ха! - и над смеющейся толпой сочным веером брызг
летит святая вода, окропляя
и освежая одновременно. «И нас!
И нас, батюшка!» - кричат звонкие голоса, и батюшка не жалеет
водички. А потом бежит дальше. «Лыжню! Лыжню!» - слышен его веселый
голос. Идем так широко, что заняли всю
улицу Пушкина, потом Советскую. Но автомобили спокойно уступают нам дорогу,
стоят у обочины. Женщина вышла из-за руля
серебристого джипа и осеняет себя
крестом. Крестится загорелый
дочерна парень в красной футболке. Люди
выходят из домов, выглядывают из-за
заборов. На крыльце магазинов стоят покупатели и продавцы. Бабушка в халате у
ворот своего дома - резные наличники, резьба
под крышей - тоже
крестится, а у ног ведро с холодной водой и чистый ковшик: «Водички
холодненькой кому...»
Стоит, пока за поворотом не
скрывается последний из колонны.
В
Индустриальном, в храме в честь иконы Божией
Матери «Неупиваемая чаша»
еще один молебен. Здесь,
воспользовавшись короткой передышкой, люди пьют воду, отдыхают на скамейках.
- Откуда вы? -
обращаюсь к двум девочкам лет десяти в традиционных русских сарафанах.
- Из Бердской Православной
гимназии, - смотрят на меня
из-под шляпки огромные любопытные
глаза.
- Знаете, что идем к Святому
источнику?
- Знаем.
- Уверены, что пройдете?
- Уверены. Мы и в прошлом году ходили.
- А что вам известно о святых
источниках?
- Святые источники появляются
в разных местах после
определенного знака Божия, показывая всем, что это место отмечено особым
событием и поэтому оно свято.Вот
часто вам приходилось слышать от 12- летней девочки настолько правильную и чистую русскую
речь без смущения, хихиканья и «уличных» словечек?
Обращает на себя внимание
высокий парень с внешностью
былинного богатыря. Знакомимся - Юрий, приехал
из Новосибирска с друзьями. В
крестном ходе «За духовное возрождение России» участвует с 2012 года. Ранее ход
начинал идти от Бердска, в 2015 году решено сократить путь из-за закрытого
в Искитиме путепровода,
чтобы не создавать на
перегруженной федеральной трассе проблем для движения транспорта.
Путь от Бердска до Святого источника составлял
- Это возможность помолиться
вместе со всеми, прежде всего. Это
возможность отдать дань памяти всем замученным в лагере, который ранее
находился в Ложках, - это мнение Юрия о смысле его участия в крестном ходе. А
вот и еще одна красавица в сарафане, лет двадцати, зовут
Ирина. Приехала из Новосибирска. К сарафану -
белая рубаха, платочек на голове и лента в косе ярко-зеленого цвета
молодой березовой листвы.
- Для какой же цели сшили вы
такой красивый сарафан?
- Я
в нем на вечорки хожу)) У
меня есть знакомые с казачьей заставы,
вот они вечорки
проводят, я и прихожу. Десять
километров для Ирины не проблема. Она спортсменка - лыжница, и пятнадцать на лыжах пробегает
легко.
- И по жаре спокойно дойдете?
- Бог поможет.
Знакомлюсь еще
с одной женщиной.
Ей восемьдесят лет, зовут
Лидия Федоровна. Приехала из Сочи в
Бердск на жительство к сестре.
- Что дает Вам участие в
крестном ходе?
- Благодать. Очищение. Душа
радуется.
Очень много семей с детьми в колясках и даже на руках. Вот
бодро вышагивает совсем молодая девушка, рядом с ней - женщина в возрасте катит коляску, из коляски,
заботливо прикрытой для
создания тени, торчат только
ножонки в синих сандаликах.
- А
вы так и
пойдете с коляской
все
- Конечно, - девушка
улыбается моей бестолковости. -
Я и беременная
была, тоже ходила.
Человека в коляске зовут
Алексей. То спит, то не спит, но ведет себя смирно.
- А это от родителей зависит,
как ребенок будет вести себя на службе, - поясняют мне,
- если
родители с вечера
готовились, настраивались, то и
дитю настрой будет
передан.
Анастасия вместе с бабушкой
(Алексею она уже прабабушка), мамой, братом, двоюродной сестрой приехали из Казахстана -
специально для
участия в
этом крестном ходе.
- Для чего вам это?
- Побороть
свои страхи, внутренние переживания, получить положительный настрой -
чтобы жить дальше полноценно и спокойно.
На протяжении всего хода люди
речитативом пели-читали молитву: «Господи, Иисусе Христе
- сыне Божий, помилуй нас». Именно «НАС». И люди, приехавшие из разных
городов, многие видевшие друг
друга впервые, слова молитвы пропевали
так слаженно, как будто невидимый
дирижер руководил ими. Запевали мужчины
- женщины подхватывали. Опять мужские басы
- и женские слаженные голоса
следом. В районе Шипу-
ново я поймала себя на том,
что мысленно пою вместе со всеми.
- Я за всех иду помолиться, -
рассказывает моя очередная собеседница Людмила,
- за себя, за детей своих, за внуков, за Россию.
«... помилуй НАС!..»
Очень жарко. Поддаваясь
общему настрою, ноги идут легко, но усталость уже чувствуется. Вот впереди шагает Надежда Тимофеевна,
женщина немолодая. В шелковом платке ей не очень комфортно. Но уже кто-то где- то находит шляпу с полями.
И Надежду Тимофеевну от солнца
спасли, и просили
не беспокоиться насчет возвращения
шляпы владельцу.
А парни с ведрами воды
неутомимо, рысцой, снуют вдоль подрастянувшейся уже
толпы. И
батюшки, сменяя друг друга, окропляют
людей кто кропилом,
а кто и
просто пучком березовых веток. Зелено-золотые облачения мокры по пояс. А
люди протягивают руки и
смеющиеся лица навстречу живительным брызгам.
Проходим коттеджи Шипуново, и молодой мужчина, видя такое дело, быстренько протягивает через
забор
шланг и, сам получая от этого
удовольствие, щедро плещет кому на пыльные ноги, а кому и поверх голов.
Вдоль всего пути
присоединяются и присоединяются люди с иконами. Двое парней вынесли из ворот
домовые иконы -
большие, в резных деревянных окладах - и теперь вышагивают в первых рядах.
И как-то
незаметно - показывается из-за высокого холма храм в честь Новомученников и Исповедников Российских. Колокольный
перезвон походной звонницы на машине сменяется густым, солидным, сочным звоном
колоколов храма.
Святой источник. Дошли.
На площадке у источника
проходит молебен. Слова молитвы
выпевают все: уставшие священники, мужики, плотнее сжавшие хоругви
в потных руках, девушки в пыльных сарафанах,
и даже старушки
приободрились. Мы дошли, мы сделали
это, мы сделали это все вместе.
А потом
- кто в
купальни, кто просто
по колено босыми ногами в источник. Ледяная вода обжигает ступни, но сейчас она - благодать.
И благодать на душе. И радуют накрытые для всех столы с гречневой
кашей и чаем. «Кому добавки? Добавки кому?» - кричат
молоденькие девчонки с поварешками. Народ рассаживается тут же компаниями в траве или
встает у столов. Напротив меня за
столом серьезный мужчина
лет десяти
степенно ест кашу пластиковой ложкой
из пластиковой тарелки. Ни крупинки
мимо и никакой суеты. Хотя шел
весь путь и пел весь
путь.
- Сами откуда будете? - завязывает беседу с высоченным дядькой в
очках, стоящим рядом с ним.
- Из Новосибирска.
- А я
местный. Первый раз
крестным ходом идете?
- Нет, ходил уже.
- И
я ходил. В
следующем году опять
с нами пойдете?
- Обязательно.
В отличие
от них я
не знаю, пойду
ли в следующем году.
Все-таки для организма это серьезное испытание. Но для
чего люди это делают, я теперь знаю. «Помилуй НАС!..»
Когда за тебя одновременно
молятся полторы тысячи человек - это
тоже серьезно.
Евгения СВИТОВА
фото автора